Перейти к основному содержанию

Орнаменты на глиняных изделиях древней и средневековой Ингушетии

К вопросу о значении архаичного слова «гIарчо» (орнамент)

В последнее время в декоративно-прикладном искусстве ингушей стало активно входить в обращение архаичное слово «г1арчо» (орнамент), которое до недавнего времени было полузабытым. Началом этому послужила находка рукописного альбома с зарисовками ингушских ковровых орнаментов Г. Ахильговым ««Ghalghaj gharchoz. 1924» (Г1алг1ай г1арчож. 1924),». А также возрождением войлочного ковроделия с орнаментами его сестрой Райшат Ахильговой, начатом ею в 2011 году. Что же представляет собой этимология ингушского слова «г1арчо» и русского слова «орнамент»?

Орнаменты рассматриваются исследователями как зачатки древнейшего письма, как отражение религиозных пред¬ставлений, как знаки, имеющие магическое значение, как древние ка¬лендари и т. д. Все они вкупе говорят о древности их появления. Орнамент старше всех произведений искусства. «В народном орнаменте как в древних письменах отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы», — пишет академик Б. А. Рыбаков. Согласно моим наблюдениям, слово «орнамент» было раньше использовано относительно символов, наносимых на глиняные изделия, в т. ч. и у ингушей, сохраняя технологию в самом слове «г1арчо».

Археологические раскопки свидетельствуют о широком распространении глиняных изделий, орнаментики на глиняных предметах древней и средневековой Ингушетии. В истории человечества орнаменты на глиняных изделиях появились задолго до изобретения гончарного круга.

Производство изделий из глины относится к числу наиболее древних ремёсел на земле. В эпоху неолита (нового каменного века) оно получило своё развитие: более разнообразными стали формы сосудов, на них появились орнаменты, исторически квалифицированные в качестве первых. Как отмечают исследователи, орнаменты наносились на глиняные изделия прочерчиванием концом палочки бороздки по слегка подсушенной поверхности. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (ЭСБЕ) в определении слова «орнамент» говорится, что это изображение, «резанное вглубь». Технология нанесения узора по глиняным изделиям сохранилась и в ингушском слове, записанном на латинской графике «gharchoz» (г1аьрач1ож), которое означает «извилистая бороздка» (линия), сделанная процарапыванием острой палочкой по сырой глине. Образование композита «г1аьрч1ож» произошло в результате слияния основы лексемы «г1аьра» (представляющей собой падежную форму архаической лексемы «г1а») и основы слова «ч1ож» — ущелье, борозда.

Обращает на себя внимание и то, что архаичное слово «гIарч» г1орч функционировало в речи ингушей в названии изрытых зигзагами военных сооружений, служивших западнёй в военных операциях. «Заросшие лесом останки таких сооружений в окрестностях ингушского с. Сурхахи сохраняют и сегодня сложное переплетение линий и изгибов», — говорил краевед М. Аушев. «Словом «гIаьрчIож» ингуши называли узоры, в том числе образованные стихийно», — считает историк И. А. Кодзоев. «Г1аьрчо» — лексема, редуцированная фрикативным конечным звуком [ж], в Ингушско-русском словаре значится, как «художественный узор в виде кривых линий».

Изделия из глины несли в себе утилитарную функцию. Орнаменты, которыми украшались глиняные изделия первоначально, имели не столько декоративное, сколько магическое значение. Орнамент «не имел ни единой праздной линии». В знаках и символах, позже названных орнаментами, сохранялась некоторая информация. «Многое из этой первобытной письменности вошло в народный орнамент, и смысл знаков уже давно забылся: волнистая линия обозначала воду, волну; круг — солнце; косой крест — огонь, костер; схематические рисунки растений — землю, плодородие, жизнь...», — считает Б. А. Рыбаков. Частым элементом узоров являлся зигзаг, символизировавший волну, вечное движение. И встречались эти орнаменты в декоративно-прикладном искусстве многих народов. В рисунках-орнаментах, состоящих из криволинейных форм, в основном преобладали мотивы из животного и растительного мира. «Читали» эти знаки, как магические заклинания. Знаки наносили на сосуды для защиты от порчи. У каждого из знаков было свое определенное значение.

Кувшины с символическими орнаментами как бы «делали» налитую в них жидкость «святой» и берегли от порчи. Изображались первоначально рисунки на внутренней части сосуда. В качестве украшения орнамент стал появляться на поверхности изделий значительно позже.

Гончарное производство на Центральном Кавказе находилось на довольно высокой ступени развития ещё в IV-III тысячелетии до н. э. Это обнаруживается в технологии производства керамики, начиная от приготовления теста до выработки устойчивых форм и типов изделий и их термической обработки. Внешняя поверхность тщательно обрабатывалась, стенки сосудов доводились до лощения. Некоторые образцы керамики имели орнаментацию из резных геометрических узоров или рельефных орнаментов из спиралей, концентрических кругов, валиков и прочих налепов. К сугубо местному компоненту относится способ обмазки сосудов жидкой глиной и некоторые приемы орнаментации. «Местные гончары изготавливали большое количество керамической посуды отличного обжига в виде различных кувшинов, горшков, кружек и чаш, которые украшались своеобразным орнаментом. Причем керамика была черной, темно-коричневой, но, главным образом, красной. Тесто черной керамики содержало большое количество песка и крупных белых примесей, а серая керамика — мелкий речной песок. Керамика красного цвета была изготовлена из отлично отмученной чистой глины и украшена характерным линейным и точечным орнаментом», — пишет Ш. Б. Ахматов.

Гончарный ручной круг (гом) по своей структуре не менялся на протяжении тысячелетий. Несложное устройство использовалось мастерами в горной Ингушетии вплоть до начала ХХ века. Из глины делали посуду разных размеров и форм — кувшины с широким горлышком (кхабилг), кувшины с узким горлышком (сурилг), большие кувшины с заострённым дном для сбивания масла (кура), кувшины с крышкой (ийшиг), широкие в диаметре чашки (хIанги), чашки (кад), тарелки (оаркхув), широкие кружки с ручкой (чами), большие сосуды, вмещаемостью до 3-4 ведёр (гибаш), 5-литровый сосуд для воды (кур) и др. Кувшины имели различные предназначения — хранение молока, сыра, сметаны, масла и других продуктов питания.

В горной Ингушетии на Эгикальском каменно-ящичном могильнике В. Л. Ростуновым и Б. М. Хашагульговым был обнаружен кувшин, датированный концом III тыс. до н. э. с узором в виде косых параллельных линий. На восточной окраине г. Малгобека в Кургане были обнаружены глиняные кувшины, датированные II тысячелетием до н. э., один из которых был покрыт обильным орнаментом в виде горизонтальных зигзагов и характерным для эпохи средней бронзы декором в виде елочки. Керамические изделия, орнаментированные различными узорами в виде штрихов, наклонных и вертикальных линий, были обнаружены в нижней части Джейрахского ущелья, на правом берегу реки Терек, недалеко от места впадения в нее реки Арамхи. Геометрический орнамент в виде зигзагов и наклонных линий был обнаружен на многочисленных фрагментах керамической посуды, относящейся ко II тысячелетию до н. э., обнаруженных во время раскопок в районе Алхастинского поселения.

На многочисленных глиняных горшках, найденных в различных склепах горной Ингушетии более позднего периода, имеются рельефные орнаменты в виде прямых и волнистых линий, вдавленных точек, треугольников, с косо-нарезным орнаментом, с четырьмя опоясывающими, волнистыми и горизонтальными линиями, линиями точек и др. Встречаются глиняные горшки с горизонтальным, овальным или круглым отверстием, орнаментированные резным, выпукло-вогнутым декором, заштрихованными треугольниками.

Широко распространенным знаком, символизирую¬щим солнце, огонь, силу, могущество и плодородие, была свастика. Она встречалась на керамических изделиях Лугового могильника VI в. до н. э. и в склепах Ассинского уще¬лья Ингушетии. Керамическая продукция, украшенная нарезным вдавливанием или рисованными узорами, в некоторых случаях декорированная лепниной, имела широкое бытование среди местного населения ещё долгое время.

Орнаменты на глиняных изделиях эпохи средневековья были самыми разнообразными. Большая коллекция глиняных кувшинов эпохи средневековья с орнаментами хранится сегодня в Ингушском государственном музее краеведения им. Т. Мальсагова.

Таким образом, искусство нанесения орнаментов на глиняные изделия было знакомо предкам ингушей ещё издревле, что подтверждается словом «gharchо» (г1аьрчо) — «орнамент». Позже это слово распространилось на различные узоры — орнаменты, в т. ч. выбитые на камне, вырезанные на кости, украшающие ковры, ткани, одежду.

Фотографии: 1. Глиняный кувшин с орнаментами из с. Шуан // Из фондов Ингушского государственного музея краеведения им. Т. Мальсагова; 2.Оленьи рога — сюжет орнамента из рукописного альбома «ГIалгIай гIачож.1924»; 3. Орнаментальная композиция Бейни // из рукописного альбома «ГIалгIай гIачож.1924»