Иногда не мешает вспомнить известные старые формулы и истины. Так, приходит на ум выражение Чингиза Айтматова о том, что журналисты — это летописцы современности. Существует и масса других интересных определений профессии журналиста. Можно дать и собственное. Но это выражение кажется самым емким, самым сильным определением.
Газета живет один день, утверждал чешский журналист Карел Чапек, подчеркивая краткий срок ее существования. Но как важно схватить и отразить этот день, маленькую часть из цельного полотна, без которой картина будет неполной. Именно из схваченных и отраженных журналистами дней складывается впоследствии та самая летопись современности, которая станет потом историей прошлого. История, которая может претендовать на большую достоверность об эпохе, чем истории, написанные другими методами. Без помощи журналистских статей — свидетелей эпохи, исторической науке трудно ответить на вопрос — как это было.
Будущее поколение естественно захочет узнать прошлое своего народа. И наверняка будет благодарно журналисту, который отразил, как регистратор своего времени, даже сухие факты, цифры, статистику. На основе этих данных будущие специалисты, историки и архиведы, смогут строить свои выводы, научные концепции. Если же журналист был не просто сухим информатором, а «дышал» своим временем, духом своей эпохи, анализировал, пытался понять чувства людей, отразить их судьбы, принять участие в их судьбе и судьбе общества через свое живое слово, то ему, как летописцу живой современности, потомки будут благодарны не вдвойне, а бесконечно. На собственном опыте мы знаем, как велика ценность первых публикаций в период зарождения ингушской журналистики и периодической печати. Первые номера национальных газет достойны самых почетных мест в музеях республики. И сегодняшние труды журналиста, как бы живущие на страницах газеты всего один день, воистину станут бесценными сокровищами будущего. Поэтому, когда речь заходит о твоем коллеге по журналистскому цеху, чье творчество на протяжении десятилетий сопровождает жизнь общества, чьи журналистские произведения чуть ли не ежедневно, изо дня в день, из года в год, читают десятки тысяч людей, поневоле испытываешь волнение.
Мой рассказ сегодня о талантливом журналисте Ахмете Газдиеве. Это попытка охватить, насколько позволяет формат газеты, его многолетнюю журналистскую деятельность. Задача, прямо скажу, нелегкая. Спрессованная в творчестве А. Газдиева позитивная энергетика, динамика добра, пропущенная через сердце и вылитая в строке поэтика нашей повседневности, более чем тридцатилетняя преданность избранной однажды стезе — тема для отдельного исследования. Как, собственно, труды многих выдающихся ингушских журналистов, чья жизнь стала искренним служением профессии, основой которой, если речь идет о настоящих журналистах, являются правда и объективность. Понятно, что всего творчества Ахмета Газдиева не охватить в одном материале, но постараться хотя бы частью проанализировать его, раскрыть через личность самого журналиста, можно попытаться.
Познакомилась я с А. Газдиевым еще в начале 90-х, работая в Сунженской районной газете. Ахмет работал корреспондентом в малгобекской малотиражке. И мы всегда с удовольствием интересовались творчеством друг друга, поддерживали теплые дружеские отношения. Публикации Ахмета, в каком бы жанре они ни были написаны, отличались живым, не дежурным подходом к теме, виртуозным слогом. Их было интересно и увлекательно читать. Поэтика его особенного стиля захватывала внимание буквально с первых строк и не отпускала до самого конца материала. Откуда такое умение владеть словом, великолепное знание русского языка с богатейшей палитрой его широчайших возможностей? Эти вопросы возникают у меня и сегодня, когда, читая очередной материал своего коллеги, пытаюсь понять секрет его таланта и мастерства.
Для журналиста крайне важно быть приятным в общении собеседником, вызывающим к себе природно, по натуре, доверие людей. Так мы устроены, что с первых же минут, визуально, одним взглядом, даем человеку оценку, проникаемся к нему симпатией или антипатией. Пожалуй, главная отличительная особенность Ахмета — это умение расположить к себе, мгновенно завязать контакт с любым человеком. Этому способствуют его доброжелательность, ярко выраженная коммуникабельность, приятный баритон, которому впору состязаться в лидерстве с лучшими дикторскими голосами. Ну и, без сомнения, выработанный в течение десятилетий опыт профессионального умения разговорить собеседника, направить беседу в нужное русло, легко собрать, а если требуется, то и «выудить» информацию. Бывают, часто, ситуации, когда материал, «кровь из носу», необходимо подать в ближайший номер, а интервьюируемый — редкий молчун, из которого слова нужно тащить буквально клещами... И тут журналисту-профессионалу важно включить свое умение поставить правильный вопрос, которое в журналистике ценится не меньше, чем владение словом. Эти способности идут вкупе и дополняют друг друга.
Наверное, в Ахмете счастливым образом сошлись многие профессиональные навыки, что в итоге и способствовало его успеху на журналистском поприще.
В природе профессии журналиста, действительно, много общего с работой историка, архивиста, следователя, психолога, других профессий. Она часто обязывает быть универсалом, знать или изучать на момент написания материала многое из совершенно разных профессиональных областей.
Это в крупных федеральных изданиях журналисты могут позволить себе роскошь работать в одном направлении или специализации, будь то политика, экономика, наука, культура или спорт. Журналистам же наших, республиканских газет, чаще всего приходится писать материалы из порой прямо противоположных областей, они не всегда вольны выбирать темы и направления. Есть в этом свои минусы, но плюсов, на мой взгляд, гораздо больше. Когда пишешь на разную тематику, вырабатываешь способность мгновенно мобилизовать свои творческие способности, расширять возможности и багаж знаний, поскольку постоянно находишься в процессе поиска информации, самообразования. Вырабатывается способность к универсальной журналистике, к мобильной подаче материалов, учишься сам и обогащаешь знаниями других.
Ахмет в этом плане не исключение. Он тоже пишет статьи на разные темы, а в последние годы, работая собственным корреспондентом по Малгобекскому району Ингушетии, тем более подает самую разноплановую и разножанровую информацию, включая новостную. Он чаще других рассказывает о жизни и успехах, о новостях родного Малгобека, живущего своим ритмом, своими радостями и достижениями. В информационной подаче Ахмета Газдиева жизнь малгобекчан и городские события приобретают особое звучание, занимают свое достойное место в формировании общего новостного фона республики.
Культура, образование Ингушетии — традиционно, самые частые темы в творчестве Ахмета. Здесь он тоже выступает как профессиональный знаток этих областей, освещая в тонкостях достижения этих сфер, их проблемы и поступательное развитие.
Однако, несомненным коньком Ахмета Газдиева, его визитной карточкой, как журналиста, остаются материалы очеркового плана, в которых документальные факты из жизни многочисленных героев соседствуют с глубоким осмыслением, лиричными отступлениями и авторскими размышлениями.
Жизненные перипетии героев его очерков под талантливым пером А. Газдиева приобретают причудливые, невероятно интересные очертания, несут в себе высокий нравственный посыл, заинтересовывая читателя с первых строк и не отпуская до самого конца материала. Такова особенность творчества и талантливого пера моего уважаемого коллеги, свойство его широкой души, в которой есть много личностного отношения к героям своих очерков, душевного потенциала, способного вобрать в себя их судьбы и дать им второе рождение в своих очерках.
У журналиста Ахмета Газдиева множество статей, в которых обозначаются проблемы на злобу дня, поднимаются актуальные темы, раскрывается положительный опыт в направлениях образования, истории, культуры.
Если попытаться вычислить коэффициент полезной деятельности творчества А. Газдиева, то обнаружится огромный пласт популярного материала аналитического, исследовательского и даже научного свойства, тянущий на многотомное издание. Издание, несущее в себе огромную, помимо информационной функции, главной в журналистике, просветительскую пользу, в которой сгенерированы научные, исторические, справочные, художественно-литературные материалы. К сожалению, ингушская журналистика не может похвастать переизданием трудов журналистов в сборниках, книгах и литературе другого рода. Единственный, на моей памяти, пример такого рода был продемонстрирован Муратом Озиевым, главным редактором «Сердало» на тот момент, который выступил инициатором издания сборника журналистских статей. В случае издания трудов журналистов отдельными сборниками у нас появилась бы целая библиотека специализированной, журналистской литературы. И она могла бы служить и основой для написания научных и иных аналитических, обзорных, статистических трудов, и также стать школой для молодых людей, избравших для себя в качестве профессии нелегкую профессию журналиста.
Не так давно Ахмет Газдиев отметил 50-летие со дня своего рождения. Из них более тридцати лет отдано журналистике. Живой, трепетной, сохранившей нерв и импульс, лишенной равнодушия и клиширования, журналистике. Коллеги и из газеты «Сердало» и из малгобекской газеты не прошли мимо этой важной жизненной вехи Ахмета. Написали о нем теплые, проникновенные материалы, принесли свои поздравления. Очень трогательную, биографичную, затрагивающую начало начал журналистики в жизни А. Газдиева, статью написала и известный журналист, признанный мастер пера и очеркист Зинаида Солтукиева, бессменный, в течение почти полувека, и редкостно преданный однажды избранной профессии журналист газеты «Малгобекские вести». Я с обычной для меня жадностью, когда речь идет о статьях талантливой З. Солтукиевой, вкушала ее неповторимый стиль и особое очарование строк. Из этой статьи, которую я настоятельно рекомендую к прочтению всем почитателям творчества Ахмета Газдиева, многое становится понятным. Откуда берет начало его тяга к литературе, к слову, как формировалась его творческая биография, кто сыграл роль в развитии его вкуса к слову, к журналистике — все, с большой любовью и трепетом, описала З. Солтукиева. Ахмету, оказывается, повезло начинать свою творческую карьеру под ее чутким руководством.
«Все, кто с ним знаком, могут подтвердить — каким удивительно добрым покоем веет от этого неординарного, интересного, харизматичного парня, — пишет З. Солтукиева в своем очерке «Кредо — нести радость людям», посвященном А. Газдиеву, — с которым хочется общаться, доверить самое сокровенное. Его принципы — самоограничение и всесторонняя самоотдача, душевная щедрость по отношению к людям. Он бережно относится к каждому своему слову — и в жизни, и на журналистском поприще. Давно и сразу заявил о себе как творчески мыслящий, талантливый журналист, а его человеческие качества давно снискали заслуженное уважение. Творческая одаренность, тонкое понимание языка, обостренное чувство сопричастности и ответственности за все происходящее вокруг, серьезное отношение к своему делу характеризуют Ахмета как творчески мыслящего журналиста. Он систематически выступает с разножанровыми материалами и в своей газете «Сердало», и в других средствах массовой информации нашей республики. Читателям давно полюбились его авторские проекты «Ингушетия интернациональная» и «История моего города». Ахмету всегда есть, что сказать окружающим, своим читателям не только на страницах «Сердало», но и в собственном популярном блоге, в социальных сетях. У него множество подписчиков, друзей не только здесь, в родной республике, но и в других регионах Северного Кавказа, ЮФО, куда его постоянно приглашают на значимые событийные мероприятия — форумы, конференции. Ахмет не раз принимал участие в волнительных творческих конкурсах журналистов и становился их победителем. Одну из последних побед ему принесло участие в конкурсе «СМИротворец».
Истоки есть у каждого человека, и вряд ли найдутся родители, которые не вкладывают в своего ребенка все лучшее, веря, надеясь, что он вырастет хорошим человеком, станет помощником, опорой и даст не один повод для родительской гордости. Где, на каких дорогах, в каких жизненных коллизиях разбиваются впоследствии о реальность детские ожидания и мечты? Взрослея, мы начинаем понимать, что мир вокруг нас не всегда улыбчив и светел, что он немного жестче того, который виделся нам в своих представлениях о будущем. Как получается, что кто-то, встретившись с этими реалиями, начинает предавать детские мечты, а кому-то удается, вопреки всему, сохранить в себе и истоки нравственности, и истоки человеколюбия? Более того, в жизненных неурядицах кто-то, наоборот, закаляется и только укрепляется в своем убеждении, что добро всенепременно должно противостоять злу, и для равновесия сил добра такие категории, как любовь к людям, к вечным жизненным ценностям, надо закреплять, наращивать, но никак не убивать в себе, поддавшись натиску. Ахмет Газдиев относится к редкой категории людей, обладающих умением с годами углублять в себе это доброе расположение к миру, пестовать силу добрых чувств. И это не может не вызывать уважения. Его перо всегда отыщет в своем герое нечто особенное, то, что, быть может, человек и сам не всегда может разглядеть в себе.
В своем очерке «Любящее сердце», посвященном жизни и творчеству радиотележурналиста Раисы Ганукаевой, написанном еще при ее жизни, Ахмет дает обьективную оценку ее работе, в которой умело сочетаются человечность и высокий профессионализм.
«...Профессионально владея микрофоном, сочетая в себе лучшие качества чтеца, оратора, актера и журналиста, — пишет он, — Раисе Ганукаевой всегда удавалось воздействовать на многотысячную аудиторию, увлекать за собой своих радиослушателей и телезрителей. В ее передачах, в зависимости от темы, времени и места, могут присутствовать скрытый сарказм и добрая ирония, но автору никогда не изменяет чувство такта, в любой ситуации она остается верной принципам журналистской этики. Ее вдумчивость и основательность заставляет и других на какое-то время остановиться, поразмышлять, сделать выводы. По своей натуре Раиса Гамидовна исключительно добрый и порядочный человек. И это в полной мере нашло отражение в ее творчестве».
«Профессионалы ингушской телерадиожурналистики отдают должное ее разностороннему таланту, — подчеркивает Ахмет. — Она одинаково органично выступает в самых разных жанрах и направлениях, блестяще освоила все творческие профессии: диктора радио и телевидения, ведущей прямого эфира, корреспондента и редактора телерадиовещания. Ее профессиональное мышление и навыки, широкий творческий диапазон, умение сочетать нестандартные подходы с творческими задачами и замыслами вызывают неизменный интерес и глубокое уважение. Дополняют портрет Раисы Ганукаевой полное отсутствие каких-либо симптомов звездной болезни, удивительная скромность и трудолюбие».
Считаю, вполне искренне, что тем, кто оказался в поле зрения Ахмета в информационном плане, в качестве героев новостных информаций, и тем более в роли главного героя его очерков, весьма и весьма повезло. Когда речь заходит об этом направлении его творческой деятельности, вполне определенно можно утверждать, что по части очерка А. Газдиева трудно превзойти. Талант очеркиста несомненный. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно перейти на его блог, покопаться в старых номерах газет, если у кого сохранились, и почитать очерки Ахмета, получить тот редкий вид удовольствия, который знаком поклонникам его изящного, выверенного слога, самобытного и неповторимого в своей индивидуальности журналистского стиля.
Говорят, в любой профессии есть привыкание, ученые обозначают это состояние термином «профессиональная деформация». В ее ловушки попадаются представители самых разных профессий, в том числе и творческих. В профессии журналиста тоже есть свои опасности. Необходимость ежедневно, на протяжении десятилетий, находиться в общении с людьми, анализировать пласты информации, отсеивая ненужное и вычленяя главное, пристально работать над текстом и т. д., не только совершенствует, но и вырабатывает различные привычки и стереотипы, меняет порой стиль поведения, манеру общения. Кто-то начинает страдать авторитарностью, категоричностью суждений. Кто-то, наоборот, эмоционально выгорает, теряет профессиональные навыки. К счастью, все эти научные метаморфозы обошли стороной творчество А. Газдиева. В нем всегда присутствует неугасающий животворный импульс, его мастерство только совершенствуется и оттачивается, а мысль и перо от статьи к статье все более и более вдохновенны. Тот, кто системно следит за профессиональной деятельностью А. Газдиева, в курсе его новых публикаций, понимает, что у него нет никакого привыкания к своей работе, формального и функционального подхода к важным жизненным явлениям. Профессиональная культура, такт, чуткость, внимание к людям, умение отыскать в каждом своем герое что-то особенное — отличительные черты его творчества, особенность его неравнодушного характера.
О чем-бы ни писал А. Газдиев, его творческие работы всегда отмечены знанием сути описываемой проблемы или характера героя его очерка, глубоким проникновением в тему, в них всегда зримо или незримо присутствует работа ума и сердца. Только пропуская материал через эти живые тонометры чувств, можно проникнуться миром героя, понять и передать тонкий мир его души, написать статью или очерк так, что читатель, после его прочтения, уверен, что давно знаком с его героем. Каждый очерк Ахмета Газдиева — это всегда правдивая живая жизненная история, в которой отдается, быть может впервые наиболее полно, дань человеческим заслугам, подвигу, памяти отдельных достойных личностей.
Чего стоят, например, очерки А. Газдиева о журналисте Мурате Озиеве, положившим жизнь на алтарь защиты ингушского народа, его интересов, неизменно стоя на защите правды и справедливости.
«Абсолютная правда — очень редкая и опасная вещь в контексте профессиональной журналистики, — пишет А. Газдиев о Мурате Озиеве в своей статье «Рыцарь правды». — Эту мысль, родившуюся когда-то в среде пишущей братии, наполняют глубоким содержанием судьбы тех немногих людей, которые приходят в нашу профессию, чтобы до конца пронести верность своим идеалам и тем принципам, на которых зиждется настоящая журналистика — честная, объективная и неподкупная. В почти уже столетней истории Общенациональной газеты Республики Ингушетия «Сердало» одним из ярких таких примеров, а скорее даже эталоном, стал Мурат Крымсултанович Озиев. Масштаб личности этого незаурядного человека определили высокий профессионализм, готовность противодействовать лжи, защищать свой народ, отстаивать справедливость и, жертвуя собой, бороться за восстановление прав других».
В другом своем очерке «Рыцарь пера», продолжая тему о профессиональном пути Мурата Озиева, он подчеркивает, что «...биография Мурата — пример для подражания на каждом ее этапе. И «ангуштовский» этап только подтверждает это, ярко выкристаллизовав для окружающих все достоинства его незаурядной человеческой натуры. Издавая независимую газету, он не согнулся под жесточайшим прессингом, ни разу не дрогнул, не сдался, не опустил рук, не пожалел, что когда-то выбрал журналистику делом своей жизни.
Рыцарь пера, он всегда шел вперед с открытым забралом. Многие журналистские публикации Мурата Озиева не теряют своей остроты и актуальности до сегодняшнего дня. Думаю, что мы еще не до конца оценили гражданский подвиг этого человека, бесстрашно и стойко служившего народным интересам до самого последнего вздоха. Хотя для таких, как он, у ингушского народа уже давно есть емкое определение — къонах, мужчина с большой буквы. Во все времена этого высокого звания удостаивались только лучшие из лучших.
К сожалению, Мурату Крымсултановичу слишком долго пришлось жить на пределе наивысшего напряжения всех внутренних и физических сил. Это не могло не сказаться на его здоровье. В январе 2009 года Ингушетия с горечью узнала, что после тяжелой и продолжительной болезни один из лучших ее сынов ушел из жизни».
Когда Ахмет пишет об «ангуштовском» периоде в профессиональной биографии М. Озиева и о прессинге, которой подверглась первая независимая газета в Ингушетии, учредителем которой он являлся, он скромно умалчивает о роли, которую сыграл сам в деятельности газеты «Ангушт». Являясь ее главным редактором, Ахмет Газдиев почти в каждом номере «Ангушта» писал острые, полемические, критические статьи, позволявшие говорить о нем, как о журналисте-аналитике, так же, как и Мурат Озиев, стоящим на страже истины и справедливости. Потом, после гонений на саму газету, на весь ее коллектив, в творческом пути Ахмета Газдиева тоже был период вынужденной немоты, когда его, вместе с другими журналистами этой газеты, не подпускали к официальной прессе, как неблагонадежного и опасного в своей правдивости журналиста. Он прошел его с честью, не изменив своим принципам и убеждениям.
Путь истинного журналиста никогда не бывает усеян розами, так как журналист — профессия, подкидывающая порой непростые жизненные ситуации, ставя человека перед необходимостью выбора — проявить свое истинное «я» или отступить, проявив малодушие. При всей добродушности и харизматичности А. Газдиева, в нем всегда внутри живет бесстрастный критик и оценщик вещей и явлений, правдист, если уместна такая трактовка принципиальности и честности в натуре человека.
Эту особенность А. Газдиева отмечает в своем отзыве о нем и ученый Борис Харсиев.
«Сейчас уже трудно точно сказать, когда этот совсем молодой еще человек заявил о себе как опытный корреспондент Малгобекской районной газеты «Ленинское знамя», — пишет он. — Его репортажи и статьи отличались особым колоритом. Чувствовалась в них любовь к своему «ремеслу», их было интересно читать. Он не боялся писать свое мнение и о многих, тогда еще запретных, темах. Вдохновенное творчество Ахмета Газдиева никого не может оставить равнодушным. Его характерные черты — это отточенный слог, неподдельная любовь к своей Родине — Ингушетии, патриотизм и вера в лучшее будущее великой России. Ахмет устремлен к совершенствованию, к новым знаниям. Он с равным успехом может писать о прекрасной природе наших гор и о человеке труда. Талантливому журналисту с легкостью удается осветить любую тему, за которую он берется как опытный художник, показывая каждую деталь на полотне журналистики. Думаю, нам еще предстоит увидеть много замечательных работ, этого мастера слова».
Неподдельная любовь к Родине, которую подчеркивает Борис Харсиев, льется буквально через край в статьях Ахмета Газдиева. Он не устает выражать свою искреннюю, сыновнюю любовь к Ингушетии, к Кавказу. Его перо особенно вдохновенно, когда он посвящает свои высокодуховные оды взрастившему его народу, к любимому краю.
«...Чтобы полюбить Кавказ хватит одного дня, а чтобы понять — может не хватить и целой жизни. Ингушский менталитет — это не меньшее чудо, чем родовые башенные комплексы и дивная природа Кавказских гор. Время не властно над традициями ингушского народа. Если ингуши поют, то эти песни о любви к своей стране, своему народу, если танцуют, то свою неподражаемую ингушскую лезгинку. Если у кого праздник, то празднуют все, а потом еще долго вспоминают о нем, а если к кому приходит беда, то на помощь приходят всем миром... Ингуши — народ открытый и искренний, храбрый и мужественный, отзывчивый и на редкость чуткий, который всегда рад гостям и умеет их встречать». /Отрывок из статьи А. Газдиева: «В Ингушетию нельзя не влюбиться»/.
Для А. Газдиева понятие Кавказ и все населяющие его народы неотделимо от его любви к родной Ингушетии. Он ощущает себя частью единой кавказской общности и одинаково близко воспринимает боль и радость и карачаевцев, и балкарцев, и чеченцев, и дагестанцев... Потому в его аккаунтах в Инстаграм, в Фейсбуке, в Одноклассниках, в других социальных сетях добрая половина подписчиков — представители разных народов Кавказа. По роду деятельности Ахмет часто выезжает в командировки по всему Кавказу, и всегда приезжает с массой впечатлений, находящих потом отражение в его газетных статьях. Очень важно, чтобы кавказские события, для понимания сути происходящего, находили отражение от лица, ментально и по сути родственного этим народам. Взгляд изнутри часто гораздо глубже и ценнее взгляда извне, со стороны. В нем меньше предвзятости и поверхностного отношения, он свободен от подверженности стереотипам. Отражая и раскрывая в своих материалах историю народов Кавказа, знакомя ингушского читателя с видными представителями разных народов, Ахмет зачастую выступает в роли журналиста-международника, если хотите — кавказоведа, потому что его материалы способствуют налаживанию между народами Кавказа культурного диалога, укрепляют межкавказские традиции дружбы и добрососедства.
В своей рубрике Кавказ без границ, в очерке «Седая древность горного Карачая», А. Газдиев пишет о наиболее сложном испытании, выпавшем на долю балкарцев: «Тринадцать лет длилось насильственное отторжение балкарцев от своей родины Балкарии. В страшные годы депортации балкарский народ понес невосполнимые потери. Смертность превышала рождаемость, и практически стоял вопрос о вымирании и исчезновении этноса. Нет ни одной балкарской семьи, не похоронившей в пути, на поселении в Средней Азии и Казахстане своих близких. Все они были убиты горем и нуждой. Свою довоенную численность балкарцы восстановили только во второй половине 60-х годов. Резкое снижение численности населения — прямое следствие депортации народа. И все же, несмотря ни на что, балкарский народ выжил, как выжили карачаевцы, ингуши, чеченцы и другие народы Советского Союза, подвергнутые сталинскому геноциду. Ничто не смогло убить в исстрадавшихся сердцах горцев веру в высшую справедливость и надежду на возвращение в родные места. Однако и по сей день душа Балкарии не оправилась от нанесенных ей ран. В десятках разоренных балкарских сел так и не загорелся больше огонь в очагах. Их развалины — приговор бесчеловечному сталинскому режиму».
Каждый материал Ахмета Газдиева — это всегда глубокая работа, анализ, прочувствованные мысли и образы. Читатель почти всегда вовлечен и сопричастен с тем, что он пишет, потому что любая строчка, любой факт в статьях Ахмета Газдиева дышат не бесстрастностью сухих формулировок, а пропущенными через ум и сердце чувствами. В очерке «Призывный набат Ахульго» эту прочувствованность мы ощущаем особенно остро. «Ахульго является жемчужиной духовного наследия не только Дагестана и Кавказа, но и всего исламского мира. 180 лет назад эти священные камни стали свидетелями подлинного подвига и беспредельного героизма, ярко продемонстрировавшего несгибаемость горского духа и бесстрашие сердец, в которых живет вера. Эпопея Ахульго, героические страницы которой написаны имамом Дагестана и Чечни Шамилем и преданными ему мюридами, длилась 80 дней и навсегда вошла в бессмертную летопись Кавказа».
Также тепло Ахмет пишет и о легендарном древнем ауле Карачая — Хузруке.
«Хурзук — одно из немногих на сегодня мест этого горного края, где сохранились древние карачаевские дома, являющиеся памятниками деревянного зодчества карачаевского народа. Пару лет назад зарубежные ученые, проводившие здесь свои исследования, выступили с сенсационным заявлением, отнеся карачаевские срубы к периоду средневековья. Больше всего это удивило, наверное, их самих. Ведь в европейской науке давно укоренилось мнение, что подобные постройки не могут пережить и одного столетия, а тут оказалось, что некоторым из сохранившихся карачаевских домов вполне может быть 500 лет. Карачаевцы же, хорошо знающие свои корни, восприняли это открытие вполне спокойно. Каждый из них может проследить своих предков в нескольких поколениях на 200-300 лет назад и продемонстрировать гостю свое родовое жилище, как, к примеру, каждый ингуш может показать свою родовую башню в горах Ингушетии.
Конечно, жесткое время и страшные трагедии, не раз заглядывавшие в наши горы, не пощадили национальное достояние ингушей и наших братьев-карачаевцев. И все же до сей поры стоят под солнцем неприступными крепостями древние карачаевские дома, вросшие в землю, и ингушские башни, свидетельствующие о нашей долгой истории на этой земле и величии духа двух братских народов».
Найла Абдрасиловна Оразова, доцент Карачаево-Черкесского университета, выражая благодарность Ахмету за его журналистскую деятельность, отметила в беседе со мной наиболее яркие черты в характере Ахмета — доброту и открытость души.
— Это замечательный, порядочный до глубины души человек, интеллигентность не просто образ его жизни и культуры, она у него в крови, — сказала она, выражая радость, что я собираюсь писать об Ахмете.
— Спасибо вам за внимание к его творчеству, пожалуйста, пестуйте такого рода таланты, — попросила Найла Абдрасиловна, уверяя меня в том, что ради друзей Ахмет готов свернуть горы.
О том, что дружба для А. Газдиева — категория не временная, а ценностная, мы, его друзья, знаем не понаслышке. Он несет ее по жизни бережно, трепетно и уважительно. И, возможно, тон и посыл, заданные им, передаются на каких-то высоких, тонких планах и нам, обязывая соответствовать, беречь дружбу и сложившееся за много лет взаимопонимание и доверие.
Журналистика, как и истинное писательство — это дар. Есть журналисты от Бога, и этих журналистов судьба призывает для работы на предопределенной им ниве или поприще. И хорошо, когда человек, осознав свое призвание, трудится самоотверженно, изо дня в день, годами и десятилетиями, не теряя интереса к работе, более того, нарабатывая, как Ахмет Газдиев, богатый опыт, используя его на благо людей и народа.
Каждая сфера жизнедеятельности общества нуждается в пере, в глазах, в уме, в языке и в сердце журналиста. Он должен увидеть, услышать, понять и описать. История занимается историей, химия — химией, а журналистика, в силу специфики своей деятельности, занимается всем. Ей есть дело до всех и до всего. Ее не очень любят, когда она критикует недостатки. И ее боготворят, когда она описывает достоинства. Было бы здорово, если весь негатив общества был бы исключительно делом юриспруденции, а весь позитив — делом журналистики. Но, увы, мир полон контрастов и противоположности соседствуют.
Ни для кого не секрет, что Ингушетия — это регион со своим особым менталитетом, колоритом, отношением ко всему, в том числе и к критике. В этих непростых условиях живут и трудятся ингушские журналисты, соблюдая, наряду с традициями, обычаями, национальными особенностями, высокие принципы журналистской этики, объективности, профессионализма, проявляя порой, где требуется, «соломонову мудрость». Понимающий журналист не пытается метать копья своей критики в общество. Он больше пытается понять и довести все до ясного сознания общества, чтобы помочь обществу понять себя во всех своих проявлениях, раскрыть интервьюируемого человека самому себе и обществу, открыть человеку самого себя. Человеку трудно давать себе объективную оценку и при этом он нуждается в оценке себя. Через его статьи человек получает возможность посмотреть на себя со стороны. Это применимо и к обществу.
Общество по достоинству оценило труд А. Газдиева на журналистском поприще. Он удостоен многочисленных наград: Заслуженный работник культуры Республики Ингушетия, член Союза журналистов Ингушетии и России, Лауреат Джабагиевской премии, победитель профессиональных конкурсов общероссийского уровня. Более того, как специалист и профессионал своего дела, переросший участие в конкурсах, не раз входил в состав жюри престижных конкурсов, уже с высоты своего профессионализма и опыта оценивая конкурсные статьи младших коллег.
Журналистские подходы Ахмета Газдиева нельзя охарактеризовать какой-то одной формулой. Талант, как известно, имеет много граней. Но о чем бы ни писал Ахмет, его творчество всегда несет в себе позитивную ноту, оно неизменно стоит на службе у человека и человечности, освещая, исследуя и раскрывая личность и общество, биографии людей и историю народа.
Многолетний, взвешенный с позиций объективности и правдивости, труд Ахмета Газдиева, его неустанное обращение к базовым человеческим ценностям, как к главным ориентирам в нашей жизни, вселяет веру в то, что журналистика, как категория нравственная, жива и будет жить, несмотря на пессимистические прогнозы о закате эры печатного слова. Самое яркое подтверждение тому — вдохновенное слово журналиста, находящее живой отклик в сердцах читателей всех времен и поколений.
Альбика Газгириева