ВЛАСТИТЕЛЬ ФОРМЫ И ЦВЕТА

Пандемия нового коронавируса, с которой столкнулось человечество, ввела в наш обиход такие понятия как карантин и самоизоляция. Далеко не все наши сограждане оказались готовыми к тем ограничительным мерам, которые принимаются сегодня для того, чтобы сдержать распространение коронавирусной инфекции. Но у тех из них, кто всегда был не прочь отправиться, к примеру, в библиотеку, посетить интересную выставку или, скажем, сходить на концерт, и в нынешних условиях есть возможность получить столь необходимую подпитку. 

МНОГИЕ известные в интернете платформы, учитывая сложившуюся ситуацию, открыли бесплатный доступ к своим ресурсам. Среди них различные культурные и образовательные площадки. К примеру, ЛитРес по бесплатному промокоду gift_stayhome предоставляет сейчас доступ к десяткам бестселлеров, а «Coursera» предлагает 3800 бесплатных обучающих онлайн-курсов. Бесплатным сделали знакомство со своими виртуальными галереями самые известные в мире музеи. Среди них Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Музей Prado в Мадриде, Музей Сальвадора Дали, Лувр, Национальный музей в Кракове и некоторые другие. 

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия сегодня тоже закрыт для посещений из-за угрозы распространения коронавируса, однако и в его стенах продолжается живое биенье сердца национальной культуры. Сотрудники музея приняли решение провести серию видео-экскурсий по его залам и выставкам. Первый такой видео-обзор подготовил экскурсовод Исрапил Хамхоев, и посвящен он персональной выставке Мурата Полонкоева «Художник и время». В экспозицию этой выставки вошли более пятидесяти произведений живописи и декоративно-прикладного искусства из личной коллекции художника и основного фонда Госмузея изобразительных искусств Ингушетии. 

Народный художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств и народный художники Республики Ингушетии, почетный член Российской академии художеств Мурат Махиевич Полонкоев является одним из крупнейших мастеров живописи Северного Кавказа. Поэтому каждое новое знакомство с его творчеством – это, на мой взгляд, дар судьбы. В полной мере удалось передать это и Исрапилу Хамхоеву, видео-обзор которого я смотрел и слушал на днях с огромным удовольствием. 

Хотел бы отметить, что в придачу к своему многогранному таланту Мурат Махиевич обладает потрясающими человеческими качествами, он приятный собеседник и интересный рассказчик. Однажды, отправляясь к нему в гости, я, как и водится, вооружился заранее подготовленными вопросами, но едва не забыл про них, увлекшись технологией изготовления луков, которыми славились в стародавние времена ингушские оружейники. Мэтр не только рассказывал о секретах древних оружейников, но и демонстрировал их на практике в своей мастерской. 

На долю Мурата Полонкоева выпала нелегкая судьба. Детство Мурата Полонкоева пришлось на годы сталинской депортации ингушского народа. В 1961 году после семилетки он поступил в Алма-Атинское художественное училище. Через пять лет талантливому студенту позволили досрочно защитить диплом, чтобы он успел сразу же поступить в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР. Здесь, на отделении монументальной живописи, Мурат Полонкоев стал учеником всемирно известного художника, профессора А.А. Мыльникова. 

В 1973 году Мурат Полонкоев окончил институт и по его собственному желанию получил направление в город Грозный. Здесь он построил свою мастерскую, ставшую лучшей в зоне Юга, обзавелся семьей. Ни дня без творчества – это про него. Совсем скоро о художнике Полонкоеве все чаще стали говорить искусствоведы. Росла его известность и слава. Первая персональная выставка художника прошла в Грозном в 1981 году. Тогда же ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств ЧИАССР. 

Мурат Махиевич ярко проявил свой талант во всем многообразии различных техник монументальной живописи – мозаика, фреска, витражи, сграффито, чеканка и т.д. Некоторые из его работ уже давно заняли достойное место в музее Академии художеств РФ. 

В Грозненском музее изобразительных искусств в свое время хранилось 87 произведений, созданных Муратом Полонкоевым, а в краеведческом музее Чечено-Ингушетии выставлялось более сорока его работ по камню, металлу и дереву. Все это было разграблено и бесследно исчезло в ходе боевых действий на территории Чеченской Республики и, скорее всего, осело в частных коллекциях. 

Чеченская война вынудила маститого художника покинуть Грозный и обосноваться в Ингушетии. Местом своего пристанища он выбрал село Средние Ачалуки. Сегодня дом Мурата Махиевича – достопримечательность Ингушетии. Во дворе этого дома высится ингушская боевая башня. 

Взрослевший в депортации, Мурат Полонкоев впервые оказался в горах Ингушетии в 1965 году, будучи молодым и полным творческих планов и устремлений парнем. После окончания четвертого курса Алма-Атинского художественного училища Мурат в числе наиболее одаренных студентов оказался на практике в Москве и Ленинграде. Как только практика закончилась, парень рванул на Кавказ. Он больше месяца прожил в горах и, восхищенный великолепием горных пейзажей и нетронутой веками древней ингушской архитектурой, уехал назад в Казахстан с мечтой обязательно построить когда-нибудь ингушскую башню своими руками. 

Прошло немало времени, прежде чем Мурату Махиевичу удалось воплотить свой давний замысел в жизнь. Каменная красавица, выросшая во дворе его дома, продолжает летопись веков. Так у древних башен рода Полонкоевых, стоящих в Таргиме на протяжении веков, появилась младшая сестра. Ее высота – более 22-х метров. 

Башня, построенная Полонкоевым, – теперь еще и музей, привлекающий к себе внимание любителей истории. Здесь нашли свое место предметы седой старины, найденные и купленные художником в его многочисленных поездках по Кавказу. Мурат Махиевич – верный хранитель народных традиций и страстный коллекционер. В его коллекции поистине уникальные вещи с уникальной историей – оружие и седло времен Шамиля, привезенные им из Дагестана, найденный в горной Ингушетии бронзовый котел, датируемый XV веком, множество кавказских кинжалов, старинных кувшинов, различная кухонная утварь, серебряные изделия древних мастеров – мужские и женские пояса, женские нагрудники. Есть даже пояс знаменитого абрека Зелимхана. Свою коллекцию художник собирает на протяжении нескольких десятков лет. 

С Муратом Махиевичем я впервые познакомился в 1997 году на открытии в Ингушетии Мемориального комплекса жертвам политических репрессий, возведенного по его проекту. Этот величественный монумент, возникший в историческом местечке Аби-Гув, потрясает воображение всех, кто приезжает сюда. Сомкнувшиеся плечом к плечу и стремленные в небо ингушские башни стали символом стойкости и несломленного духа народа, подвергшегося сталинскому геноциду. 

В 2002 году Российская академия художеств удостоила Мурата Полонкоева за этот проект золотой медали. Детище художника стало объектом исторического и культурного наследия Ингушетии, памятником архитектуры, внесенным в реестр Академии художеств РФ. Мемориальный комплекс также вошел в каталог «Памятники и памятные знаки жертвам репрессий на территории бывшего СССР» музея Общественного центра имени академика А. Сахарова. Сегодня башни Полонкоева являются центральным элементом Мемориала памяти и славы ингушского народа. 

Искусствоведы всегда с восторгом отзывались о полонкоевском творчестве. «При соприкосновении с искусством Мурата Полонкоева охватывает изумление от многообразия работ, – писала когда-то Лида Дахкильгова, работавшая в Грозненском музее изобразительных искусств им. Захарова. – Рисовальщик и живописец, скульптор и керамист, гравер и чеканщик. Благодаря пылкой работоспособности и творческой щедрости кажется, что Полонкоеву в работе, как птице в полете, легко и просторно. 

С непринужденностью мастера, властителя формы и цвета, он переходит от одной манеры к другой, соединяя реализм с абстракционизмом, экспрессионизм с классицизмом. Первое впечатление, когда смотришь работы Полонкоева, – как добротно, мастерски сделано. Всматриваешься – видишь и глубину замысла, и проникновенность исполнения. Мурат избегает однообразных приемов письма. Он сочетает корпусные, пастозные мазки с точечным чеканным ударом кисти; начинает скрупулезно, с несвойственным для своего взрывного характера терпением обрабатывать выбранный им фрагмент картины. Художественная одаренность Полонкоева выходит далеко за пределы многообразия форм изобразительного искусства, в которых он проявил себя широко и оригинально, создав удивительно много и в области станковой, и монументальной живописи, и в графике, и в декоративно–прикладном искусстве. Может быть, именно эта универсальность натуры позволила ему создать свой стиль. 

Пронизанные свежим ветром пейзажи гор – это живописный образ природы, вызывающий в душе зрителя восторг открытия красоты окружающего мира, сопереживания с творческим вдохновением мастера. 

В многочисленных этюдных зарисовках старинных архитектурных памятников художник стремился, прежде всего, передать мощь древних каменных сооружений, переживших многие века… 

Мурат Полонкоев, как никто другой, сумел передать то впечатление, которое испытывает человек, попадая в горы. Вот, например, пейзаж «Летняя гроза». Небо – широкими мазками лилового, розового, синего цвета и яркие световые блики на земле, как от огромных космических прожекторов. Все. А у нас ощущение ликующего восторга летней грозы. Или этюд «Эгикал» – чистый радостный цвет, башни, выбеленные светом, будто освещенные «ясмалие лир» (райским светом). Или вот эта работа – представьте себе: свежий и прохладный горный воздух пронизан светом утреннего солнца, и капли, падающие с верхушек деревьев, сверкают, подобно алмазам. Ласточки, радуясь хорошей погоде, непрерывно прилетают и снова улетают, звучат полные радости голоса пташек. Душа твоя ликует, ты счастлив, как ребенок. И это счастье озаряет и расцвечивает все вокруг в миллион раз. И, когда не писать невозможно, – ты пишешь. Вот так написана работа «Цей Лоам»…» 

Конечно, о творчестве Мурата Махиевича Полонкоева будет написано еще немало. Ну, а пока у каждого желающего есть возможность совершить виртуальную экскурсию в Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия и в сопровождении профессионального экскурсовода познакомиться с персональной выставкой этого талантливейшего художника. Не упустите эту возможность. 

Ахмет ГАЗДИЕВ 

На снимке: в гостях у народного художника Мурата Полонкоева 

Фото из архива автора