Перейти к основному содержанию

Хасан-Мулла учил жить по канонам Корана

Он примирял кровников и призывал жить по совести

Поистине, каждое мгновение человека в этом бренном мире имеет свою цену, ибо через свои деяния здесь человек по воле Всевышнего обретает свое будущее в мире вечном.

Поэтому известные богословы нашего народа 19-20 веков призывали людей бережно относиться к каждому дню, часу, мгновению в этом мире. Они наставляли людей идти по прямому пути, внушая им нравственные качества ислама.

В наше суетное время под влиянием различных идеологий некоторые молодые люди за незнание истинности своей религии заблуждаются. И поэтому особо важно обратить свой взор на жизнь этих праведных богословов того времени. Их устремления были направлены на донесение до нас истин нашей религии, раскрывая перед нами двери для обретения счастья в обоих мирах.

Наверное, не много найдется людей среди ингушского народа, кто бы не знал или хотя бы не слышал это имя — Хасан—мулла Измайлов.

Он родился в 1910 году в селе Сурхахи Назрановского района. С детства у него проявилась желание изучать исламские науки. В 1920 году Хасан—мулла поступил в медресе с. Ахки-юрт, где он учился до 1928 года.

В 1933 году, когда Хасану исполнилось 23 года, он женился на Гойговой Мадинат Исаевне.

У них была большая семья: шесть сыновей и четыре дочери, старший сын у них умер в 1940 году.

В те годы жизнь стала тяжелой для людей, особенно для духовных последователей.

Представители НКВД постоянно преследовали и арестовывали лучших, образованных людей ингушского народа. Не раз представители правоохранительных органов приходили домой и к Хасан-мулле. Он являлся одним из тех, чьи познания в вероучения заставляли держать его в списке людей, представляющих опасность для антирелигиозной пропаганды коммунистов.

В 1944 году семья Хасана—муллы, как и весь ингушский народ, была депортирована в Среднюю Азию. Даже те суровые годы высылки он вселял веру в людей, веру в скорое возвращение на Родину, старался сплотить людей. Он воспитывал людей личным примером.

Хасан-мулла был очень гостеприимным человеком, ни один день не проходил без посетителей, их стол всегда был накрыт. И до, и после выселения он занимался благотворительными делами, как на свадебных торжествах, так и на похоронных процессах. Всегда, где бы он ни был, народ к нему относился с уважением. Он был со всеми любезен, давал мудрые советы и всегда старался решать любые вопросы положительно. Хасан-мулла одинаково относился к людям, невзирая на возраст. Не было случая, где он не принимал активное участие в примирении кровников. Родные и близкие всегда советовались с ним по разным религиозным и бытовым вопросам. От него никто не уходил, не получив нужного ответа.

Он не любил несправедливость, высокомерие, ложь, уважал традиции и обычаи не только своего народа, но и других народов.

Часто у него собирались сыновья, внуки, племянники и долго слушали его проповеди. Хасан—мулла учил их жить по канонам Корана, любить друг друга, как нам велел наш Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует). Его можно было слушать без конца.

В конце 80-х начале 90-х годов, когда в стране был объявлен курс на демократизацию общественной и политической жизни и исчез политический диктат Коммунистической партии, когда государство уже не вмешивалось в дела религий, началось активное движение за строительство новых мечетей, пропаганду исламских ценностей, традиций. Во многих городах и селах Чечено-Ингушетии, как и в других мусульманских регионах России, начали возводить новые джамат—мечети, стали открываться исламские институты. Но самое радостное события для мусульман было официальное разрешение государства совершат хадж в святые города — Мекку и Медину.
В 1990 г. (июнь — июль) отправилась первая группа паломников из Чечено-Ингушетии.

В 1992 году сбылась давняя мечта и у Хасана-муллы совершить паломничество в эти святые места. После возвращения с хаджа, завершив свой пятый столп ислама, он прожил трое суток. 21 июня 1992 г. он покинул этот бренный мир, похоронили его в селе Сурхахи. На его похоронах было очень много народа.

Сегодня в Ингушетии нет такого места, где не помнили бы его доброе имя, или его положительного решения какой-нибудь проблемы.

Более 29 лет разделяют нас со дня смерти Хасана-муллы, но его доброе имя живет в памяти народа. Таких людей, как он, сегодня можно смело назвать человеком-легендой. Каждый день о нем вспоминают его родные и близкие. Ни один сход в с. п. Сурхахи не проходит, чтобы не вспоминали его учений и наставлений, которые носят воспитывающий характер. Нам всем важно на примерах таких выдающихся богословов воспитывать наше подрастающее поколение. Считаю, что наша молодежь обязана знать этих великодушных людей. Они не были похожи на нас, живущих ныне.

Хасан-мулла и его поколение, вместе и каждый в отдельности, остались в памяти народа богобоязненными, искренними и авторитетными. Они оставили большей след в духовно- нравственной жизни ингушей.