Перейти к основному содержанию

Уникальный экспонат с глубоким смыслом

Находка, оказавшаяся в распоряжении музейщиков, свидетельствует о братстве и сплоченности ингушских родов

Фонды Ингушского государственного музея краеведения им. Т.Х. Мальсагова продолжают пополняться, и зачастую это происходит, благодаря щедрым и неравнодушным жителям республики, которые дорожат прошлым родного края и бережно относятся к истории своего народа. Одним из таких патриотов является известный общественный и политический деятель, первый секретарь Ингушского республиканского отделения коммунистической партии РФ Хамзат Кодзоев. Неоценимым назвали его вклад музейные работники, которым он передал на хранение уникальный экспонат с глубоким смыслом.

— Этот предмет старины представляет собой глиняное изделие, которое отчасти было подвергнуто обжигу и напоминает железное изваяние, — рассказывает директор краеведческого музея Магомет Сагов. — Диаметр его примерно 35-45 см, а высота 10-15 см.

Композиция состоит из семи фигур в форме людей, которые, взявшись за руки, образовали единый, сплоченный круг. На тыльной стороне переданной нам композиции расположено семь ингушских средневековых тамг (родовых ингушских знаков), что может свидетельствовать о братстве и сплоченности ингушских родов.

Ингушские средневековые тамги (родовой знак, тамагIа) еще сравнительно слабо изучены. Однако собранные в последние годы источники (археолого-этнографические, письменные, фольклорные и изобразительные) уже позволяют сделать о них некоторые выводы.

Во-первых, в средневековье тамги имелись только у местных ингушских родов, которые обязательно должны были располагать собственным башенным замковым комплексом, культовой постройкой (храмом, святилищем или священной рощей), погребальной склеповой усыпальницей и горной вершиной. Как правило, они также имели значительное число хорошо вооруженных и обученных воинов, в любой момент готовых встать на защиту не только своего конкретного рода, но и всего общества.

Каждый подобный ингушский род располагал общей отличительной тамгой, являвшейся своеобразной «визитной карточкой» знати общества (как, например, в селах Харпе, Эрзи, Эгикал, Хамхи, Таргим, Барах, Евлой, Пялинг, Ний и др.) Правда, у наиболее крупных ингушских разветвившихся родов (в частности, Евлой, Оздой, Хамхой), постепенно образовавших ряд новых башенных поселений, уже появляются по нескольку тамг по фамильному признаку. Об этом очень подробно и интересно писал в своем исследовании кандидат исторических наук Джабраил Юрьевич Чахкиев.

Во-вторых, тамги обычно аккуратно выбивались линейной техникой на фасадных стенах башенных комплексов. У старейшин или вождей родов имелись еще и перстни-печатки с изображением тамг. Последними часто скреплялись документы при заключении различных договоров и соглашений (с Россией, Грузией и др.) Например, в 1810 году при «приведении к присяге на вечное подданство» России «лучшие и почетнейшие люди шести фамилий ингушского вольного и никому неподвластного народа приложили перстные свои печати» на итоговом договоре-соглашении.

Джабраил Чахкиев отмечает также, что в крупнейшем общенациональном храме Тхаба-Ерды долгое время находился под присмотром потомственных священнослужителей из рода Евлой большой медный котел с выбитыми изображениями тамг — «отличительных знаков благородных ингушских родов», который использовался во время всенародных праздников и торжеств.

— На данный экспонат обратили внимание мои дети, которые и уговорили меня его приобрести, — рассказывает Хамзат Кодзоев. — Я, в свою очередь, обратил внимание на необычные и знакомые знаки на обратной стороне уникального предмета, которые прежде видел на ингушских родовых башенных комплексах. Недолго думая, я решил приобрести экспонат и передать его в музей краеведения, ведь это достояние всего ингушского народа.

В случае подтверждения большой исторической ценности предмета, оказавшегося в распоряжении ингушских музейщиков, он станет полноценным экспонатом с индивидуальным регистрационным номером и персональным местом в экспозиции зала археологии Ингушского государственного музея краеведения им. Т.Х. Мальсагова.