Ваши проблемы – наше решение

Нa основании закона «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, в Республике Ингушетия в 2003 году была открыта Ингушская Региональная Общественная организация по защите прав потребителей «Общественный контроль защиты прав потребителей» (Свидетельство № 212), которая является членом Союза потребителей РФ.

В последнее время о потребителях начали говорить как о стратегическом ресурсе страны, от которого в решающей степени зависит её будущее. Сегодня государство стало уделять внимание проблемам потребителей. Нам известно, что многое хорошее из того, что делается в этом направлении, инициировано законом. Любой потребитель хочет видеть свою страну, свою республику процветающей, подлинно демократической. Ведь это наша республика и жить в ней нам и нашим потомкам. Однако суровая реальность сегодняшних дней ставит в сложное положение. Проводимые в России, в субъектах РФ более 20 лет реформы, жестоко разделили потребителей на богатых и бедных, успешных и неудачливых, предприимчивых, рвущихся к новым вершинам, пассивных наблюдателей, наблюдающих с обочины жизни за своими более энергичными и успешными сверстниками. Большинство потребителей фактически остались без государственной поддержки, без нравственных социальных ориентиров, без определенных жизненных перспектив. Особо сложно в этих условиях приходится жить потребителю, который, кроме экологических и социальных проблем, затрагивающих интересы всех потребителей, испытывает еще трудности, связанные с его здоровьем. Потребители нуждаются в особом общественном внимании и государственной поддержке.
История потребительского движения в России насчитывает более двух десятков лет, за эти годы мы прошли нелегкий путь, на который в других странах понадобились многие десятилетия. В стране уже 28 лет действует Закон «О защите прав потребителей», созданы государственные и муниципальные органы, защищающие потребительские права, в 54 регионах России возникли общественные организации, в состав которых вошли свыше 100 общественных объединений, защищающих права и интересы потребителей.
Конечно – законы не надо заучивать, для того чтобы их знать. Главное, должен помнить потребитель, что его права достаточно надежно защищены законом, а ущерб, причиненный ему при неудачной покупке – услуге, должен быть возмещен виновной стороной. Как нам известно, «Закон» – это регулятор общественных отношений. Он и есть основа власти. Сам смысл закона означает – делать то, что положено. Поэтому право потребителя и ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) определены Законом РФ «О защите прав потребителей». Эта защита включает в себя «Гражданский Кодекс», «Закон о рекламе» и много других законов, касающихся интересов потребителей. С принятием этого закона, в жизни у потребителя многое изменилось. А главное, появилась возможность взглянуть другими глазами на собственную личность. Многие потребители, приобретая некачественные вещи, уже твердо знают, куда обращаться по вопросу предъявления претензии. В настоящее время защита прав потребителей при покупке товаров и оказания услуг имеет большое значение во всех сферах рыночной экономики. Но чтобы всегда быть готовым, потребителю необходимо иметь хотя бы общее представление о своих правах и знать как их защищать. «Закон о защите прав потребителей» установил следующие права потребителя:

  1. Право на качество и безопасность. 2. Право на информацию. 3. Право на возмещение ущерба. 4. Право быть услышанным. 5. Право на выбор товаров и услуг. 6. Право на потребительное образование. 7. Право на удовлетворение базовых потребностей. 8. Право на здоровую окружающую среду. 9. Право на обслуживание и т.д.
    Недобросовестность, зачастую и некомпетентность руководителей, индивидуальных торговых предприятий, услуг производства, делают потребителя еще более уязвимым, нарушая его законные права, что подтверждается актами проверок торговых точек Ингушской региональной Общественной организации «Общественный контроль по защите прав потребителей», где зафиксированы следующие наиболее характерные нарушения прав потребителя:
    – Информация о режиме работы (п.2 ст.11 Закона о защите прав потребителей)
    – Книга отзывов и предложений (п.8 Правил продажи отдельных видов товаров);
    – На информацию (ст.ст. 8, 9, 10, 27, 33, 36 Закона РФ « О защите прав потребителей»), выражается в отсутствии информации о продавце или изготовителе; о наличии лицензии и органе ее выдавшем, о месте нахождения изготовителя (исполнителя, продавца); о товаре работ, услуг); о сроке годности товара или срок службы; о товаре (на русском языке); ценников на товары на рынках и в торговых предприятиях, где должно указываться маркировка товара (наименование товара), расфасовка (кг, вес, литр и т.д.), цена товара, лага составления и подпись ответственного лица;
    – На качество и безопасность (ст.ст. 4, 5, 7 Закона РФ ЗПП);
    – Реализация товаров и услуг без сертификатов и т.п. документов, подтверждающих их качество и безопасность (ст.7 Закона, Постановление РФ№ 1013 от 13.08.1997 г.);
    – Нарушение срока реализации товаров и условия их хранения; нарушение сроков службы изделия, гарантийных обязательств;
    – Реализация товаров с истекшим сроком годности:
    – Отсутствие спецодежды и бейджиков у продавцов товаров и исполнителей услуг;
    – Фальсификация сопроводительных документов на товары;
    – Отсутствие спецмаркировки товара или несоответствующая маркировка (Пост. Правительства № 1037 от 15.08.1997 г.);
    – На выбор ст.с т. 9, 10, 11 Закона РФ «О защите прав потребителей», что выражается в отсутствии информации о производителе товара (исполнителя услуг), неэстетичном и неграмотном оформлении витрин и полок в торговых залах; в нарушении требований товарного соседства, представлении товаров; в нарушении правил продажи товаров по образцам и правил отдельных видов товаров в отсутствии дополнительной информации;
    – На обслуживание (ст. 11 Закона РФ «ОЗПП»), что заключается в низкой культуре обслуживания: в невыдаче документов, удостоверяющих факт покупки; отсутствие мер наказания случайных продавцов на организованных стихийных рынках; в имеющих место факта обвеса клиента, обсчета, грубости со стороны продавцов в нарушении «Правил продажи отдельных видов товаров»;
    – Быть услышанным (ст.ст. 17, 19, 22, 29 Закона РФ «ОЗПП») «Книга жалоб и предложений» до сих пор не всегда доступна для потребителя; в торговых предприятиях в зале торговли и сферы обслуживания зачастую отсутствует Уголок потребителя или же формально оформлено, для показа проверяющих. Нет информации, куда можно обратиться в случае нарушения прав потребителя (п.11 Правил Закона ОЗПП); Право на потребительское образование (ст. 3 Закона РФ «ОЗПП»).
    Определенные финансовые и организационные проблемы препятствуют расширению сети учебных заведений, где бы преподавались основы потребительского законодательства. Что касается взрослой части населения, то ни производители, ни продавцы не проводят рекламные компании, из которых потребители могли бы получить полезную для себя информацию о правилах использования сроков и условиях хранения и т.п. Помимо всего этого, из-за недостаточного знания своих прав, как показали опросы, это и является причиной отказа потребителей от защиты своих законных интересов. Так, в минувшем году, каждый седьмой потребитель не пытался добиться возмещения причиненного ему ущерба, потому что не знал о такой законной возможности, а каждый 11-й из-за того, что не имел представления к кому он должен обратиться.
    В настоящее время общественный контроль по защите прав потребителей активно будет включать в свои планы работу потребительского просвещения. Необходимо проводить конкурсы среди студентов и школьников на знание потребительского законодательства, публиковать материалы позволяющие потребителям ориентироваться в вопросах его применения. Вместе с тем необходимо отметить, знания о правах потребителей до сих пор не включены в государственные образовательные стандарты и в соответствующие программы обучения, как того требует закон.
    На данном этапе права потребителей РИ сильно ущемлены. Нет жесткого контроля со стороны контролирующего органа. Этим самым не в достаточной мере рассматриваются жалобы потребителей. Товары продаются без сертификатов качества, особенно на рынках Республики Ингушетия, что является грубым нарушением потребительского законодательства – право на качество и безопасность. Нет правила торговли на рынках, нет информации о ставках рыночного сбора, о тарифах платы за рыночные услуги и т.д. Таким образом, нарушаются «Правила торговли на рынках РИ» № 364
    от 18/ХП-1998 г.
    На основании «Закона о защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года №2300-1, а также ФЗ от 19/05-1995 г. №82 ФЗ на территории РИ с 2003 года функционирует Ингушская региональная Общественная организация «Общественный контроль по защите прав потребителей». Данная организация «Общественный контроль ЗИП» РИ имеет регистрацию во всех органах власти Республики Ингушетия. Особенно зарегистрированы в Министерстве Юстиции РИ, и в Налоговых органах РИ. Кроме того, с 2007 года ИРОО «OK3ПП» является членом Союза Потребителей РФ, имеет договор соглашения с Региональным отделением партии «Единая Россия», заключено соглашение о сотрудничестве с Роспотребнадзором по РИ, заключены соглашения по Республике Ингушетия с Администрациями городов и с Администрациями районов РИ. Многолетняя практика деятельности общественных организаций по защите прав потребителей показала, что государственный контроль является недостаточным, для наведения порядка в этой сфере. Деятельность общественного контроля в некоторых регионах Российской Федерации заметно улучшила качество обслуживания потребителей, за счет усиления контроля через общественные организации, поэтому и нашей ИРОО «Общественный контроль» проводится определенная работа.
    При обращении потребителей по телефону, или поступают другие сигналы, принимаются меры по защите потребителя, даем консультацию бесплатно по различным ситуациям, связанным с потребительским законодательством. Ведется регистрация на поступающие сигналы и телефонные обращения, также ведется журнал регистрации потребителя и правил торговли. Все материалы проверки передаются в соответствующие органы.

Также проводится анкета опроса потребителей методом интервью. Цель опроса – оценка нарушения прав потребителей и их последствия, после чего проводится обработка результатов. Вся работа общественного контроля осуществляется по намеченному плану работы. Для выполнения уставных целей и выше указанных задач, а также на основании Федеральных законов: ФЗ от 19/05-1995 г. №82, ФЗ от 07 февраля 1902 т. № 2300-1 «О защите прав потребителей» по региону Республики Ингушетия по ст.ст. 45, 46 проводится Общественный контроль в торговых предприятиях, по обслуживанию потребителей, на предмет соблюдения прав потребителей, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
Статья 45 (извлечения) общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе проверять соблюдение норм прав потребителей и правил торгового бытового обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и правил торгового бытового обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертизы по фактам нарушения, обращаться в суды с заявлениями о защите прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя Согласно п.5 Правил продажи отдельных видов товаров, продавец обязан соблюдать обязательные требования государственных стандартов, санитарных, ветеринарных, противопожарных правил и других нормативных документов.
Для выполнения уставных целей и задач ИРОО «ОК3ПП» запланировано создать по всем регионам Республики Ингушетия консультационные пункты бесплатно для потребителей по всем вопросам. В настоящее время открыто 2 (два) офиса в Республике Ингушетия в г. Карабулак по ул. Джабагиева, 142, и в г. Сунжа,
ул. Осканова, 41.
Пользуясь случаем, хочу довести до сведения через средства массовой информации, что как бы ни хотели индивидуальные предприниматели, торговые работники и т.д. Закон о защите прав потребителей РФ нужно выполнять и уважать. На основании этого закона по ст.ст. 45, 46, согласно своего Устава и Закона «ОЗПП» наша Ингушская региональная общественная организация «Общественный контроль по защите прав потребителей» проводит проверки по соблюдению прав потребителей и правил торгового, бытового обслуживания потребителей, где составляются акты по выявленным нарушениям прав потребителей и направляет указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, даем информацию местному самоуправлению о выявленных нарушениях.
Однако при проверке Общественного контроля, специалистами в торговых предприятиях, магазинах, ларьках, рынках на предмет соблюдения прав потребителей, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей у специалистов с руководителями торговых предприятий, индивидуальными предпринимателями, заведующими магазинов и т.д. происходят большие недопонимания и неприятности по вопросу о допуске специалистов на проверку просроченных товаров, делается кассирами двойной обсчет покупателя, отсутствуют сертификаты качества на товары, во многих магазинах отсутствует «Уголок потребителя», отсутствуют ценники на товарах, нет маркировки и много других нарушений. При предъявлении удостоверения специалистов, направления на проверку, заверенное руководителем ИРОО «Общественный контроль по защите прав потребителей», на предмет соблюдения правил закона прав потребителей, заведующие магазинов и другие руководители разных торговых точек игнорируют наши документы, оставляя без всякого внимания просьбы специалистов. Вместе с тем, приходится специалистам выслушивать угрозы, оскорбления всякого рода, унижение чести и достоинства специалистов, никакого нет уважения к проверяющим. В связи с менталитетом ингушских традиций, на подмогу предпринимателей и заведующих магазинов, ларьков, не зная закона «О защите прав потребителей» приезжают для разбирательства представители различных слоев власти. Мешая тем самым выявлять нарушения в торговых точках в защиту прав потребителей. Вдогонку угрожают специалистам, что якобы у них будут большие проблемы от влиятельных и при должностях руководителей. Отсюда следует вывод, что много нарушений в наших торговых залах, в связи с этим заведующие и руководители, индивидуальные предприниматели не хотят допускать на проверку наших специалистов.
На основании вышеизложенного, пользуясь СМИ, убедительно прошу у администраций районов и городов Республики Ингушетия, законодателей органов власти, помощи и поддержки для ИРОО «Общественной организации по защите прав потребителей».

Ш.Х.Чеборзиев,
руководитель ИРОО «ОКЗПП»