Участие деятелей театрального искусства в Великой Отечественной войне

Грозные годы Великой Отечественной войны изменили жизнь народов и страны. Героическое участие приняли в этой зловещей войне ингуши. Деятели культуры и театрального искусства воевали на всех фронтах, начиная от Брестской крепости до завершения войны в Берлине. В агитбригадах и в тылу они находились на самых сложных и ответственных участках.
По-разному сложились судьбы актеров первых ингушских драматических кружков. Все они были патриотами и служили интересам своего народа и страны. Объединённый чечено-ингушский государственный театр был создан в г.Грозном.


В день начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года актерская труппа Чечено-Ингушская театра находилась в горах на гастролях. Стояли солнечные дни. Горцы радовались приезду актеров. Казалось, ничего не предвещало беды. Но вдруг с радио-громкоговорителя пришла страшная весть. Началась война. События начали стремительно развиваться. На второй день войны актеры Чечено-Ингушского драматического театра добровольцами ушли на фронт. Мужская группа театра, в составе 11 человек, пересела в грузовик, переполненный ополченцами, и уехала в г.Грозный, для отправки на фронт. Это были видные актеры чечено-ингушского театра И.Ибрагимов, А. Туликов, М.Сапаров, Т.Исаев, В.Магомадов, братья Алхазовы. Вместе с ними ушёл на войну и первый заслуженный артист ЧИАССР из ингушей – Осман Горчханов.
Ушли добровольцами на фронт 10 юношей из Чечено-ингушской театральной студии ГИТИСа в Москве – А.Цароев, Х.Баркинхоев, В.Мациев, А.Атуев и др.. «Преподаватели, почти вся студия, коммунисты и комсомольцы, добровольцами ушли на фронт. На митинге решили: преподаватели – в ополчение, молодежь – в истребительный батальон – защищать Москву, бороться с диверсантами, лазутчиками, шпионами, провокаторами…. Искусство шло рядом с нами по фронтовым дорогам», – вспоминал Х.К.Шаипов, заслуженный работник ЧИАССР. Часть студийцев вернулась на родину и вошла в состав творческих агитбригад. А между тем, фашисты яростно рвались к Кавказу.
«Пусть же наши драматурги сделают всё, что могут и они должны сделать для того, чтобы с подмостков театров артисты могли песней и музыкой, острой сатирой на врага и пламенными патриотическими образами, которая каждый день даёт наша освободительная борьба, ещё больше вдохновить народ на борьбу за окончательный разгром фашизма», – писала газета «Правда» в те дни. Из учреждений культуры в Грозном остался Чечено-Ингушский драматически театр, перестроивший с первых дней войны свою работу на военный лад.
Уже в июле 1941 года Идрис Базоркин пишет пьесу «В эти дни», страстно призывающую народ к единству и мобилизации народ. Через всю пьесу проходит одна мысль – борьба с захватчиками. Все герои пьесы являются большими патриотами. Пьеса вызывала всеобщий протест против фашизма.


Многие культурные учреждения – Государственный театр юного зрителя, Чечено-Ингушский ансамбль песни и пляски, Дом народного творчества, Изостудия, Государственная филармония, Музыкальная школа и Музыкальное училище были закрыты из-за отсутствия бюджетных ассигнований. «С первых дней Великой Отечественной войны Чечено-Ингушский государственный драматический театр оперативно перестроил свою работу на военный лад. Весь коллектив был разбит на три бригады и командирован в районы. Коллектив театра обслуживал госпитали, военные части и агитпункты. Репертуар Чечено-Ингушского государственного драматического театра в 1941-1944 гг был представлен такими постановками, как: «Сурхо-сын Ади (М.Гадаев, Г.Батукаев), «Накануне» (А.Афиногенов), «Тамара», «Капитан Ибрагимов», «Рождение ненависти» (И.Базоркин), «Слуга двух господ» (К.Гольдони), «Усатый Мирза» (Музаев Н., Вайнштейн В.), «Олеко Дундич» (М.Кац, А.Ржешевский), «Храбрый Кикила» (Г.Нахуцришвили, Б.Гамрекели), «Программа героико-патриотического содержания» (Н.Музаев, Б.Саидов, И.Базоркин)».
Документы военного времени, собранные в книге «Культурное строительство в Чечено-Ингушетии» (июнь 1941-1980гг) красноречиво свидетельствует о творческой деятельности актеров Чечено-Ингушского театра в годы Великой Отечественной. «Нелегким был проезд артистов к частям действующей армии-вокруг шли бои, но какую радость и гордость испытывали актеры при встрече с земляками-воинами Чечено-Ингушского кавалерийского дивизиона! Каждый номер повторялся на «бис». Бывало, что выступление прерывалось сигналом «К бою!» и с большим вдохновением продолжалось после возвращения бойцов с поля боя».
В Великой Отечественной войне на полях фронта и агитбригадах, в военных госпиталях и разведке принимали участие бывшие драматурги и актеры первого Ингушского драматического театра, существовавшего в 30-х гг во Владикавказе – Багаудин Зязиков, Мурад и Дунда Куркиевы, Хаджи-Бекар Муталиев и Султан Плиев, Идрис Базоркнн и Джемалдин Яндиев, Хамзат Осмиев и Ляля Мальсагова и др. Призывала к борьбе с фашистами вся творческая интеллигенция ингушей. Их призывы звучали в газетах «Сердало» (Свет), «Ленинский путь», «Грозненский рабочий» и на радио.
Султан Плиев, окончивший накануне войны аспирантуру Горского научно-исследовательского института в г.Ростове-на-Дону, обладая большим организаторским талантом, принимал участие в формировании партизанских отрядов на территории Чечено-Ингушетии.
Магомед Абдулаевич Ханиев, участник первого драматического кружка во Владикавказе, позже комиссар Госбезопасности Ингушской автономной области, в годы Великой Отечественной войны был защитником Отечества, участвовал в формировании партизанских отрядов на Кавказе, вёл большую агитационную работу, был награжден медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Участник первых драматических постановок, писатель Багаудин Зязиков в годы Великой Отечественной войны воевал вместе со всеми. С января 1942 года Багаудин являлся начальником партийно-комсомольского отдела фронтовой армейской газеты Западного и Калининского фронтов «Сын Родины». В своих статьях он вдохновлял воинов на борьбу с немцами, писал о бесстрашных героях войны. Воевал он вместе со всеми с оружием в руках. Майор Багаудин Зязиков был награжден боевыми медалями.
Дунда Маматиевич Куркиев, участник Олимпиады искусств народов Северного Кавказа 1931 года, в первые же дни добровольцем ушёл на фронт и погиб, защищая Брестскую крепость.
Мурад Маматиевич Куркиев, яркий общественный деятель, участник первого ингушского драматического кружка и Олимпиады искусств народов Северного Кавказа, накануне Великой Отечественной войны окончил аспирантуру Ленинградского государственного университета и стал историком. В годы Великой Отечественной войны он принимал активное участие в формировании партизанских отрядов на территории Чечено-Ингушетии, вёл большую агитационную работу в тылу.
Ляля Тугановна Мальсагова, исполнявшая музыкальные номера в спектаклях, поставленных Ингушским драматическим театром во Владикавказе в 30-х гг, в годы Великой Отечественной войны работала медицинской сестрой. Во время сражения под Малгобеком, в госпитале, который располагался в доме Борг1а Мальсагова в с.Яндаре, Ляля не покладая рук ухаживала за ранеными, выполняя врачебные предписания. Временами, по просьбе больных, Ляля Тугановна играла им мелодии на национальной гармошке.

Ляля и Заида Мальсаговы


Оставив учебу в Театральном вузе, ушла на фронт Ляля Батырбековна Ужахова, уроженка г.Владикавказа. Воевала она в артиллерийско-зенитной части. Была наводчицей, позже командиром расчета орудия. Ляля Ужахова участвовала в ожесточенных сражениях и была награждена орденами и медалями за мужество и героизм..

Ляля Ужахова


В годы Великой Отечественной войны сменил будущую профессию актера студент театрального института Абдула Дудиевич Цароев. К тому времени, студент Московского государственного театрального института уже успел выступить летом 1939 года перед земляками вместе В. Татаевым – будущим министром культуры ЧИАССР, театральным художником М. Магомаевым и другими. Но начались венные будни. Абдула Цороев поступил в Калиновическое военное училище, находившееся в Белоруссии и в начале войны оказался в нескольких километрах от Бреста. Одиннадцать раз поднимал он свою роту в штыковые контратаки, и, будучи раненным, продолжал оставаться в строю. Попав в окружение, они создали партизанский отряд, который возглавил А.Цороев, после смерти командира. Пробиваясь сквозь вражеские заставы и леса, партизаны воссоединились с отрядом капитана госбезопасности Дмитрия Медведева.

Абдула Цороев


Абдула Цороев был мужественным воином. Его называли легендарным разведчиком, «железным парнем» и человеком без страха. Он был награжден орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалью первой степени «Партизаны Великой Отечественной войны», медалью «За оборону Москвы» и др., он был представлен к высокому званию Героя СССР.
Осман Маисович Горчханов любил сцену. Страстно исполнял он свои большие и малые роли в спектаклях Чечено-Ингушского государственного театра. В числе первых он был награжден почетным званием «Заслуженный деятель культуры Чечено-Ингушетии». Но в час, когда опасность нависла над страной, он, вместе с актёрами театра, встал в ряды защитников страны. Время его участия в боевых действиях пришлось на самые тяжелые первые месяцы Великой Отечественной войны. О смерти Османа Горчханова родные узнали спустя многие годы. На многочисленные запросы о судьбе Османа не было ответов. И только в 1975 году родные узнали, что Осман Горчханов погиб в августе 1941 года.

Горчханов Осман


Активным участником Великой Отечественной войны был Шамиль Асламбекович Ахушков – кинопублицист и театральный деятель. Писатель и сценарист, актер и литературный критик Ш.Ахушков накануне войны работал в Москве в киноискусстве. Его многогранный талант так и остался нереализованным до конца. В годы Великой Отечественной войны он был редактором фронтовой газеты. Погиб Шамиль Ахушков в 1943 году в военных операциях на Воронежском фронте.
Слово писателей драматургов нередко приравнивалось в те грозные дни к боевому оружию. Война, естественно, изменила идейно-тематическое содержание произведений. Для театра и драматургии Великая Отечественная война стала ещё одним испытанием на зрелость и способность влияние на умонастроения людей. В составе творческих и драматургических агитбригад были известные артисты и писатели: Джемалдин Яндиев, Ахмет Хамхоев, Идрис Базоркин, Хамзат Осмиев, Хаджи-Бекар Муталиев и другие. Ингушские драматурги ни на минуту не забывали о своих задачах перед зрителями и страной.
Продолжением темы борьбы с фашизмом стала и следующая пьеса Идриса Базоркина «Капитан Ибрагимов», также написанная в 1941 году. Эта пьеса была поставлена на сцене Русского драматического театра им.М.Ю. Лермонтова в г. Грозном в ноябре 191 года. Пьеса «Капитан Ибрагимов» призывала людей к бдительности и ненависти к фашистам. Позже автор переработал её в многоактную пьесу и назвал ее «Рождение ненависти». Эта пьеса по-прежнему остается одним из значительных драматургических произведений ингушской литературы о Великой Отечественной войне. Драматург показывает, как растет и крепнет всенародная ненависть к фашистским оккупантам.
За активную литературную работу в дни войны Указом от 30 июня 1943 года Идрис Базоркин был награжден Почетной грамотой Президиума ВС ЧИ АССР.
А в театр между тем приходили письма от фронтовиков и их руководства, от бывших актеров театра с надеждой на быстрое возвращение. Списки артистов, павших в борьбе с фашистами, защищая Родину увеличивался. С фронтов все чаще и чаще поступали извещения: «.. пал в бою, защищая Родину», «…погиб, проявляя героизм в борьбе с врагами»… Погибли известные актеры – Осман Горчханов, Хусейн Баркинхоев, Магомед Сапаров, Ваха Магомадов и другие, полюбившиеся народам актеры. Но никто из них и не предполагал, что их народы ждет еще одна трагедия – депортация.
Тема защиты родины и патриотизма, мотивы подвига, ненависти к врагу звучали в пьесах и спектаклях военных лет. Чечено-Ингушский драматический театр продолжал жить своей жизнью.
22 февраля 1944 года на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра шла очередная премьера героической драмы «Олеко Дундич». В 20.00 здание театра окружили военные. Часть из солдат, войдя в зрительный зал, направили автоматы на зрителей. В это время, по указанию начальника НКВД, на сцену выходит директор театра А.Хамидов и, обращаясь к зрителям, с трудом выговаривает: «Спектакль отменяется». В это же время во всех районах Ингушетии держат под прицелом все ингушские и чеченские семьи. Утром, с рассветом 23 февраля 1944 года началась депортация народов.
Вернувшиеся с фронтов при боевых наградах актеры и драматурги отправлялись вслед к своим родным – в Казахстан.
Пережили, выстрадали. Но не озлобились.
Вернулись на родину и продолжили развитие театрального искусства!

Зейнеп Дзарахова