Перейти к основному содержанию

Он живет в памяти народа

Балаев Увайс-молла Алсбекович всю жизнь помогал бедным, вдовам и сиротам

Балаев Увайс-молла Алсбекович

Сегодня не каждый из нас знает историю праведных алимов, чья жизнь целиком была посвящена распространению религии ислам на Кавказе и благодаря которым Ингушетия является на сегодняшний день частью исламского мира.

Тем не менее, информация об этих людях имеется, но она не доступна для всеобщего обозрения, вернее находилась в недоступности. Данные о них хранились и хранятся в частных коллекциях и людской памяти.

В данной статье речь пойдет о человеке, посвятившего себя распространению религии ислам, Балаеве Увайс-молле Алсбековиче.

Мы все должны помнить наше старшее поколение, мужественных, честных и высокообразованных духовных наставников ингушского народа. Их знал Кавказ без фамилии, по одним именам — настолько велик был их авторитет в народе.

Об этих выдающихся людях необходимо рассказывать побольше, чтобы наша подрастающая молодежь, знала о них и пошла по их стопам.

Именно наши духовные лидеры должны стать тем самым духовным мостом, соединяющим нашу непростую историю, чтобы ингуши знали подобающее им достойное место среди народов Росси.

Увайс-молла родился в 1901 году в селе Экажево Назрановского района.

Он был очень достойным человеком, являлся младшим братом Аршмата Балаева. Увайс-мола хорошо знал науку Корана, был одним из самых способных учеников Илез-кадий Озиева, дяди известного писателя Салмана Озиева. Также он учился у известного богослова Чапанова Исхак-молла и у многих в то время известных богословов.

Увайс в 15 лет мог обсудить много вопросов по шариатскому праву, наравне с известными богословами.

Любил изучать вопросы, связанные с религией ислам. Он, как и его брат Аршмат делал все, чтобы правдиво решить все вопросы, поступающие в шариатский суд. После очередного примирения кровной мести, к Увайс-молле пришел один человек, чьи права были защищены по шариатскому суду, с вознаграждением, (подарками). Мола ему сказал: «Отдай это тому, кто нуждается, сиротам, вдовам или бедным, а я живу в достатке».

В то время Увайс был председателем шариатского суда, учил алимов в медресе около нынешней мечети в с. Экажево в 30-е годы -в те трудные времена, особенно для религиозных деятелей. Но он прошел свой путь достойно, честно и сегодня благодарные потомки, знающие его не понаслышке, со слезами на глазах вспоминают, так как он честно и достойно жил, и умер в 1940 году.

Однажды приехали гости с Кабарды и Черкессии, чтобы обсудить свой конфликтный вопрос, так как на родине не смогли решить его. Когда они пришли к Илезу-кадий, так как он был в то время авторитетным богословом, тот сказал гостям: «Поехали к мулле в шариатский суд», но когда гости из Кабарды и Черкессии увидели Увайс-моллу, они сказали, у нас у самих много таких молодых, мы приехали к вам, к старшим, на что Илез-кадий ответил: «Хоть он и молодой, но только он достойно решит ваш вопрос по шариату». Потом они получили убедительный ответ от молодого муллы. Гости уехали и через некоторое время вернулись вместе с Илез-кадий к Увайс-молле.

Они сказали: «Мы с вашим решением прошли по всем серьезным ученым-богословам Северного Кавказа и все говорили, что ни отнять, ни добавить к этому ответу ничего нельзя». И поэтому они пришли поблагодарить Увайс-моллу и привезли много подарков. Увайс-молла сказал: «За свою работу я ничего не беру, насчет себя — я отдаю закят муталимам в медресе». Все подарки, которые они привезли, Увайс-молла раздал бедным, вдовам, сиротам. Гости удивились и сказали: «Пока у вас есть такие честные и богобоязненные люди, память об ингушах будет вечна».

Был еще случай, когда с Мекки и Казани приехала комиссия узнать правильно ли идет учение Корана на Кавказе. Собрали всех богословов, со всех республик Северного Кавказа, и задали много вопросов. На все сложные вопросы Увайс-молла отвечал мудро, несмотря на свой молодой возраст.

Ему вручили грамоту, как очень способному знатоку по Корану и хадисам Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах1 и приветствует). Они сказали перед всеми, что этот человек хоть и молодой имеет права давать ответы по любому вопросу по шариатскому праву.

Все эти бумаги пропали в то смутное время репрессии. В Ингушетии жил всем известный уважаемый человек — один из учеников Увайс-моллы — Муцольгов Усман-молла Охлоевич. Когда он приходил к Увайс-молле с некоторыми вопросами, а потом сам же отвергал и давал некоторые ответы, Увайс-молла сказал ему: «Усман, ты знаешь почти все, тогда зачем ты ходишь ко мне учиться?» Усман ответил: «Я хочу узнать правильный и честный путь Корана».

Увайс-молла говорил, что от учение Усмана-моллы будет много пользы ингушскому народу в будущем и эти пророческие слова подтвердились. Усман-молла Муцольгов прошел достойный путь, так же честно служил народу, как и его учителя и наставники.

Потомки Увайс-моллы и многие знающие его гордятся тем, что в те трудные время он не пропал без вести и без захоронения.

Когда его увезли по репрессии, брат Аршмат и его сын Султан сделали все, чтобы он остался в памяти и не пропал бесследно, как в то время случалось.
Племянник Увайс-муллы Султан в то время с достойными и мужественными людьми смог тайно выкрасть его тело и похоронить в с. Экажево. Но при этом, чтобы знали только надежные и верные люди. И только в 1957 году поставили памятник (чурт), позвав всех, кто был свидетелем, которые в те трудные времена были рядом с Увайс-моллой.

Самое лучшее — это людская память, если народ помнит о таком человеке, значит он живет в памяти народа.
В Священном Коране сказано (смысл): «Все люди рождаются и умирают, переживают молодость и старость. И каждому человеку положен свой срок. И когда этот срок приходит, никто не властен ни на единый час отодвинуть или приблизить его».

Вот и ушли наши славные предки. Да помилует Аллах1 их всех и сделает обитателями райских садов. Да помилует Аллах1 и нас всех, живущих в этом мире.

Сегодня нам, всем живущим, они оставили светлый путь, свои наставления, свои примеры идти путем истины. Нам легко идти по прямому пути, у нас есть путеводные нити. Только надо подрожать им. В Священном Коране говорится: (смысл) «Чтобы человек и на этом, и на том свете пребывал в довольстве, он должен обладать 4- мя качествами: убежденно верить в Аллах1а; творить добрые дела; призывать к истине; призывать к терпению».

А как это сделать? На мой взгляд, мы обязаны не причинять зло или обиду другим людям ни при каких обстоятельствах. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Каждый должен относиться к другому так, как он хотел бы, чтобы относились к нему».

Всевышний Аллах1 нам повелел, чтобы мы не разъединялись, чтобы мы любили друг друга.

Духовные лидеры ингушей стояли на позиции единения народа, осуждали вирдовую и тайповую вражду, позитивно влияли на духовную жизнь народа, ориентировали его на нравственные вершины. Таковым был Увайс-молла Алсбекович Балаев.