Перейти к основному содержанию

Наследие древности

Дом народного творчества Ингушетии разместил на своем сайте электронную версию ингушского календаря

Республиканский Дом народного творчества Ингушетии им. заслуженной артистки России К. А. Евлоевой разместил на своем официальном сайте электронную версию календаря на ингушском языке. Напомним, что в октябре прошлого года Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов подписал Распоряжение о единой форме написания наименований месяцев календаря на ингушском языке. С инициативой привести ингушский календарь к единому знаменателю выступила Общенациональная газета «Сердало», сталкивавшаяся с проблемой существовавшего прежде разночтения в наименовании месяцев года.

«В исконно ингушском календаре каждый месяц имел по нескольку наименований (два и более). Зачастую название одного и того же месяца можно встретить несколько раз и при этом нередко с обозначением совершенно иного. Это объясняется тем, что наименования месяцам давались в честь природных явлений, праздников, божеств, а также животных и птиц, которые выступали в качестве тотемов и носили сакральный характер. В результате многочисленных исследований, 17 октября 2022 года в соответствии со статьей 14 Конституции Республики Ингушетия и пункта 7 Перечня поручений Главы республики, а также в целях поддержки ингушского языка, как государственного языка Республики Ингушетия, утверждена единая форма наименований месяцев календаря на ингушском языке, которая и представлена в электронном формате на сайте нашего Дома народного творчества», — поделилась с корреспондентом «Сердало» методист отдела этнографии РДНТ Тамила Хутиева.

Готовя электронную версию ингушского календаря, сотрудники Дома народного творчества Ингушетии снабдили её замечательными иллюстрациями. Календарь оформлен работами известных фотомастеров Ингушетии Евгения Шивцова и Заура Плиева — дипломанта Всероссийского конкурса фототворчества «Моя Россия: традиции и современность — молодежный формат» (2021).

«Календарь играл в жизни ингушского народа большую роль в связи с тем, что ингуши связывали свой календарь с обрядовым циклом и хозяйственной деятельностью — земледелием, скотоводством и охотой, — продолжает Тамила Хутиева. — Календарный год у ингушей равнялся 365 суткам (366 суток в високосные годы) и состоял из 12 месяцев, как в григорианском и юлианском календарях.

Проблемой точного воссоздания традиционного годичного календаря занимались многие видные ученые и этнографы. Традиционный ингушский календарь объединяет в себе особенности хозяйственно-экономического, культурного развития и характеризует идеологию ингушского народа, их мировоззрение, отражая в себе при этом доязыческие и домусульманские представления и верования.

З. Б. Плиева в своей работе «Традиционный календарь ингушей: представление и исследование» отметила: «Одними из самых ранних записей являются те, что выполнили Б. У. Далгат и А. Ц. Тутаев. Так, Б. У. Далгат полагал, что название месяца совпадает с названием праздника, приуроченного к тому или иному сельскохозяйственному занятию, но при этом, как заметила З. А. Мадаева, не учел, что ингуши начинали отсчет месяца с 22-го числа, т. е. от времени солнцестояния».

«Отсчет времени ингуши с давних лет вели по «лунному календарю», но следует отметить, что при этом исчисление времени года, суток, начала и конца сельскохозяйственных работ определялись именно по солнцу. И именно с солнечным годом в большинстве случаев координировалась жизнь большинства древних ингушей. Исходя из этого ингушский календарь можно отнести к солнечно-лунным календарям», — отметила наша собеседница.