Защита честной конкуренции

В Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия обсудили результаты правоприменительной практики

В конференц-зале Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия в рамках обучающего семинара 10 марта состоялось обсуждение результатов правоприменительной практики ведомства за 1 квартал 2021 года. В рамках встречи руководитель Ингушского УФАС России Батыр Точиев и заместитель ведомства Рамазан Евлоев разобрали типовые ошибки органов власти в рамках самых последних дел, рассмотренных в 1 квартале 2021 года.  На встрече с участием представителей органов власти, предпринимателей и СМИ обсудили такие темы, как государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, говорили о естественных монополиях, государственном надзоре в области рекламы, сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и т.д. 

С докладом об основных направлениях и результатах деятельности Ингушского УФАС России за 1 квартал 2021 года перед собравшимися выступил руководитель антимонопольной службы региона Батыр Точиев.  

– В рамках осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Ингушским УФАС России за 1 квартал 2021 года было рассмотрено 12 жалоб при осуществлении закупок в сфере закона «О контрактной системе», – сообщил оратор. –  По итогам рассмотрения 7 жалоб было признано обоснованными либо частично обоснованными, 4 – необоснованными. Основные допускаемые нарушения – это нарушение содержания условий контрактов, необоснованный допуск или отклонение участников закупки, нарушение в части содержания протоколов, описания объекта закупки, нарушение в части установления единых требований к участникам закупки.  

Он подчеркнул, что нарушение порядка отбора участников закупок является одним из наиболее значимых ввиду того, что влияет на права и интересы участников закупки.  

– Обращаем ваше внимание на то, что за нарушение порядка отбора участников закупки КоАП предусмотрены существенные штрафы на комиссии заказчика, – отметил докладчик. – При этом участники закупки могут обжаловать действия комиссий и восстановить свои законные права. В случае выявления нарушения порядка отбора участников закупки УФАС по Ингушетии выдается обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов и пересмотре заявок участников. 

Перечислил Точиев и другие погрешности, такие как нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок, нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок и т.д. По его словам, в управление по-прежнему поступает мало обращений от заказчиков о включении недобросовестных участников закупки в РНП – реестра недобросовестных поставщиков, а по результатам проведения плановых и внеплановых проверок установлено, что заказчиками крайне редко ведется работа по привлечению поставщиков к ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства по контракту. 

Поднималась на встрече и такая распространенная проблема, как нарушения в сфере поставки лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, когда, например, заказчик при размещении закупки на поставку лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, не устанавливает настоящие требования, а объектом закупки не является поставка лекарственных средств. 

Что касается такого направления ведомства, как контроль в сфере антимонопольного законодательства, то, по словам Точиева, за 1 квартал 2021 года управлением было рассмотрено 11 жалоб в соответствии со статьей 18.1 закона «О защите конкуренции» при проведении закупок и торгов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами. По итогам рассмотрения все жалобы были признаны обоснованными либо частично обоснованными. 

– В качестве примера могу сказать, что на сайте торгов был размещен конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по 10 лотам, – сообщил докладчик. –  Один лот – это один многоквартирный дом. В управление поступили жалобы от юридического лица, уже осуществляющего управление домами, указанных в торгах, с просьбой аннулировать проведение таких торгов. Организатор торгов пояснил, что выставил на торги данные дома, так как истек срок действия договора. Управлением в рамках рассмотрения жалобы было установлено, что в случае, если договор управления многоквартирным домом истекает, договор пролонгируется на тех же условиях и сроках, установленных изначально в договоре, при условии отсутствия претензий сторон договора  – жильцов и управляющей компании. По итогам рассмотрения нами были выданы предписания об аннулировании торгов. 

Другое, не менее важное направление в деятельности антимонопольщиков, – осуществление государственного контроля за законом «О рекламе». 

Прозвучала информация, что в первом квартале 2021 года Ингушским УФАС России возбуждено 2 дела по признакам нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе по заявлениям, поступившим в управление в декабре 2020 года. По итогам рассмотрения данных дел вынесено 2 решения о нарушении законодательства. 

Кроме того, за отчетный период текущего года в управление поступило 1 заявление по признакам нарушения законодательства о рекламе, находящееся на стадии рассмотрения. 

– Об одном вынесенном решении стоит поговорить подробнее, так как нарушение, выявленное нами, является злободневным для республики, – акцентировал внимание присутствующих Точиев.  –  Дело в том, что Ингушским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за исполнением законодательства о рекламе выявлены признаки нарушения части 1 статьи 7 вышеназванного законодательства, в части распространения рекламы противоэпилептического препарата «Лирика», также известного под названием «Прегабалин», реклама которого запрещена законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 закона «О рекламе», не допускается реклама товаров, производство и реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации. Ингушским УФАС России был установлен рекламораспространитель, который в соответствии с частью 7 статьи 38 закона «О рекламе» несет ответственность за данное нарушение. Этим рекламораспространителем оказалось одно из обществ с ограниченной ответственностью, которому принадлежит абонентский номер, по которому можно заказать запрещенный к свободному обороту препарат. В итоге, нами было возбуждено дело в отношении данного юридического лица и вынесено решение о признании в его действиях нарушений требований рекламного законодательства, выдано предписание об их устранении и прекращении распространения в интернете рекламы противоэпилептического препарата «Лирика». В другом случае, к нам поступило заявление по признакам нарушения части 1 статьи 18 закона «О рекламе», выразившегося в формировании и рассылке SMS-сообщения без получения предварительного согласия абонента. Проблема с получением нежелательных SMS-сообщений в нашей республике не стоит столь остро в силу того, что у нас совсем недавно только стали функционировать крупные торговые сети, где, приобретая те или иные товары, покупателю предлагается заполнить анкету со своими данными и номером телефона для оповещения об особых условиях, на которых можно приобрести товар. 

Хочу подчеркнуть, что в случае получения нежелательного SMS-сообщения на свой мобильный номер, житель Ингушетии может обратиться в Ингушское УФАС России и рассчитывать на помощь в решении данной проблемы. 

Рассказал Б. Точиев и о практике по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности. 

В частности, Ингушским УФАС России в первом квартале 2021 года вынесено 81 постановление о назначении административных наказаний на общую сумму 1 511 000 рублей. Наиболее частым нарушением является утверждение заказчиком документации, не соответствующей нормам закона о контрактной системе, что предусматривает административную ответственность. Непредоставление информации так же является частым нарушением. За указанное правонарушение накладываются штрафы крупных размеров. 

– Так, в результате осуществления мониторинга информации, размещенной уполномоченным органом в единой информационной системе о проведении 16 закупок Министерством здравоохранения Ингушетии, установлены нарушения законодательства о контрактной системе при поставке лекарственных препаратов, – привел пример Точиев. – Нарушения выразились в утверждении аукционной документации, не соответствующей закону о контрактной системе. По итогам рассмотрения дела должностное лицо органа исполнительной власти республики привлечено к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. 

Ингушское УФАС России выражает свою готовность помогать, консультировать и даже обучать. Не все органы власти идут на такое, но даже при таких условиях мероприятия методической направленности не характеризуются положительной динамикой посещения представителей органов власти. 

Особое внимание было уделено основным изменениям в госзакупках по состоянию на 2021 год. 

Есть ряд изменений в законе о контрактной системе, за которыми нужно следить усиленно, чтобы не было нарушений при осуществлении процессов закупок. В этом ключе ответственное лицо органа власти должно следить за данными процессами.  

На основании изложенного, Ингушским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. По итогам рассмотрения дела вынесено решение о признании в действиях юридического лица нарушения требований рекламного законодательства, выдано предписание об устранении нарушений о прекращении распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламы противоэпилептического препарата «Лирика», так же известного под названием «Прегабалин». Исполнение предписания находится на контроле. 

 М. БАРАХОЕВ