Перейти к основному содержанию

Сильные духом

Интеллигенция Ингушетии
в годы Великой Отечественной войны

В эти дни трагическая дата начала Великой Отечественной войны (1941 год) снова и снова возвращает нас к памяти о тех, кто защищал страну от фашизма. В их числе были и представители интеллигенции.

Победа в Великой Отечественной войне стала результатом борьбы всех слоёв населения страны. Война потребовала коренной перестройки жизни населения страны для организации отпора агрессору. Значительную лепту вложила в неё и интеллигенция.

Интеллигенция являлась проводником идей и постановлений, направленных на организацию борьбы против общего врага. И в то же время, даже в самые трудные дни и годы интеллигенция не забывала о своих профессиональных функциях: учила, лечила, проектировала, исследовала. Об участии интеллигенции Ингушетии в Великой Отечественной войне, в т. ч. в тылу, сказано немного.

Значимость организованной работы интеллигенции в экстремальных условиях Великой Отечественной войны, полных драматизма и трагических событий, бесспорно, велика.

С первых дней войны представители интеллигенции выражали готовность и желание уйти добровольцами на фронт. Однако, по всей стране с началом Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. стала ощущаться большая потребность в агитационной работе. Её проведение было сопряжено со многими сложностями. Перед агитаторами стояла главная задача — донести до сознания каждого советского человека, что победа не придет сама, для ее достижения необходимо напряжение всех сил народа.

Агитация и пропаганда среди населения Ингушетии была организованной и отлаженной. Центрами политико-массовой работы были агитпункты, созданные на базе парткабинетов. Агитационная работа была перенесена на заводы и фабрики, в полевые бригады и призывные пункты. В программах агитбригад, неустанно ездивших по предприятиям и по фронтам, артисты, музыканты и литераторы вдохновляли солдат. Массовая агитационная работа давала свои результаты. В идеологической работе широко использовалась периодическая печать. В годы Великой Отечественной войны на Северном Кавказе выходило более 250 периодических изданий.

Писатели и историки вместе с другими приходили на призывные пункты, чтобы добровольцами уйти на фронт. Но было отказано многим из них, т. к. их слово было приравнено к боевому оружию. Их главной задачей руководство страны видело в мобилизации духовных сил народа и формирование нетерпимости к фашистским захватчикам.

Ведущим лозунгом литературы периода Великой Отечественной войны был «Все для фронта!» В первые дни начала войны председатель Чечено-Ингушского союза писателей Дж. Яндиев провел экстренное заседание, на котором призвал всех отдать все силы во имя победы над врагом. В обязанность писателям вменялось — быть фронтовыми корреспондентами, выступать активно с агитацией, писать героические и патриотические произведения. На всех заседаниях поднимал он вопросы служения писателей и поэтов делу победы над врагом. Его призывный голос звучал по радио, в госпиталях. Призывом звучали стихи «Если хочешь жизнь сохранить», «Встаньте, молодцы!», «Поднялся народ».

Часто публиковал военные очерки Идрис Базоркин. Читал по радио, в госпиталях. В его словах звучал призыв: «Все как один встанем на защиту нашего Отечества!» Очерк «Честь горца» раскрывал лживую сущность фашистской армады. В сентябре 1942 года Идрис Базоркин страстно пишет «Слово к чечено-ингушской интеллигенции». Он взывает к интеллигенции, возвышает её роль в бою и в тылу. Помимо этого, Идрис пишет пьесы, в т. ч. военную драму «Рождение ненависти», которую он пишет перед битвой за Кавказ.

В 1943 г. за активную антифашистскую пропаганду И. Базоркин и Дж. Яндиев были отмечены высокой наградой тех лет — почетными грамотами Верховного Совета ЧИАССР.

В печати регулярно появлялись военные стихи и прозаические произведения М. Льянова «Берегите Родину», «К ингушскому поэту»; Х.-Б. Муталиева «Встаньте, тверже железа», «Родине», «Портрет воина»; произведения А. Хамхоева, Х. Осмиева и др.

В первые же дни войны уходили добровольцами на фронт студенты и преподаватели учебных заведений, уходили творческие коллективы театров и кино. Студенты меняли мирное направление своей деятельности на военную специализацию и поступали на краткосрочные курсы для получения различных военных профессий.

К началу Великой Отечественной войны учитель и писатель Багаудин Хусенович Зязиков работал инструктором отдела печати Чечено-Ингушского обкома КПСС, вёл большую общественную и пропагандистскую работу. В июле 1941 года он ушёл добровольцем на фронт. Вместе с татарским поэтом Мусой Джалилем он закончил 6-месячные курсы политруков в Татарской АССР, и с января 1942 года стал работать корреспондентом газеты «Сын Родины». Он умел своими очерками поднимать дух воинов. За годы войны дослужился до звания майора. Не раз ходил в разведку с боевыми друзьями, и одновременно вёл фронтовой дневник, писал патриотические статьи и очерки.

Нередко учителя и писатели, учёные и художники воевали и жили одной жизнью с солдатами, шли в наступление, мерзли в окопах, совершали подвиги. Был среди простых воинов солдат и писатель Ахмед Ведзижев. Многие учительские кадры интеллигенции Ингушетии ушли на фронт, в т. ч. руководители и педагоги школ: Алаудин Дзаимович Алиев, директор школы с. Средние Ачалуки; Ахильгов Хусен Тахугович, директор школы № 21 г. Орджоникидзе; учителя из с. Галгай — Юрт — Магомед Ахружевич Дзарахов, знавший к тому же несколько иностранных языков, Мухтар Мехтиевич Барахоев, выпускник Ингушского педагогического техникума; из с. Ахки-Юрт Пригородного района — Умар Ахметович Оздоев и Хусен Мусиевич Хамхоев; из селения Базоркино — Саадул Баадулович Арсамаков и Ибрагим Эльбертович Газдиев — выпускники Ингушского педагогического техникума, Иналук Козлоевич Ужахов, выпускник Чечено-Ингушского педагогического института, из с. Яндырка — Хасан Эсмурзиевич Султыгов; из ст. Орджоникидзевская Хаджибекар Артаганович Ахильгов; из с. Джейрах — Магомед-Гири Эльтиевич Ахильгов; из ст. Нестеровской — Мария Ивановна Михайлова (Павленко), выпускница Серноводского педагогического училища; из с. Долаково — Сафарбек Касымович Долгиев, 1915 г. р., выпускник Ингушского педагогического института г. Владикавказа и мн. др. Этот список можно продолжать.

Учителя и выпускники педагогических учебных заведений сражались практически на всех фронтах и во всех родах войск, были удостоены высоких боевых наград. На смену им шли молодые, не имеющие педагогического опыта учителя. Положение усугублялось тем, что работать им приходилось в тяжелых материально-бытовых условиях, вызванных войной. А между тем, суровые условия военной поры заставили общеобразовательную систему усилить идейно-политическое, патриотическое воспитание учащихся, укрепить учебную дисциплину, улучшить военно-физическую подготовку, развернуть среди школьников оборонно-массовую работу, привлечь их к движению по оказанию помощи фронту, промышленному производству, аграрному сектору, семьям фронтовиков. В системе образования — в ГОРОНО и РОНО трудились Салман Озиев, Мурад Куркиев, Дж. Горбаков и многие другие.

Уходили на фронт деятели науки, образования и культуры. Яркие представители ингушской интеллигенции находились накануне войны в самых разных уголках страны и вложили свою лепту в дело победы над врагом. Уроженец Ингушетии, учёный-востоковед Нуреддин Габертович Ахриев, преподаватель Московских вузов, в «годы Второй Мировой войны находился на Закавказском, Крымском и 4-ом Украинском фронтах, являлся начальником 7-го отдела политуправления Закавказского Военного Округа и Закавказского фронта, командиром дивизиона курсантов, старшим преподавателем Тбилисского артиллерийского училища. В 1941 и 1942 годах он неоднократно выезжал в «военные командировки» в Иран, а в 1943 году, как можно предположить из отрывочных сведений, находился в составе советской рабочей группы, подготавливавшей Тегеранскую конференцию глав государств антигитлеровской коалиции».

В первые дни войны добровольцем ушёл на фронт директор Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Осман Долаков, окончивший Рабфак в г. Владикавказе (1926 год), Советскую партийную школу, Коммунистический Университет (КТУВ) им. Сталина в Москве (1933 год), Институт Красной Профессуры в г. Москве. Осман Долаков знал несколько иностранных языков, был большим патриотом народа и страны.

Ушёл на войну добровольцем в первые же дни учёный-лингвист, заведующий сектором Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Ибрагим Оздоев. Вместе с ним ушли и его братья Абукар и Джабраил. Воевали они в составе 225-го кавалерийского полка.

В партизанских отрядах на территории Чечено-Ингушетии служили историки Мурад Муртузович Базоркин и Мурад Маматович Куркиев; в 1942-1943 гг. воевал в партизанских отрядах Абдул-Гамид Гойгов; выпускник Ингушского педагогического техникума (г. Владикавказ) Магомет Темирсултанович Долгиев был командиром Ачхой-Мартановского партизанского отряда; воевал на фронте собиратель устного народного творчества ингушей, сотрудник газеты «Сердало» Сулейман Дахиевич Паров и мн. др.

Свой посильный вклад в общую победу внесли студенты, сотрудники и преподаватели Чечено-Ингушского пединститута. Летом 1941 года из этого института ушло на фронт 50 защитников Родины, а через полгода еще 24.

Ушли на фронт деятели культуры и искусства: Абдулла Дудиевич Цароев, студент Московского театрального института (ГИТИС), позже направленный на учебу в Калинковическое военное училище Краснопресненским РВК г. Москвы; Дунда Маматиевич Куркиев, участник Олимпиады искусств народов Северного Кавказа; Ляля Батырбековна Ужахова, студентка Театрального института, ставшая в ряды защитников Отечества; вместе с актерами Чечено-Ингушского государственного драматического театра ЧИАССР ушёл на фронт Осман Маисович Горчханов, выпускник Тбилисского государственного театрального института, заслуженный артист ЧИАССР и мн. др.

На протяжении военного времени идеологическая работа по формированию патриотического сознания у населения не прекращалась. Ярким выражением патриотизма советского народа была крепкая связь фронта и тыла, которой также руководили управленческие кадры интеллигенции. Наряду с самоотверженным трудом, в тылу шла работа по формированию и обеспечению призыва в армию. Председателем Пригородного отдела райсовета (позже ДОСААФ) с возложенными обязанностями по формированию и обеспечению призыва в армию служил Ахмет Берснакоевич Долгиев, окончивший Рабфак и физико-математический факультет Ингушского педагогического института в г. Орджоникидзе.

Нередко в числе руководителей учреждений и промышленных объектов в г. Орджоникидзе были ингуши. Директором артели «Кавказ» являлся Мухтар Берснакоевич Долгиев (1904 −1966), где производилась различная продукция для командного состава Красной армии — кожанки, папахи, а также седла и сбруи для кавалерии. В 1943 году возглавил строительство Нефтеперерабатывающего завода в г. Грозном Абдул-Гамид Гойгов, получивший накануне войны образование в Ленинградском институте гражданских инженеров. Он же был назначен в январе 1944 года заместителем Председателя Совета народных комиссаров ЧИАССР.

Инженеры и агрономы, преподаватели вузов и специальных средних учебных заведений, врачи и учителя работали в колхозах, совхозах, медицинских учреждениях. Вместе со всеми представители интеллигенции рыли окопы, сооружали оборонительные рубежи, работали на предприятиях, руководили прокладкой железнодорожных путей, участвовали в строительстве и ремонте бронепоездов, вели общественную работу.

Настойчиво и упорно преодолевали они трудности военного времени. Сложной и ответственной была работа по подготовке новых кадров для промышленных предприятий. Ведущую роль играли инженерно-технические кадры.

Было понимание важности многих задач, стоящих перед регионом в целом, ибо Северный Кавказ являлся не только крупным экономическим, но и важным стратегическим районом страны. По территории региона, в т. ч. республики, проходили железнодорожные и шоссейные магистрали, связывающие кавказские нефтяные районы с центром, в связи с чем были остро востребованы узкие специалисты, специалисты с техническим образованием как на войне, так и в тылу.

В их числе был Султан Шахбулатович Измайлов, 1904 г. р., выпускник Механического факультета Ростовского института путей сообщения, служивший в первые годы войны помощником начальника по технической части под Сталинградом, позже начальником военной приемки и старшим военпредом Управления снабжения горючим Красной Армии на Северо-Кавказском фронте. Руслан Берсанович Кодзоев, 1918 г. р., выпускник Московского химико-технологического института, инженер-технолог, был начальником химической службы 3-го Гвардейского стрелкового полка 4-ой Гвардейской стрелковой Апостоловой Краснознамённой дивизии, воевал на 3-м Украинском фронте. Выпускник Рабфака при Нефтяном институте г. Грозного Абдурахман Аббасович Бориев служил в инженерных войсках. Ахмет Османович Султыгов, выпускник Военно-инженерной академии, воевал в должности командира 22-ой сапёрной роты 439-го отдельного саперного батальона, 373-й миргородской стрелковой дивизии, 52-ой Армии. Зелимхан Магометович Тангиев, 1909 г. р., выпускник Ленинградского строительно-архитектурного института, воевал в составе 255-го Отдельного Чечено-Ингушского полка. Выпускник физико-математического факультета Чечено-Ингушского педагогического института, политрук Иналук Козлоевич Ужахов воевал на Северо-Западе СССР; студент Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта Мухтар Мурцалович Цокиев стал в ряды артиллеристов на войне и многие другие.

А между тем, в тылу трудные и ответственные задачи ложились на плечи рабочих, специалистов сельского хозяйства. Все свои силы они направляли на то, чтобы бесперебойно снабжать всем необходимым для жизни Красную Армию и население. И всегда в авангарде была интеллигенция. Преодолевая неимоверные трудности, интеллигенция Ингушетии вместе с рабочими и крестьянством старалась сделать максимум возможного для того, чтобы экономика, культура, общественно-политическая и духовная жизнь республики функционировали динамично и соответствовали высоким требованиям, предъявленным суровым военным временем.

Огромные изменения происходили в годы войны в сфере медицины. Значительная часть медперсонала больниц находилась на фронте, в эвакогоспиталях, санитарно-медицинских частях. При значительном уменьшении общей численности медиков в тылу, учреждениям здравоохра-нения удавалось оказывать бесперебойную медицинскую помощь мирному населению, лечить тысячи раненых, находившихся на территории республики. Сотням тысяч воинов Красной Армии в числе других сохранили жизнь ингушские врачи, служившие в госпиталях и медицинских санитарных батальонах на разных фронтах и на территории республики: Фатима Льянова, Асият Тутаева, Нина Тутаева, Абдул-Бек Маматиев, Сулейман Долтмурзиев, Курейш Угурчиев, Тамара Албогачиева и др.

Учёные, инженеры, строители, медики, учителя, писатели, актёры были не раз награждены за мужество и героизм, проявленные в боях. Представители интеллигенции Ингушетии принимали участие в сражениях Великой Отечественной войны, работали в тылу с населением, оказывая огромное влияние на умы и настроения общества. Руководство страны видело в интеллигенции ту силу, которая объединяла народы, направляя их против общего врага — фашистской Германии.

Победа ковалась нелегко. Ценой огромных жертв и неимоверных усилий. И в этой Победе значительную долю вложили ученые, студенты, педагоги, медики, работники искусства. Память о них будет вечной в наших сердцах!