Перейти к основному содержанию

Хранительница древнего народного искусства

Зейнеп Дзарахова передает юным мастерицам секреты войлочного орнаментального ковроделия ингушей

Уникальным культурным брендом Ингушетии являются национальные войлочные ковры — истинги, технология изготовления которых уходит своими корнями в стародавние времена. В последние годы это полузабытое ремесло наших бабушек стало активно возрождаться, и большую роль сыграла в этом доктор исторических наук, известный ингушский этнограф, руководитель мастерской «Истинг» Республиканского Дома народного творчества Ингушетии Зейнеп Дзарахова.

Благодаря усилиям руководства РДНТ и, конечно, самой Зейнеп Магомет-Тагировны, в нынешнем году возрожденное войлочное ковроделие ингушских мастериц будет представлено в «Золотой антологии объектов нематериального культурного наследия», которая отразит неповторимую красоту и богатство традиционных ремесел российских народов. Замысел создателей этого проекта заключается в том, чтобы презентовать в антологии зафиксированные объекты нематериального культурного наследия народов России из общероссийского Каталога, который формируется под эгидой Министерства культуры России и Государственного Российского Дома народного творчества имени В. Д. Поленова при поддержке Российского Фонда культуры.

«Проект «Золотая антология народной культуры» представит 100 шедевров нематериального наследия, отобранных Экспертным Советом при Российском комитете сохранения нематериального культурного наследия Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Как напоминают инициаторы и организаторы этого интереснейшего проекта, для его успешной реализации необходима активизация работы регионов по подготовке материалов на свои уникальные явления традиционной культуры — объекты нематериального культурного наследия народов России. Создание подобных антологий, электронных энциклопедий, каталогов, реестров объектов нематериального наследия народной культуры — перспективная задача для всех субъектов нашей страны, решение которой в рамках тематического Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России необходимо вывести на иной качественный уровень. С удовольствием хочу отметить, что мы, имея солидную базу, уже подготовили для антологии все необходимые материалы, накопленные нами за годы успешной работы в РДНТ мастерской «Истинг», которой руководит признанный мастер ингушского ковроделия Зейнеп Дзарахова», — рассказывает Алаудин Эсмурзиев — директор Республиканского Дома народного творчества Ингушетии им. заслуженной артистки России К. А. Евлоевой.

«Войлочное орнаментальное ковроделие ингушей является летописью духовной культуры народа. В этом искусстве сочетаются как полезные и практичные свойства войлока (из войлока делали многие утилитарные вещи, необходимые в быту), так и орнаменты, представляющие собой тайный язык ушедших эпох. Войлок пользовался популярностью в жизни и быту многих народов, особенно на Кавказе. Следует делать особый акцент на технологии ингушского войлочного ковроделия с орнаментами. Это так называемая врезная технология, когда орнаменты вырезаются из полотен разных цветов, а затем перекладываются и вшиваются. Контур орнамента выделяется аккуратно вшитой белой тесьмой», — отмечает Зейнеп Дзарахова, которая щедро делится своими знаниями и навыками по изготовлению национальных ингушских ковров с воспитанницами мастерской «Истинг».

Войлочные орнаментированные ковры, являющиеся уникальным явлением традиционной культуры ингушского народа и его историко-культурного наследия, привлекают к себе всё больший интерес. Подтверждением тому являются многочисленные мастер-классы, которые Зейнеп Дзарахова проводит в различных образовательных учреждениях республики. Эти мастер-классы собрали уже большое количество юных участниц, многие из которых прониклись огромным желанием в совершенстве овладеть навыками создания ингушских войлочных ковров.

У Зейнеп Дзараховой в настоящее время немало горячих последовательниц, которые так же, как и их наставница, прониклись настоящей любовью к этому уникальному национальному ремеслу. Творческая атмосфера всегда царит и в мастерской «Истинг», ставшей местом распространения знаний, навыков и опыта, и на мастер-классах, давно шагнувших за пределы Республиканского Дома народного творчества Ингушетии.

Один из последних таких мастер-классов прошел в рамках межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников» в общеобразовательной школе № 15 города Назрани. Для начала все желающие могли ознакомиться с выставкой, на которой были представлены авторские работы Зейнеп Дзараховой, а также войлочные ковры, воссозданные в мастерской «Истинг» Республиканского дома народного творчества Ингушетии по зарисовкам первого ингушского художника Хаджи-Бекира Бачиевича Ахриева.

Знакомство с выставкой сопровождалось увлекательной лекцией Зейнеп Магомет-Тагировны, в ходе которой она познакомила девочек с содержанием альбома «ГIалгIай гIарчож. 1924» («Ингушские орнаменты. 1924»). Все это настолько заинтересовало юных слушательниц, что, к примеру, девочки 6 «Б» класса, пришедшие на встречу вместе со своим классным руководителем Л. И. Гойговой, в полном составе записались в группу, которую теперь Зейнеп Дзарахова будет вести в Назрановской школе № 15.

Приглашенная на встречу жительница Назрани Насыпхан Арапханова рассказала, что издревле искусство войлочного ковроделия было сродни священному действу. И хотя на её памяти им владели не все, девушки, тем не менее, должны были знать и любить рукоделие, вышивать и создавать своими руками и платки, и одежду, и ковры. Гостью, кстати, очень порадовал тот неподдельный интерес к истингу, который проявили директор школы, педагоги, школьницы и их родители.

Ну, а затем начался, собственно, и сам мастер-класс. Во время работы с войлоком девочки обменивались впечатлениями и своими пожеланиями о создании определенного ковра или изделия из войлока. Зейнеп Магомет-Тагировна подробно разъясняла и демонстрировала им каждый этап работы над ковром, вплоть до соединения уже готовых деталей ковра в цельное полотно.

Девочки с большим интересом внимали мастеру ковроделия, впервые пробуя свои силы в новом для них деле. Став участницами настоящего таинства искусства, они все больше укреплялись в своем желании научиться самостоятельно создавать истинги. На прощание благодарные школьники подарили Зейнеп Дзараховой национальный ингушский танец, который они подготовили вместе со своим хореографом, народной артисткой Ингушетии Асей Мержоевой.

«Подобные выставки и мастер-классы по войлочному ковроделию являются хорошим способом популяризации этого войлочного искусства, знакомства и приобщения широкого круга людей к технологии ингушского ковроделия. Я всегда вижу живой интерес в глазах юных мастериц, их желание освоить все секреты старинного народного промысла. Так было и во время моих недавних мастер-классов в Детской художественной школе города Назрани и в колледже города Сунжи. Убеждена, что эту важную работу следует продолжать и дальше», — говорит Зейнеп Дзарахова.

Любой творческий процесс всегда пронизан тонким душевным настроем, яркими эмоциями, в которых нуждается любой человек, настоящим вдохновением и стремлением к совершенству. Но поистине бесценно, когда творческая мысль направлена на освоение древнего народного ремесла, его изучение и сохранение для будущих поколений. Ингушские истинги — это прошлое народа, его история, то культурное наследие, утрата которого стала бы большой трагедией. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что войлочное орнаментальное ковроделие, обретя подлинных хранительниц в лице таких энтузиастов, как Зейнеп Дзарахова, никогда не исчезнет.

На снимке: Шестиклассницы Назрановской школы № 15 пришли на выставку и мастер-класс Зейнеп Дзараховой вместе со своим классным руководителем Л. И. Гойговой