Перейти к основному содержанию

Золотое сопрано Ингушетии

Заметки о приме ингушской эстрады Хадишат Ахциевой

В истории каждого народа есть личности, которые своим упорным трудом и природным талантом достигали непокоренные ранее вершины профессионального мастерства. К числу таких мастеров относится и первая ингушская певица академического жанра, народная артистка Республики Ингушетия Хадишат Ахциева.

Музыка для Хадишат никогда не была случайным явлением. Еще в колыбели слух маленькой девочки ласкал прелестный голос матери, который, кроме природной силы, отличался и неповторимой тембровой окраской.

Родилась будущая прима ингушской эстрады 28 января 1959 года в Алма-Ате. Нетрудно предположить, что годы, именуемые чёрной страницей в истории ингушей, отразились на судьбе каждой семьи. Горькую тоску по Родине и боль народа, оторванного сталинским режимом от своих корней, Хадишат впитала с материнским молоком, что спустя годы нашло отражение в ее музыкальном творчестве.

Семья Ахциевых, вернувшись на Кавказ, обосновалась в Старом Малгобеке, поскольку родовое гнездо в селении Шолхи было разрушено. Глава этой семьи Джабраил стал работать заведующим торговым складом, а его супруга Тамара занималась домом, как и полагалось хранительнице семейного очага.

Хадишат Ахциева в детстве отличалась озорным характером, пытливым умом и твердой неуступчивостью. Талант девочки заметили еще в те годы. Родственники и соседи ставили маленькую артистку на табуретку, и она воодушевленно читала им частушки.

Отец Хадишат был образованным и прогрессивным человеком, у которого всегда была тяга ко всем новшествам. Последние технические новинки, как правило, первыми оказывались в их семье: телевизор, телефон, игры, граммофон, радиоприемник и др. К слову, знакомство юного дарования с миром большой музыки произошло благодаря богатой семейной фонотеке. На виниловых пластинках фирмы «Мелодия» были собраны практически все известные композиции довоенного и послевоенного периода. Творчество Л. Руслановой, К. Шульженко и Л. Зыкиной находило особый отклик в душе Хадишат и сыграло значимую роль в формировании ее музыкального вкуса.

Школьный период жизни Ахциевой выдался насыщенным и богатым на культурные и творческие события. В новой Малгобекской школе № 18 развернулась бурная самодеятельность, в центре которой во втором классе оказалась и Хадишат. Классный руководитель Галина Эдуардовна Суровцева, заметив музыкальные способности девочки, отвела ее к учителю музыки. Так судьба связала Ахциеву с Мадинат Магомедовной Яндиевой, ставшей впоследствии знаменитым дирижером, чья «волшебная палочка» стала известна во всем мире.

Под чутким руководством талантливой наставницы юная певица разучивала свои первые полноценные музыкальные номера, в числе которых были песни «Пусть всегда будет солнце», «Милая мама», «Там, вдали за рекой». Однако их союз продлился недолго — Мадинат Яндиева вскоре уехала в Ленинград поступать в консерваторию.

Хадишат Ахциева продолжила свой творческий путь, став главной звездой на всех городских, школьных мероприятиях и республиканских смотрах художественной самодеятельности. Баянист Дома пионеров говорил, что ей нужно поступать в музыкальное училище, поскольку такие вокальные данные не должны пропасть. После окончания школы Ахциева поняла, что хочет серьезно заниматься музыкой и петь на профессиональной сцене, но в глубине сердца осознавала, что родители могут не отпустить ее учиться в большой город. Но Фортуна оказалась благосклонна к ней...

В один из вечеров Хадишат услышала по радио о судьбе своего первого преподавателя музыки Мадинат Яндиевой. Не теряя минуты, она написала ей письмо, в котором были следующие строки: «Я по-прежнему люблю петь, очень люблю слушать музыку, хотя сама ни на чем не играю. Вероятно, у меня была в детстве наивная мечта, но я очень мечтала быть певицей. Наверно, поэтому я и не люблю ни одну другую профессию. Думала поступать в музучилище, чтобы быть хотя бы учителем пения, но у меня нет музыкального образования. Мадина Магомедовна, Вы учились много лет, знаете больше, чем я; ответьте мне, пожалуйста, на это письмо и дайте какой-нибудь совет. Я буду очень Вам благодарна».

Известный музыкант, конечно же, вспомнила Хадишат и с радостью отозвалась на весточку от своей ученицы. Мадинат приехала в Малгобек, чтобы уговорить родителей отпустить девочку учиться в музыкальное училище. Какие аргументы нашла Яндиева, неизвестно, однако мать дала свое согласие. Так они вместе и отправились в Грозный. Ахциева подготовила арию из оперы и русскую народную песню под аккомпанемент Мадинат. Таким образом, блестяще выдержав все вступительные испытания, Хадишат стала студенткой Чечено-Ингушского республиканского музыкального училища Министерства культуры ЧИАССР по классу «Академический вокал».

В училище наставницей Хадишат стала педагог из Украины, которая, как известно, славится своей вокальной школой. Галина Ивановна Гончарова была певицей с высоким сопрано. Она сразу же взялась расширять диапазон голоса своей подопечной. В учебе Хадишат была прилежна и трудолюбива. По вечерам она задерживалась в училище, где была богатая фонотека, чтобы заниматься на фортепиано.

Упорными усилиями, с присущими ей усидчивостью и перфекционизмом, певица оттачивала грани своего музыкального таланта и мастерства. Несмотря на то, что в ее школьном аттестате по предметам «Родной язык» и «Родная литература» стоят прочерки — «Не изучался», Хадишат великолепно удавалось воспроизводить тончайшие литературные обороты и формы народного и поэтического творчества.

Хадишат Ахциева стала настоящим феноменом в ингушской музыкальной и песенной культуре. Соединив традиции академического исполнения и устное народное творчество, она решилась на рискованный эксперимент. Народные песни не требовали большого диапазона голоса и «элитной» позиции пения, здесь было необходимо другое — большой душевный потенциал, которого, к слову, Хадишат было не занимать.

Пропуская каждое произведение через свое сердце, она достигала невероятного звучания, которое, подобно бриллианту, имело множество граней. Как позже скажет народный артист Республики Ингушетия Алаудин Эсмурзиев, каждое исполнение Хадишат было наполнено таинством и глубокой мудростью, своим всеобъемлющим голосом она умела придать сил и уверенности в самые сложные моменты жизни, как обычным слушателям, так и видавшим виды ценителям прекрасного. В продолжение этих слов можно привести мнение заслуженного деятеля искусств Республики Ингушетия, кавалера ордена «За заслуги» Евы Мальсаговой: «Всевышний дал Хадишат необыкновенный голос изумительной красоты, которым она может передать чаяния, радости и благодать. Это чистое звучание в ингушском духе. Она доносит каждое произведение с таким величием. Нет второй такой на сегодняшний день. Ахциева несравненна, она образованна и как человек великолепна. Я рада, что судьба свела меня с этим необычайно талантливым человеком. Где бы Хадишат ни была, ее голос прославляет гордый ингушский народ».

Хадишат Ахциева прошла славный путь в культуре. В ее творческой и трудовой биографии много ярких страниц: хормейстер, инспектор отдела культуры Малгобекского горисполкома, директор Дома культуры города Малгобека, старший методист Республиканского научно-методического центра культуры, народного творчества и культурно-просветительской работы Министерства культуры ЧИАССР, солистка инструментального ансамбля Гостелерадио ЧИАССР, солистка государственного ансамбля народного танца «Ингушетия», солистка Государственной филармонии им. А. Хамхоева. Она заслуженная артистка Республики Ингушетия (1997), народная артистка Республики Ингушетия (2007), лауреат первой премии Министерства культуры и архивного дела Республики Ингушетия «Дошо лийг» (1998).

— Хадишат Ахциева — это эпоха, это мастер, который дает импульс созданию синтетического песенного искусства, сочетая в своем творчестве академическое музыкальное искусство и начало всех начал — фольклор, — говорит Хава Яндиева, оперная певица, выпускница Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. — В моей творческой судьбе Хадишат явилась яркой путеводной звездой, творчество которой оказало влияние на формирование моих музыкальных, эстетических вкусов и предпочтений. Её исполнение для меня было и есть эталоном музыкального звучания.

— В богатом репертуаре Хадишат были произведения профессиональных композиторов, но все же большую часть его составляли народные песни, которые она исполняла в свойственной ей манере теплоты, вследствие чего с первых же фраз достигала душ и сердец слушателей. Ее на редкость чистый, ласкающий голос и индивидуальная манера исполнения полюбились и запомнились многим почитателям музыки, — отмечает народный артист Чеченской Республики Али Димаев.

— Хадишат Ахциева — уникальная певица, обладающая способностью одинаково мастерски исполнять лирические, драматические, обрядовые, жанровые песни, — делится своим мнением директор Республиканского дома народного творчества, заслуженный работник культуры Республики Ингушетия Ильяс Евлоев. — Благодаря неповторимому тембру, ей удается создавать глубокие песенные образы, близкие по духу каждому ингушу. С уверенностью можно сказать, что песенный репертуар певицы Ахциевой — это история нашего народа, его чаяния и успехи, взлеты и падения, его героическое прошлое и светлое будущее. Ее неповторимому голосу рукоплескали в Турции, Ираке, Бельгии, во многих городах нашей страны. В родной Ингушетии без ее участия не проходило ни одно значимое мероприятие...

Ислам АХЦИЕВ