Земледелие и скотоводство у ингушей являлось основным занятием

Вещественные находки на территории Ингушетии, сообщение письменных источников и отдельных исследователей истории Северного Кавказа позволяют утверждать, что основным занятием населения Ингушетии с древнейших времен были земледелие и скотоводство, как на плоскости, так и в горах. В рассматриваемое время в Ингушетии преобладало разведение крупного рогатого скота. Это было связано с оседлым типом земледельческо-скотоводческого ведения хозяйства вайнахов, в том числе и всего населения Северного Кавказа. Скот являлся рабочей силой для обработки пахотной земли, перевозки грузов и людей и давал удобрение для полей. Наибольшее значение в хозяйственном отношении имели волы, являвшиеся у горцев основным видом рабочего скота. Кроме того, вайнахи содержали буйволов, особенно на равнине. Эти животные высоко ценятся как в Ингушетии, так и на всем Северном Кавказе, так как один буйвол заменяет в работе двух быков, а буйволиное молоко по жирности значительно превосходит коровье. Скотоводство обеспечивало сырьем большую часть обрабатывающей промышленности, изготовлявшей необходимую одежду, обувь, постельные принадлежности и т. д. К тому же продукты скотоводства имели хороший сбыт на рынке.

Природно-климатические условия равнинной и предгорной полосы благоприятствовали развитию самых разнообразных сельскохозяйственных культур. Разумное использование пахотных участков и уход за ними обеспечивали высокую урожайность полей.
Способы земледелия у народов Северного Кавказа были в основном одинаковы, имела место лишь некоторая разница в способах обработки земли. Так, повсюду на Северном Кавказе землю сначала пахали, а затем вносили в нее удобрения, ингуши же вносили удобрения и перед пахотой. На равнинах и предгорьях навоз скота не имел никакого применения ни в виде удобрения, ни в виде кизяка, земля почти не нуждалась в удобрении, а обилие лесных зарослей удовлетворяло потребность в топливе.
Однако в горной Ингушетии, лишенной практически лесов, имевшей тонкий слой почвы, навоз скота служил и в качестве удобрения, и для приготовления кизяка. Горцы вынуждены были создавать здесь искусственные поля террасы, то есть крошечные ровные площадки. На эти площадки насыпалась земля, которую поднимали вверх в корзинах. Затем следовала пахота, причем в отличие от других северокавказских народов, ингуши для борьбы с сорняками в плоскостной Ингушетии делали особую запашку за 2-3 недели перед основной. Эта запашка выполняла ту же роль, что и возделывание почвы современными предплужниками. Для того, чтобы участки давали сносный урожай, требовался огромный труд всего семейства, которое годами отвоевывало у природы клочок земли.
Скот в горных районах был, безусловно, местной породы — малорослый и малопродуктивный, что объяснялось суровыми климатическими условиями, бедностью покосов, нехваткой сена в зимнее время в горах и отсутствием правильной селекции.
Большое значение имела кожа крупного рогатого скота, из которой изготовлялись обувь, конская сбруя. Изделия из кожи крупного рогатого скота, а также сыромятную кожу вайнахи продавали за пределы своего района. Рога домашних животных использовали для изготовления рукояток ножей, кинжалов, шашек и других костяных поделок.
Скот служил также мерилом стоимости и основной платежной единицей при торговых сделках, уплате калыма, штрафе за кровь, увечье, бесчестье и т.д. По ингушским адатам, как и по адатам других соседних горских народов, при торговых сделках или за преступление расплачивались скотом. Так, при выдаче девушки замуж платили “калым” от 12 до 21 коровы, в зависимости от принадлежности невесты к знатному (богатому) или же бедному роду. За убитого мужчину, если произошло примирение кровников, родственники убийцы платили 130 коров… За легкое ранение головы виновник должен был платить пострадавшему 1 барана и доктору полагалась плата баранами за лечение пострадавшего. В пользу того, что в прошлом скотоводство играло весьма важную роль в хозяйстве у ингушей, говорят не только различные документальные источники, но и народный фольклор. Так, герои исторических легенд и преданий “или сами пасли стада, или так или иначе оказывались связанными со скотоводством”.
На развитие скотоводства у ингушей в рассматриваемое время указывают не только русские, но и иностранные исследователи-путешественники. Так, например, И. А. Гюльденштедт сообщал, что “занятие их (вайнахов) состоит, как у всех северокавказских народов, в скотоводстве”. Другой иностранный исследователь Л. Штедер, побывавший в конце XVIII века в Ингушетии, отмечал, что все население вокруг Назрани имело значительное количество скота. О карабулаках Л. Штедер также сообщал, что они разводят крупный рогатый скот и лошадей.
В разных географических зонах — горной (высокогорной) и равнинной (предгорной) развитие скотоводства в чеченских и ингушских обществах шло неравномерно. Так, например, крупный рогатый скот местные жители разводили в горах меньше, чем мелкий рогатый скот. Быков содержали столько, сколько требовалось для полевых работ, и оценивались они высоко. С переселением на плоскость горцы стали широко использовать для развития скотоводства равнинные территории по рекам Сунжа и Терек. Наряду с земледелием для развития скотоводства равнинные пастбища использовали и живущие в горах ингуши. Только в летние месяцы скот выпасался в горах, а все остальное время года его перегоняли на равнины. Эти пастбища являлись основной кормовой базой в развитии скотоводства местного населения.
Говоря о развитии скотоводства в Ингушетии, почти все источники XVIII-XIX вв. единодушны в том, что в горных обществах условия хозяйственной жизни вайнахов существенно отличались от равнинных и основным занятием населения являлось скотоводство.
В описании бытовой и хозяйственной жизни общества Галгая отмечается, что из-за малоземелья, каменистого грунта и сурового климата они испытывали недостаток в хлебе и поэтому выменивали зерно на масло, мед и овец у равнинных жителей Ингушетии. В целом жители занимались скотоводством, разводя крупный рогатый скот. Лучшие свои пастбища галашевцы имели близ деревень на правой стороне
р. Ассы. Зимой скот содержали на заготовленном фураже.
Несмотря на то, что существует немало свидетельств о том, что скотоводство у жителей горной Ингушетии в рассматриваемое время носило преобладающий характер, вместе с тем отдельные исследователи отмечали, что скотоводство здесь не получило широкого развития из-за ограниченных площадей для покосов и пастбищ.
Как известно, с переселением горцев на равнины создаются возможности для освоения свободных пастбищных земель и увеличения воспроизводства скота за счет расширения кормовой базы. Скотоводство на равнине также приносило излишки мяса, молока, масла, сыра и т. д., а также кожу и шерсть для одежды. Развитие скотоводства явилось важным условием развития земледелия, поскольку для последнего крайне необходимо была тягловая сила, особенно ввиду применения в земледелии громоздкого деревянного передкового плуга.
Известно, что в основе развития скотоводства у народов Северного Кавказа, в том числе у чеченцев и ингушей лежала отгонная система хозяйства, которая давала возможность эффективного использования кормовых ресурсов и климатических условий природных зон — степной, предгорной и горной. Годовой цикл отгонной системы начинался, как правило, весной, когда скот выгоняли из зимних стоянок на пастбища. Степи Предкавказья представляли ценные пастбища в весенние, осенние и даже в зимние времена, так как в малоснежные теплые зимы скот мог добывать себе подножный корм до самого декабря месяца включительно.
Известно, что на протяжении столетий мелкий рогатый скот (овцы) давал горцам все необходимые мясомолочные продукты, а также шерсть и кожу для одежды и обуви. Из овечьего молока горцы делали сыр. Горский сыр был хорошего качества. Овцы являлись у вайнахов главным богатством. Они обменивали их у равнинных горцев и даже у соседних народов на различные хлопчатобумажные ткани, полотно, ситец, медную и железную посуду, хозяйственные инструменты, соль, зерно и т. д.
Судя по источникам, в равнинных обществах Ингушетии овцеводство развивалось далеко неравномерно. Так, например, в начале XIX века население общества ингушей только отчасти занималось разведением овец. Десять галашевских селений Ингушетии, в числе которых были ингушские селения Мужичи, Нижний Алкун и карабулакские селения (например, Верхний Алкун), занимались преимущественно овцеводством.
Известно также, что ингуши, как и другие народы Северного Кавказа, издавна занимались коневодством. Коневодство было развито как в горах, так и на равнине. Судя по источникам, население ингушского общества (горной Ингушетии) имело в личных хозяйствах лошадей. По сообщению того же источника, галгаевцы, куда входила часть ингушских поселений (Мужичи, Нижний Алкун), также имели у себя в большом количестве лошадей.
Подводя итог, следует отметить, что наряду с земледелием у вайнахов в указанный период относительно быстрыми темпами развивалось скотоводство и, в частности, овцеводство. Это стало возможным благодаря широкому освоению равнинных земель. Наличие зимних и летних пастбищ, а также заготовка фуража в летне-
осеннее время — все это создавало условия для относительно высокого уровня развития скотоводства у вайнахов в рассматриваемое время.

Подготовил М. БАРАХОЕВ