Перейти к основному содержанию

Во имя идеалов справедливости и добра

Общегражданский январский митинг в городе Грозном стал символом несломленной воли ингушского народа

Общегражданский митинг ингушского народа, г. Грозный, январь 1973 года (Фото Мурата Хадзиева)

16 января 1973 года на центральной площади города Грозного (столицы Чечено-Ингушетии) начался трёхдневный Общегражданский митинг ингушского народа. Участники митинга выступили с требованием прекратить дискриминацию ингушей в Пригородном районе, который после возвращения народа из сталинской депортации и восстановления ЧИАССР остался в составе СОАССР.

Еще за год до этого группа из 27 ингушских коммунистов обратилась в ЦК КПСС с письмом, в котором указывалось: «В 1957 году автономия ингушского народа была восстановлена с большим ущемлением территории: густонаселенный Пригородный район и часть Малгобекского района оставили в составе Осетии без ведома и согласия ингушей.

Вместе с Пригородным районом Северной Осетии переданы все промышленные предприятия и сорок населённых пунктов, являющихся древними поселениями ингушей...

В перечисленных селениях и хуторах проживало около половины ингушского населения. Однако Пригородный район для ингушского народа — это нечто большее, чем географическая местность или населённые пункты. Пригородный район — это исконная земля ингушей, каждая пядь которой обильно полита их кровью и потом, и даже само слово «ингуш» происходит от названия селения Ангушт, расположенного в этом районе.

Пригородный район — это центр экономической и культурной жизни ингушей, это колыбель революции на Северном Кавказе, в которой ингуши сыграли решающую роль. А сегодня Пригородный район — это трепещущее сердце, вынутое из груди живого организма, ибо, подобно тому, как нельзя изъять из живого организма сердце, не умерщвляя его, так невозможно было Пригородный район отторгнуть от Ингушетии, не разрывая её на безжизненные части — горную и плоскостную. Это явление — откровенный геноцид, враждебный и несовместный с советской политикой, позорящий её».

Через три дня власти решились разогнать митинг. По республике прокатилась волна репрессий, шельмованию в прессе, увольнениям с работы, исключению из партии подверглись самые достойные люди того времени. Но единство ингушского народа, продемонстрированное в те январские дни, показало, что ингуши готовы и будут бороться за свои права, несмотря ни на что.

Среди тех, кто сполна доказал это был и Ахмет Магиевич Газдиев — ингушский учёный, государственный и общественный деятель. С 30-х годов прошлого века он занимался преподавательской деятельностью, а после окончания аспирантуры Северо-Кавказского научно-исследовательского института возглавил сектор истории Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы.

С 1940 года Ахмет Магиевич работал на различных должностях в райкоме КПСС Пригородного района ЧИАССР и в обкоме КПСС Чечено-Ингушетии.

В 1951 году за отстаивание прав спецпереселенцев в период сталинской депортации ингушского народа А. М. Газдиев был обвинён в контрреволюционной деятельности и приговорён к 10 годам лагерей. В 1956 году, после смерти Сталина, Верховный суд КазССР реабилитировал Ахмета Магиевича за недоказанностью состава преступления.

После восстановления Чечено-Ингушетии Ахмет Газдиев работал заместителем министра культуры ЧИАССР, возглавлял Назрановский райком КПСС, трудился в Совмине Чечено-Ингушетии.

Он стал одним из авторов письма «О судьбе ингушского народа», адресованного в ЦК КПСС в 1972 году. Письмо, где почти на 80 страницах были изложены вопиющие факты дискриминации ингушей по национальному признаку, было доставлено в Москву А. Газдиевым, Д. Картоевым, И. Базоркиным, С. Плиевым и А. Куштовым.

После январского Общегражданского митинга ингушского народа в городе Грозном Ахмет Магиевич, как и многие другие патриоты, был обвинен в национализме и подвергся жестким репрессиям. Однако никто из этих людей не дрогнул. До конца своей жизни каждый из них оставался верен своему народу и продолжал служить идеалам справедливости и добра.

Ахмет Магиевич Газдиев (1911-1995)