Многолетний юбилей старейшей не только в республике, но и на всем Северном Кавказе газеты «Сердало», есть хороший повод для непосредственного, доверительного разговора с читателем. В лихорадке газетных буден и скупого газетного хронометража такого рода диалог, вслед за писателем Экзюпери, по праву можно приравнять к «роскоши человеческого общения». Эти мгновения журналисту, вынужденному ежедневно снимать шляпу перед господином фактом, выпадают крайне редко, чем, собственно, и ценны.
Журналистика — особый род человеческой деятельности. Работающие в ней люди, мои бывшие, нынешние, и, надеюсь, будущие коллеги, люди особенные, неординарные. Они отличаются от других ярко выраженной индивидуальностью, тонкой душевной структурой, нестандартным мышлением, способностью слушать, слышать, понимать. Такова специфика их профессии, требующая от человека, разумеется, если речь идет о профессионале своего дела, наличия многих профессиональных и человеческих качеств.
Одним из признанных мастеров пера, журналистом, чье имя и материалы неизменно задевали за живое, будили интерес и разнополярные эмоции читателей, являлась и моя коллега — Макка Саварбековна Дзаурова. К глубокому сожалению, после продолжительной болезни, осенью 2021 года Макки Дзауровой не стало...
Данное интервью было взято мною у Макки в канун 85-летнего юбилея «Сердало» и 10-летия творческой деятельности самой Макки Дзауровой в этой газете. Я тогда решила побеседовать с Маккой Дзауровой о творчестве, журналистике, ее мироощущении. К тому времени Макка Дзаурова уже несколько лет являлась редактором правового отдела «Сердало» и прекрасно справлялась с освещением этой непростой сферы.
Однако круг журналистских интересов Макки не ограничивался пределами только данной тематики. Он был весьма и весьма разнообразен. М. Дзаурова, как профессионал и талантливый журналист, удачно совмещала в себе владение всем многообразием журналистской палитры, будь то репортаж, отчет, интервью или очерковый материал. Самым главным, выгодно отличавшим ее от многих качеством, на мой взгляд, было неравнодушие сердца, редкая способность искренне сопереживать всему, что происходит вокруг нее, высокая мера ответственности за свою роль в судьбе окружающих ее людей, за судьбу народа, республики. И это не громкие слова. Она была человеком, сознание которого давно переросло мелкомещанскую позицию обывателя, для которого обычно весь мир вертится вокруг оси собственного благополучия. Хотя важность этого фактора в жизни каждого трудно отрицать, есть, к счастью, среди нас люди, что мыслят иными масштабами и категориями. Знаю многих, кто, возведя свою беду или иные жизненные сложности в культ, использует их как щит от новых невзгод и неурядиц, как пропуск к поиску благополучия. Макка никогда не пыталась вызвать жалость или сочувствие к своим проблемам, которых, увы, хватало и в ее жизни.
Несмотря на большие жизненные трудности и испытания, связанные с потерей многих близких людей, пережитую в Чечне войну, утрату жилья, работы, привычных дружеских связей и круга общения, Макка не замкнулась на своей личной беде, сумела преодолеть кризисную полосу и жить дальше. Жить, найдя в своем большом сердце силы для помощи другим людям. В эти сложные годы, которые выпали на Ингушетию, с депортацией ингушей из Пригородного района Северной Осетии, войной в Грозном, когда потоки беженцев с обеих сторон заполонили маленькую, но великую в своей стойкости Ингушетию, журналисты работали как на передовой, информируя общество о происходящем, выступая в роли моральной поддержки для потрясенных пережитой несправедливостью людей. И Макка, забыв о своей беде (она, как беженка, и сама жила в сложных условиях, с братом и сестрой в маленькой комнате на базе), бросилась с головой в гущу этих событий, оказывая людям информационную и правовую поддержку. И была очень требовательна в своей журналистской позиции дать правдивую оценку творящемуся в стране правовому беспределу, защитить в доступной ей мере попранные права людей. И стиль ее журналистского слога был порой резким, обличительным, хлестким. Вот уж точно, «когда говорят пушки, музы молчат».
М. Дзаурова была самодостаточна, и как личность с уже сформировавшимися жизненными принципами и ценностями, и как профессионал. Ее отличали серьезное и ответственное отношение к своей профессии, к роли, которую на нее возлагала журналистская деятельность. Держать руку на пульсе новостей, мгновенно откликаться на все важные и злободневные события в республике являлось делом чести для Макки, профессиональным долгом. Она сотрудничала с различными российскими новостными службами и одной из первых подавала информацию, представляющую интерес для читателя и слушателя федерального масштаба. В умении достать самую свежую информацию из нужных источников Макке, пожалуй, не было равных. Это, конечно же, был ее «конек» — информационный жанр. Отсюда и выраженная особенность журналистского стиля М. Дзауровой — компактность, сжатость изложения, краткие, емкие определения и характеристики, как того требуют материалы оперативного плана.
Макка была трудоголиком в хорошем смысле этого слова. Для нее было нормой сполна отдавать себя работе, приносить пером пользу. Она была легкой на подъем. Ее не смущало расстояние, нагрузки или иные сложности, если речь шла о командировке по работе. Она была не по-женски отважна и могла пренебречь даже собственной безопасностью, когда того требовала оперативная обстановка в непростой порой журналистской профессии.
Вот как отзывается о Макке ее коллега по радио на ГТРК «Ингушетия», корреспондент Зарема Хамчиева. Она, как мне кажется, сумела дать наиболее объективную характеристику образу Макки, высокий профессионализм, журналистское мастерство и принципы которой, без сомнения, являлись производными из цельности ее натуры, характера, насущной потребности нести в жизнь положительные преобразования, откликаться на зов о помощи.
Зарема Хамчиева: «Лично для меня Макка была и наставником, и старшей сестрой, и хорошим другом. Рядом с ней я чувствовала себя спокойно и уверенно. Макка всегда была готова подставить плечо любому, кто нуждался в поддержке и помощи, могла успокоить и добрым словом, и ласковым взглядом. Никогда не унывала, не опускала руки, что бы ни случилось, достойно принимала любые жизненные обстоятельства. Она была настоящим патриотом своего народа, йидза гIалгIай къаман йоI ер Макк. Что касается ее профессионализма — она была журналистом от Всевышнего. Добросовестно и грамотно выполняла свои обязанности и в бытность начальником радио Ингушетии, а также будучи рядовым журналистом. Макка умела расположить к себе даже самого неразговорчивого собеседника, заставить его раскрыться в информационном плане. Согласитесь, это не каждому удается. Она очень любила свою профессию и свой коллектив. Коллеги по работе тоже любили и уважали Макку. У нее было много друзей, которые ценили ее как порядочного и справедливого человека.
Я очень тяжело перенесла весть о том, что Макки не стало. Это очень больно сознавать. Тяжело терять таких искренних, хороших людей, еще тяжелее сознавать, что никого нельзя вернуть вновь. На все воля Аллах1а. Макка очень любила жизнь, радовалась любой мелочи, ценила и дорожила каждым новым днем.
Не могу не сказать, каким богобоязненным человеком была Макка. Как истинная мусульманка никогда не пропускала время намаза, щедро раздавала садакъа каждый день. Она как будто чувствовала, что ей осталось недолго жить. И это еще одна черта, за которую ее можно было чтить и уважать бесконечно».
Макка была открыта для помощи по-настоящему в чем-то нуждающимся людям. Она им готова была помогать, не считаясь со временем и физическими возможностями. И как человек деятельный, была нацелена на успех. Чаще всего эта уверенность в своей правоте и силе давали свои результаты. Макка умела различать людей каким-то внутренним чутьем, интуитивно. Она безошибочно просеивала их через сито своей врожденной мудрости. Могла наперед знать, кто, на что способен, и стоит ли доверия.
Вот как отзывается о Макке Джамалейл Хамхоев, журналист, генеалог, автор серии книг об авторитетных личностях: «Мне было 16 лет, когда Макка появилась в моей жизни как первый наставник. Я многому у нее научился. Она подсказывала мне, как поступить в той или иной ситуации, делилась со мной не только знаниями. Она вдохновляла меня на большие дела и свершения, дала мне толчок к развитию и к самореализации. Для меня была очень важна ее вера в меня. Ее опыт и знания были для меня бесценны».
Сейчас, когда Макки не стало, пытаясь оценить суть ее характера, силу ее стойкости, понимаю, она заключалась в огромном запасе терпения, которым наделил ее натуру АллахI. И еще, была в характере Макки правдивость. Она не умела лукавить, лгать, подстраиваться под кого бы то ни было. Она была честной. И журналистика Макки была с чистым, правдивым лицом. В борьбу за истину, человечность и справедливость Макка Дзаурова шла с открытым забралом. Не было у нее двойного дна, запасных ходов. Поэтому, возможно, она была неудобной для многих, особенно начальства, которое зачастую считает, что подчиненный должен знать свое место. С Маккой было сложно, ей нельзя было указать на место.
С Маккой было легко... друзьям. Она была завышенно требовательна к своему окружению, ревниво оберегала свое личное пространство от неприятных ей людей, проявляла разборчивость в выборе друзей и круга общения. Тот, кто находился с ней в дружеском кругу, любил Макку, хорошо знал особенности ее характера, способность беззлобно подшутить, поддеть. Это была такая манера общения, которая друзей никак не могла задеть, только рассмешить, поднять настроение. В умении сделать точное, подмеченное дружеским взглядом и наблюдениями, замечание, выдать какую-нибудь иронию с большой долей юмора, Макка напоминала мне остроумную Фаину Раневскую.
Эту особенность М. Дзауровой с большой теплотой вспоминает Мадина Хадзиева, журналист, преподаватель ИнгГУ, коллега и близкий друг Макки: «Нужно было хорошо знать Макку, чтобы по достоинству оценить масштаб этой неординарной личности: прямолинейность, честность, порядочность и профессионализм — ее главные качества, которые бесспорно признавались всеми. Она никогда не «фильтровала» свою речь, пытаясь угодить и понравиться собеседнику, а всегда оставалась собой, порой даже жесткой и безапелляционной. Кто близко общался с Маккой, ни на какие ее «неформатные» выпады не обижался, понимая, что по натуре она очень доброжелательна, благочестива и позитивна.
Ее уход из жизни — это огромное потрясение для меня лично. В моем восприятии Макка входила в число людей, обязанных существовать в моем мире всегда, создавая вокруг меня некую зону комфорта, поддерживающей определенное настроение и указывающей своеобразные нравственные ориентиры. И теперь в этой зоне образовалась брешь, пустота, которую уже ничем не заполнить, пустота, с которой мой эгоизм упорно не хочет мириться.
Макка, ты бы не поверила в это, но без тебя действительно плохо...».
Памяти Макки я посвящаю написанное несколько лет назад и неопубликованное тогда интервью. Главный редактор отказал мне в его публикации. Главное, что Макка успела при жизни прочесть его, но попросила не настаивать на публикации. Возможно, пыталась уберечь меня от противостояния с руководством.
Мне дорог стиль мышления Макки, поэтому излагаю ее мысли без корректировок, так, как она естественным образом, в свойственной ей манере, их высказывала. Быть может те, кто при жизни не всегда правильно понимал ее прямоту и бескомпромиссный характер, смогут понять ее после смерти, когда ни ей, ни им уже ничего не нужно делить, ибо смерть подводит черту под каждой жизнью, заставляет взглянуть на достоинства и недостатки человека под иным углом зрения, оценить его без пристрастия, подвести итог. Как важно, чтобы этот итог был таким же достойным, как у Макки Дзауровой, настоящим, искренним, честным и чистым, без необходимости ретушировать и приукрашивать.
— Макка, что значит для тебя работа в газете, как бы ты определила профессию журналиста?
— Правильно сказано, что газета — это рупор. Газета и газетчик выполняют некую роль, схожую с ролью санитарной службы. Газетчики — как «санитары» общества. Мы вскрываем негатив, помогаем власти и обществу бороться с ним, если, конечно, власть прислушивается. Я знаю много случаев из нашей практики, когда власть по следам наших публикаций принимала правильные решения. Газета формирует взгляды общества, прививает морально-духовные принципы, несет воспитательную функцию. Очень ответственная роль.
Для меня, как для журналиста, это способ реализовать себя, свои способности, духовные потребности, приносить пользу обществу. И пусть читатель не воспримет это как высокопарность, но я считаю свою работу журналиста — служением Родине. Если с душой отдаешься работе — иначе нельзя. Я, конечно, как журналист стараюсь быть объективной в изложении тех или иных фактов, сопереживаю своим согражданам. Есть еще одна особенность настоящего журналиста — он все происходящее вокруг него, на родине, пропускает через себя. Если обыватель несет на себе моральную нагрузку своих проблем и проблем своих домочадцев, то журналист несет на себе тяжесть многократно большую, тяжесть в совокупности, тяжесть проблем, выпавших на долю целого общества. Возможно, и поэтому работа журналиста считается одной из самых вредных. Продолжительность жизни пишущих собратьев самая короткая по статистике после шахтеров. Я ведь не случайно пришла в журналистику после развала Советского Союза. Журналист должен в полной мере обладать свободой слова.
— Хотелось бы коснуться журналистской этики. Вопрос спорный, неоднозначный. Множество соблазнов для нарушения этических норм заставляют иных идти по пути наименьшего сопротивления, иначе говоря, по дорожке кривды. Что для тебя нравственный закон, как ты для себя решаешь вопросы правдивости, объективности?
— Путем постоянного поиска ты вырабатываешь для себя какую-то систему, принципы, от которых тебя никто не может свернуть. Ты знаешь о ком и сколько нужно писать. Ты регулируешь все информационные поводы и их подачу внутренним регулятором, подсказанным тебе твоей журналистской интуицией. Есть какие-то плановые материалы, написанные по требованию руководства. Это официозы, сжатое, сухое изложение фактов, Но наиболее удачными, как правило, бывают статьи, тему которых ты выбрал для себя сам. Зачастую они пишутся на одном вдохновении.
— Какой жанр журналистики в своем творчестве ты определяешь как главный, без которого ты не мыслишь свое творчество?
— Наиболее важными я считаю информационные жанры, они отражают особенность сегодняшнего времени. Оперативно и объективно информируют читателя обо всем происходящем вокруг. Сегодня это наиболее востребованный жанр. Что же касается моей духовной потребности — это очерковый жанр. Здесь я могу максимально выложиться, раскрыть всю душевную красоту человека, явления, описания природы, изложения каких-то исторических традиций, красивых обрядов. Захватывающие рассказы о ветеранах, воинах Великой Отечественной войны. Эти материалы нельзя писать в сжатые сроки, они требуют времени, вдохновения.
— Работа над словом — тяжелый труд и у многих журналистов не получается преодолеть искушения «гнать строку», пользуясь профессиональным сленгом, пускать воду.
— Ты знаешь, мое количество строк часто страдает где-то от нежелания портить материал «строкогонством». Это большая глупость — заставлять журналиста «делать строки», потому что в этом случае существенно страдает качественный фактор. Я, конечно, не сторонник «литья воды», даже если эта вода выражается в красивых, высокопарных фразах, напускающих туман. Но нас часто ставят перед необходимостью «выживать» в плане материальном и тогда я стараюсь больше прибегать к официозу. В этом случае как бы не страдают мои моральные принципы и, по грубому сравнению, получается, что «и волки сыты, и овцы целы».
Творческая личность, будь то писатель или журналист, для раскрытия его потенциала должен быть избавлен от проблем материального, бытового характера. Что хорошего можно написать, если голова забита тем, как прокормить себя, как решить жилищную проблему, как растянуть мизерную зарплату до следующей получки. В советское время писатели, поэты поощрялись государством, их творческий потенциал не страдал от избытка бытовых проблем, которые не давали расцветать творческому таланту. Иначе на свет не родились бы гениальные произведения, на которых воспитывались многие поколения наших сограждан.
— Существует мнение о непыльном деле журналистики. Как ты считаешь, не есть ли это умозаключения тех, кто приходит в газету не столько по призванию, сколько из конъюнктурных соображений? Ведь не секрет, что есть «ушлые» личности, использующие работу журналиста, публичность профессии, как некий трамплин для прыжка в нужную ему сферу деятельности или же для карьерного роста.
— К сожалению, их много развелось, в последнее время все больше и больше. Они расцветают буйным цветом, как сорняк после дождя. И как это ни парадоксально, именно им, не написавшим порой на протяжении жизни ни одного важного, стоящего материала, удается легко решать все свои проблемы. Они каким-то непонятным образом находят рычаги для реализации своих меркантильных интересов. Это касается не только людей, случайно пришедших в журналистику, но и тех, кто приходит в другие сферы жизни без призвания, без необходимых профессиональных навыков. Как часто бывало, что такие люди, за короткое время приобретя и жилье, и авто, и солидные доходы, снисходительно посматривают на тех, кто, по их понятиям, «не умеет жить». Я чувствую, и такие, как я, да и сама ты, наверное, порой чувствуем себя маленькой шестеренкой в большом механизме, но этому винтику удается порой разрешать такие ситуации, которые были бы не под силу даже очень влиятельным людям. Это приносит моральное удовлетворение.
— Макка, я знаю, что ты очень работоспособный человек. Это что — такая высокая требовательность к себе, к своим профессиональным обязанностям или иначе ты не можешь и не умеешь?
— Это уже образ жизни, можно сказать. В первое время повышенная работоспособность была попыткой заглушить состояние, после всего пережитого — какой-то способ не замечать равнодушие окружающих, и, конечно, необходимость выживать и при всем том делать свою работу и делать как можно лучше. За эти годы приходилось сталкиваться со многими явлениями, ситуациями, разочарованиями, но работа спасала, и когда пришло признание читателей, к которому, в общем- то я не стремилась, анализируя пройденный этап, я поняла, что несмотря на самые сложные ситуации Аллах1 помог мне сохранить лицо, не изменить своим принципам. Это я считаю очень важным и это меня радует. А когда то же самое подтверждают постоянные читатели, то тихая радость заполняет душу, и ты понимаешь, все, что сделано, все, что пережито — не зря. Когда видишь результаты своего журналистского труда, действенность журналистских расследований — это самая высокая оценка, которую ты можешь получить за свой труд. Не скажу, что хватаю звезды с неба, упаси Аллах1, не страдаю самомнением. Я, как и многие из моих друзей-журналистов, всего лишь маленькое звено, без которого не может существовать даже самый большой механизм.
— В твоей профессиональной деятельности было много встреч, ярких впечатлений, поездок. Что запомнилось, над чем не властно время и память?
— Таких поездок и встреч было множество. С ходу всего и не припомнишь. Бывали моменты, когда тебе одному выпадала почетная миссия представлять республику на каких-то ответственных форумах, семинарах, съездах. Запомнился случай, в Москве, на семинаре, в огромной аудитории, где только одних представителей СМИ от всех регионов России было более 120-ти. Возник спор и оказались косвенно затронуты интересы Ингушетии. Я, конечно же, высказала свое мнение по поводу, и мое выступление стало убедительным аргументом против не совсем лестного высказывания оппонента. Меня поддержали коллеги, и позже журналист, освещавший эту встречу в центральном издании, процитировал мои слова с такой ссылкой: «...как справедливо отметила журналист из Ингушетии». И этот аргумент в защиту Ингушетии имела возможность читать вся Россия и мир. Для меня это была маленькая победа. В перерыве меня поздравляли коллеги.
Я всегда восхищаюсь, когда представители из нашей республики в разных сферах достойно представляют свой народ. Таких фактов много, и в области юриспруденции, медицины и образования, культуры. И когда они рассказывают, меня переполняет чувство гордости, будто это я сама сумела представить Ингушетию или отразить потенциал, которым она владеет.
За многолетним кропотливым, упорным трудом следовали награды, получая которые я каждый раз удивлялась — неужели мой скромный труд заслуживает такой высокой оценки. Бывает даже неловко получать их, ведь я не стремилась к этим наградам, это не было моей целью. И вместе с тем, я благодарна людям, которые способствовали оценке моего труда. На одной награде, вкратце, хотелось бы остановиться — медаль от пограничной службы. Как объяснило командование, чтобы получить такую награду военнослужащему-пограничнику надо задержать не менее 20 правонарушителей. Награда была вручена мне за системное освещение деятельности пограничников в Ингушетии в те годы. Наград, конечно же, гораздо больше. И от МВД РИ, и правительственные грамоты, и звание заслуженного работника культуры РИ, ведомственные и денежные поощрения.
— Каким ты находишь состояние ингушской журналистики в целом и что, на твой взгляд, должно послужить импульсом, стимулом для преодоления инертного, сомнамбулического состояния журналистского сообщества республики?
— Конечно, вливание в состав правления Союза журналистов более активных, дееспособных, заинтересованных, инициативных журналистов. Ни для кого не секрет, что Союз журналистов не то что в инертном состоянии, его, практически, не видно и не слышно. За многие годы не помню ни одного массового собрания или мероприятия при участии Союза журналистов РИ. Не помню случая, чтобы этот же орган оказал какую-то конкретную помощь кому-либо из журналистов. На днях коллега одного из наших изданий встретилась с журналистами из другого региона в Москве, и они посетовали на то, что на прошедшем недавно Съезде журналистов России не было ни одного представителя из Ингушетии. Мы даже не в курсе изменений, происходящих в журналистской сфере нашего государства. Получается, что варимся в собственном соку, что пагубно влияет на кругозор и профессиональный рост журналистов.
— У «Сердало» — юбилей. Какие мысли по этому поводу? Кого хотелось бы вспомнить, поблагодарить, высказать пожелания?
— Я пришла в «Сердало» в канун празднования ее 75-летия, ставшим одним из ярких впечатлений для меня. Юбилей праздновался на широкую ногу. Творческий коллектив действительно чувствовал себя виновником большого исторического события. Мы ожидали нечто подобное и к 80-летию газеты, но, к сожалению, в итоге кадровых перестановок руководящего состава, праздник не удалось отметить на должном уровне. Это очень огорчило не только меня, но и весь коллектив нашей газеты. Юбилей газеты это каждый раз подведение итогов пройденного пути. Это тот момент, когда творческий коллектив издания может услышать оценку от тех, для кого были потрачены годы напряженного труда, бессонных ночей и волнений... Очень хотелось бы, чтобы нынешний юбилей стал настоящим всенародным праздником. Хотелось бы услышать высказывания сограждан, пусть даже и критические. И посмотреть на пройденный этап глазами читателей. Мы знаем много хороших, светлых имен людей, работающих в «Сердало». О ветеранах я не говорю, о них много сказано на страницах «Сердало» в преддверии юбилея. Я со своей стороны выражаю свое почтение и восхищение тем, кто стоял у истоков создания и дальнейшего выхода газеты. Это были увлеченные, глубоко порядочные, интеллигентные люди. Они были настоящими патриотами своей Родины. Отдавая дань должного уважения прошлому, хочу отметить тех, кто делал и делает газету сегодня.
Ну, во-первых, старейшего сотрудника газеты, человека нелегкой судьбы А-Г. Угурчиева, без которого я, собственно, не представляю газету «Сердало». Людей, много лет посвятивших журналистской деятельности, находившихся на своем посту в «Сердало» в трудные для нее периоды — Хусейна Шадиева, Магомеда Барахоева. Именно они, выпустив последний номер газеты «Сердало» в объятом пламенем войны Грозном, вывезли его 31 декабря 1994 года буквально из-под шквального огня в Грозном. После газета выпускалась уже в Ингушетии. На ее страницах появилось немало актуальных, остро стоящих перед молодой республикой проблем. За 10 лет, что я работаю в этой газете, журналистами «Сердало» было опубликовано на страницах газеты множество статей, вызвавших резонанс общественности. После них неизменно следовали конструктивные действия руководства республики.
Я бы с удовольствием хотела отметить нескольких мастеров пера, работавших все эти годы рядом со мной. Это Альбика Газгириева. Мне всегда импонировал ее неординарный подход к освещению той или иной проблемы, свежий, как бы это правильнее выразиться, незамутненный взгляд на происходящее, над которым не властны рамки инструкции. Молодые энергичные, талантливые, подающие надежды журналисты — братья Заурбек и Зураб Точиевы. Марем Ялхароева, которая интересно освещала жизнь ингушской диаспоры дальнего зарубежья. Ахмет Газдиев, разносторонний журналист, талантливый очеркист. Человек нелегкой судьбы — Роза Картоева, влюбленная в журналистику, очень смелая, глубоко порядочная, неравнодушная к злу и добру, женщина, которая не мыслит своей жизни без журналистики. Хорошего, надежного товарища, который готов на самопожертвование ради друзей — Муслима Барахоева, открывшего рубрику на нелегкие темы по воспитанию подрастающего поколения, по популяризации духовных ценностей, праведного образа жизни. Якуба Султыгова, увлеченного процессом создания газеты, настоящего трудоголика, талантливого художника и поэта, для которого «Сердало» оказалось судьбоносной. Что касается поэтической направленности, с удовольствием хочу отметить, что все вышеназванные мною коллеги являются авторами замечательных, талантливых стихотворных произведений.
Дар журналиста очень часто связан с поэзией, с другими творческими направлениями, так как настоящие таланты бывают многогранны. Были и другие. Но они приходили и уходили, не оставив о себе ни памяти, ни сожаления.
Я искренне желаю всем коллегам большого семейного счастья, без которого немыслима плодотворная деятельность, стабильность и защищенность, и, безусловно, творческих успехов. Очень хотелось бы, чтобы этот нелегкий, но настолько важный труд журналиста был понят и оценен по достоинству.
Альбика Газгириева, член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры Республики Ингушетия