Перейти к основному содержанию

Смотри по сторонам

Невозможно переоценить развитие социальных навыков, связанных с безопасностью дорожного движения

Мы много и справедливо критикуем отдельных водителей, которые создают на дорогах Ингушетии сложные аварийные ситуации. К сожалению, случаются по вине лихачей, любителей алкоголя или наркотиков, малоподготовленных или агрессивных «товарищей», разного рода ДТП с нехорошими последствиями. Однако приходится сегодня говорить и о части пешеходов, упорно игнорирующих элементарные правила безопасности на проезжей части или рядом с ней.

Ежедневно, отправляясь в путь по дорогам Ингушетии, начиная с сельских окраин до перегруженных утром и вечером проспектов Магаса, мы невольно акцентируем внимание на движение автомобилей, о пешеходах вспоминаем непосредственно на светофоре, рядом с дорожной «зеброй».

Однако более внимательный взгляд на эту, как говорят эксперты, «самую уязвимую категорию участников дорожного движения» даст массу информации для долгого размышления.

Вот идет в Карабулаке несколько молодых людей по тротуару и один из них шагает по кромке бордюра. Так поступать нельзя, один нечаянный шаг, соскок на дорогу, и может произойти смертельная беда.

Вдоль сельской дорожной коммуникации идет женщина с ребенком, пешеходных дорожек здесь нет, приходится шагать по обочине, усыпанной щебенкой. Но почему-то она, как и многие молодые дамы, держит ребенка со стороны проезжей части. Часто наблюдая подобную тревожную картину в различных местах, никак не могу понять причину подобного поведения. Телефон с бесконечным разговором у них в голове, инстинкты заторможены? Не понимаю.

В Назрани, Малгобеке, Сунже, Магасе, Карабулаке и других малых и больших населенных пунктах республики есть места, где наиболее оживленное «соприкосновение» пешеходов и водителей. Как правило, это территории рядом с рынками, учреждениями здравоохранения, автовокзалами, торговыми центрами и т. д. И в таких узлах действующей инфраструктуры очень важно поведение водителей и пешеходов. Она связана не только с соблюдением ПДД, но и своего рода воспитанием социальных навыков, связанных с безопасностью дорожного движения. В упомянутых нами местах скорость автотранспорта снижается. Увеличивается количество пешеходов, пересекающих дорогу в обе стороны. Здесь пешеходы и люди за рулем учатся быть взаимно вежливыми, ориентироваться в динамичной ситуации. Приобретать привычку быть осторожными и внимательными.

Кстати, у нас в Ингушетии крайне редко бывает, чтобы на пешехода наложили штраф за переход дороги. Честно сказать, из круга своих знакомых за многие годы ничего такого не припомню. Наверное, это связано с прямым диалогом, который придется вести работнику ГИБДД в таком случае. А учитывая плотность родственных связей и знакомств в республике, трудно будет правоохранителю наказать практически «родного человека».

А вот по всей Российской Федерации, по различным данным, ГИБДД в год выносит за нарушение ПДД пешеходам сотни тысяч постановлений о штрафе.

Жаль, но многие граждане у нас первым делом шагают на проезжую часть, а затем только смотрят налево и направо. Человек всем видом показывает, что он какой-то «королевский пешеход». Такую картину можно наблюдать в Назрани или Малгобеке, в любом муниципальном образовании РИ. А дети, как известно, очень быстро подражают манерам взрослых.

Подобные пешеходы ведут себя почти как нерадивые водители, которые первым делом на пол-автомобиля выезжают на дорогу, и лишь затем «обнаруживают», что они создали опасную помеху другим участникам дорожного движения. Помимо безответственных действий, взрослые граждане подают дурной пример малышам, которых везут в школу.

Всякий пешеход должен понимать окружающую его реальность. Перед тем как пересекать дорогу поперек, надо точно знать об отсутствии опасности. И снизить уровень гордыни по поводу «меня обязаны пропустить». С этим никто не спорит, но часто закон на бумаге «не догоняет» эту самую реальность. Отсутствие пешеходных дорожек, выцветшая «зебра», узкие дороги, грязь, непогода, плохое освещение дорог, непродуманная установка дорожных знаков, темная одежда на большинстве пешеходов, тихоходные грузовики или трактора, любители переходить улицу где вздумается и так далее. Эти и другие факторы подстегивают, провоцируют повышение скорости движения автомобилей, создают непредвиденные помехи, складываются в аварийную ситуацию.

Это ни в коем случае не оправдывает лихачей, любителей агрессивного вождения и прочих нарушителей, но знать об этих серьезных нюансах полезно для собственной безопасности.

В семье и в школе маленького человека часто строго направляют: «Не смотри по сторонам! Не отвлекайся». Рядом с автомобильной дорогой все должно быть наоборот — надо обязательно смотреть по сторонам, обращать внимание на все движущиеся объекты, не терять бдительность.