Перейти к основному содержанию

Символ надежды

26 апреля 1991 года в России был принят Закон, осудивший политику государственного произвола в отношении целых народов

Борис Харсиев, ученый-этнолог

26 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят закон «О реабилитации репрессированных народов», осудивший политику государственного произвола, геноцида и оскорбительной клеветы. Закон определил виды реабилитации и признал незаконными все правовые акты, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права. Акт о реабилитации стал по своей сути символом надежды для многих народов, поверивших в торжество справедливости и возврат украденного прошлого. Об этом мы сегодня беседуем с известным ингушским ученым, кандидатом философских наук Борисом Харсиевым.

— Борис Магомет-Гиреевич, первым шагом на пути восстановления исторической справедливости в отношении репрессированных народов стало принятие Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». Но все же закону «О реабилитации репрессированных народов» до его принятия пришлось преодолеть нелегкий путь...

— Это, действительно, так. Закон, который разрабатывали авторитетные специалисты высокой квалификации, принимался трудно, пробиваясь через многочисленные комиссии, дискуссии, слушания. Определенные силы сопротивлялись его принятию, но вместе с этим за принятие этого важнейшего документа консолидировано высказались представители всех репрессированных сталинщиной народов. Большой вклад в его принятие внес ингушский народ.

Закон признавал право репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством. Реабилитация также предусматривала возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории РСФСР.

В преамбуле к Закону Верховный Совет РСФСР осудил произвол властей по отношению к целым народам и подтвердил их полную невиновность, признав противоправность политики, практиковавшейся на государственном уровне. Здесь же содержится запись о том, что ВС РСФСР «провозглашает отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов». Законом была восстановлена историческая справедливость: документ предусматривал для всех репрессированных народов РФ пять видов реабилитации, затрагивающих аспекты восстановления их политического, территориального, культурного и социального статус-кво, а также возмещения материального ущерба, причиненного со стороны государства при совершении незаконных репрессивных акций.

— С принятием Закона о реабилитации на федеральном уровне появилось официальное признание репрессированных народов в качестве субъектов права...

— Особенно этому способствовал развиваемый в федеральной правовой практике подход, основанный на статье 13 Закона, который предусматривал принятие отдельного законодательного акта по каждому из репрессированных народов. В решении проблем национально-культурного возрождения и развития репрессированных народов, их неформальной реабилитации существенную роль играли такие общественные организации, как Конфедерация репрессированных народов России, Фонд репрессированных народов и граждан, с которыми Миннац России поддерживал тесные контакты. КРНР и Фондом был подготовлен банк данных о репрессированных народах, увидели свет сборники документов «Конфедерация репрессированных народов России», «Реабилитация народов и граждан. 1954-1994 гг.», книги из серии «Репрессированные народы России», проведены съемки документальных фильмов о депортированных народах. Эти организации в значительной мере способствовали морально-психологической реабилитации репрессированных народов, разрушали созданный сталинизмом в общественном мнении образ «народов-предателей».

Проблемы репрессированных народов и пути их решения, ход выполнения Закона о реабилитации обсуждались на съездах Конфедерации. Была разработана достаточно универсальная схема механизма реализации Закона, которая могла послужить как основой концепции реабилитации, так и практического проведения ее в жизнь. Реализация мер, определенных комплексом принятых нормативных актов, была направлена на укрепление связей между народами, их равноправное развитие. Однако решение всех проблем реабилитации репрессированных народов и устранение всех последствий беззакония осложнилось кризисом в экономике, политике и духовной жизни страны.

— Время показало, что сложность и новизна решаемой проблемы, трудности, стоящие на пути ее решения, нашли на политическом пространстве России тех, кто проповедует догмы, отрицающие основополагающие статьи Закона о реабилитации.

— Рассуждая об этом, есть смысл сначала рассмотреть конкретно содержание закона. Его первая статья содержит законодательное положение о реабилитации всех репрессированных народов и является основой для принятия правовых норм о персональной юридической реабилитации граждан, пострадавших в составе репрессированных народов.

Во второй статье Закона дается общее определение репрессированных народов. Закон признал таковыми народы, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселений. В соответствии с Законом под определение «репрессированные» попадают 15 народов, одиннадцать из которых были депортированы с территории Российской Федерации: корейцы, немцы, финны, калмыки, карачаевцы, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, болгары и греки. В Среднюю Азию и Казахстан были также насильственно переселены четыре народа, населявших территорию Грузинской ССР, — турки-месхетинцы, курды, хемшилы и иранцы.

В соответствии со статьей третьей Закона политическая реабилитация репрессированных народов «означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения...». Правовой характер политическая реабилитация приобретает лишь тогда, когда репрессированному (народу и гражданину) возвращается то, что у него было отнято.

Статья шестая Закона касается территориальной реабилитации репрессированных народов. Следует особо оговорить, что под территориальной реабилитацией понимается возвращение депортированным народам их земель, незаконно отторгнутых в годы сталинского режима, т. е. возвращение под их юрисдикцию ранее принадлежавших им земель.

Статья девятая предусматривает поэтапное возмещение по отдельно принятому российскому Закону причиненного репрессированным народам ущерба, а согласно положениям десятой статьи социальная реабилитация означает зачет гражданам, подвергшимся репрессиям, время их пребывания в спецпоселениях в общий трудовой стаж в тройном размере. Для них предусматривается также соответствующее увеличение пенсий по возрасту.

Закон предусматривает также осуществление комплекса мероприятий по восстановлению духовного наследия и удовлетворения культурных потребностей репрессированных народов, а также возвращение прежних исторических и географических названий. Применение Закона предусматривало издание отдельных постановлений по каждому из репрессированных народов.

Примечательно, что парламент Северной Осетии в 2005 году направлял запрос в Конституционный суд РФ о признании неконституционным закона «О реабилитации репрессированных народов». Конституционный суд провел правовую экспертизу и вынес постановление о том, что закон конституционен.

— Борис Магомет-Гиреевич, сегодня, в очередную годовщину принятия этого гуманного правового акта, нам приходится констатировать, что он остался не реализованным в полной объеме. Какими, на Ваш взгляд, представляются в этом смысле перспективы?

— Я хочу оставаться оптимистом. За годы сталинщины миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Всего, по оценкам Генеральной Прокуратуры РФ, жертвами политических репрессий в нашей стране стали около 32 миллионов человек. В 1930-е годы в СССР началось массовое выселение целых народов. Жертвами депортации в Казахстан, Сибирь и другие восточные районы стали представители 14 народов целиком и 48 — частично. Помимо насильственного переселения, на государственном уровне к репрессированным народам проводилась политика геноцида, сопровождавшаяся упразднением их национально-государственных образований, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселений. Все круги сталинского ада прошел и ингушский народ.

Справедливость должна восторжествовать. Я убежден, что общая консолидация всех репрессированных народов может оказаться успешной для реализации в полном объеме Закона «О реабилитации репрессированных народов».