О государственном контроле и муниципальном контроле
С 1 июля 2021 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который определяет новый порядок организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Для наших читателей более подробно об этом рассказала заместитель руководителя Управления Росреестра по Республике Ингушетия — Оздоева Марем Мухарбековна.
В настоящее время Управление Росреестра по Республике Ингушетия осуществляет несколько видов государственного контроля (надзора). В рамках закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации, Управление по новым правилам осуществляет федеральный государственный земельный контроль (надзор) и федеральный государственный контроль (надзор) в области геодезии и картографии.
Государство установило в отношении земельных ресурсов охранные меры, которые касаются без исключения всех собственников и пользователей участков. Однако о своих обязанностях знают далеко не все собственники и иногда даже не догадываются, что нарушают закон.
Если говорить о государственном земельном контроле (надзоре) Росреестра, то этот контроль направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства.
В новом порядке организации и проведения земельного надзора декларирован приоритет профилактики правонарушений. Это такие мероприятия как:
информирование о соблюдении обязательных требований;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
консультирование (по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе контрольно-надзорных мероприятий);
профилактический визит.
Например, профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы, контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Таким образом, положения закона о государственном контроле направлены в первую очередь на то чтобы не допустить и предотвратить нарушение обязательных требований законодательства.
Дополнительно хочу отметить, еще особенности нового порядка организации и проведения земельного контроля — внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые с взаимодействием с контролируемыми лицами, за исключением документарной проверки подлежат согласованию с органами прокуратуры.
Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато только после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами формирования и ведения реестра.
Управление на постоянной основе проводит совместные совещания с органами муниципального земельного контроля по вопросам мероприятий муниципального земельного контроля, консультации с подконтрольными субъектами, отнесенными к категории умеренного риска, в форме семинаров или телефонных «горячих линий», в средствах массовой информации публикуются разъяснения обязательных требований с акцентом на важность их соблюдения, на официальном сайте Росреестра размещаются материалы с ответами на вопросы о соблюдении обязательных требований и проведении проверочных мероприятий.
Каким образом осуществляется государственный земельный контроль (надзор), как проводятся проверки?
Контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляемые Управлением, проводятся с взаимодействием с контролируемыми лицами и без взаимодействия с контролируемыми лицами, в форме плановых и внеплановых мероприятий.
Плановые — проводятся в соответствии с ежегодными планами, которые утверждаются только после согласования с органами прокуратуры. Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий определяется категорией риска, к которой отнесен земельный участок.
Росреестр в числе первых федеральных органов исполнительной власти внедрил риск-ориентированный подход как при планировании проверок, так и при принятии решений о проведении внеплановых проверок. То есть для проверок выбираются только те территории, где высок риск возникновения нарушений.
Внеплановые проверки проводятся в случаях:
• получения документов и иных доказательств, свидетельствующих о причинении или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
• выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований;
• поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
• требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
• наступления срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения земельного законодательства.
В ходе проведения КНМ государственные инспекторы по использованию и охране земель могут выезжать на местность для проведения проверок, истребовать документы, проводить осмотр, получать письменные объяснения, проводить инструментальное обследование, для фиксации доказательств может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Какие бывают виды нарушений и за что могут оштрафовать владельцев земельных участков?
К самым распространенным нарушениям земельного законодательства относятся:
самовольное занятие земельного участка (так называемые, самозахваты, или использование чужой земли без предусмотренных законом оснований)
нецелевое использование земель, то есть использование участка не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.
неиспользование земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, то есть если такие земельные участки не используется в течение установленного законодательством срока.
Все мы знаем к чему приводят заброшенные участки: это создает угрозу стихийных свалок, зарастания сорной травой и пожаров, что приводит к негативным последствиям для собственников соседних участков.
Причинами нарушений могут являться не умышленные действия правообладателей, а ошибки кадастровых инженеров, которые требуют устранения.
Границы земельных участков должны соответствовать сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Поэтому, прежде чем делать ограждение, возводить постройки, нужно убедитесь, что вы действуете в границах принадлежащего вам земельного участка, ведь споры о границах земельных участков решаются в судебном порядке.
По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий инспекторы составляют акты. В случае выявления нарушений — выдаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. В случае выявления нарушения может быть составлен протокол об административном правонарушении.
Если говорить о размерах штрафа, то они зависят от вида нарушения, кадастровой стоимости земельного участка, на котором оно допущено, а также от того, кто его допустил: юридическое лицо, физическое лицо или должностное. Если кадастровая стоимость такого земельного участка не определена, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает минимальную и максимальную сумму штрафа.
После истечения указанного в предписании срока, если от лица, которому выдано предписание, не поступила информация об устранении нарушения, или если поступившей информации недостаточно для установления факта устранения нарушения, проводится повторная проверка.
Если в ходе повторной проверки нарушения не устранены, то нарушителю выдается новое предписание об устранении нарушения. Но при этом возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.5 КоАП РФ.
Невыполнение в установленный срок предписаний органов, осуществляющих государственный земельный надзор об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей; на ДЛ — от 30-50 или дисквалификацию на срок до трех лет; на ЮЛ — от 100 до 200 тысяч рублей.
В случае повторного в течение года совершения административного правонарушения — это влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 до 50 тысяч рублей; на ДЛ — от 70 до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на ЮЛ — от 200 до 300 тысяч рублей.
О факте неустранения нарушения уведомляются органы государственной власти или органы местного самоуправления. По законодательству эти органы могут обратиться в суд с требованием о понуждении правонарушителя устранить нарушение требований законодательства, если оно допущено на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В каком случае земельный участок может быть изъят?
Государственный земельный контроль (надзор) — это не только проверки, в первую очередь, это, как я уже отметила, профилактика нарушений земельного законодательства. Разъяснить и помочь соблюдать закон — задача земельного инспектора. Именно поэтому инспекторы основной акцент в работе делают на профилактику нарушений.
Изъятие земельных участков является исключительной мерой и возможно лишь по решению суда в том случае, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения.
За правонарушения, связанные с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием земельного участка не в соответствии с установленным для него целевым назначением или видом разрешенного использования, земельный участок может быть изъят у правообладателя.
Здесь важно отметить, процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и после привлечения к административной ответственности лица, не выполнившего предписание.
Как избежать нарушения земельного законодательства и защитить свои права на пользование и владение земельным участком?
Для того, чтобы избежать штрафов за нарушение требований земельного законодательства, всем землепользователям рекомендуется:
1. Проверить наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Если документов на участок нет или утеряны, нужно восстановить их, оформить право на участок, зарегистрировав его в Управлении Росреестра по РИ.
2. Проверить наличие регистрации права на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
3. Убедиться, что фактически используемая площадь не превышает площади, указанной в правоустанавливающем документе.
4. Осуществлять на участке деятельность в соответствии с установленным для земельного участка целевым назначением и видом разрешенного использования. Информация о виде разрешенного использования и целевом назначении земельного участка указана в выписке из ЕГРН.
5. Использовать земельный участок в установленных границах, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Уточнить информацию о регистрации права и наличии сведений о местоположении границ земельного участка в ЕГРН можно в выписке из ЕГРН, заказать и получить которую можно с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, на портале Госуслуг, на сайте подведомственного Росреестру ФГБУ «ФКП Росреестра», а также в МФЦ.
Если границы не установлены, можно пригласить кадастрового инженера для проведения межевания земельного участка и внесения точных границ в ЕГРН. Это защитит владельцев от возможных споров с соседями или публичными собственниками.
Если у Вас есть уточненная площадь земельного участка, то с помощью кадастрового инженера можно осуществить вынос на местность характерных (поворотных) точек границ участка. Это позволит получить информацию о положении его границ на местности, в том числе о нахождении в границах участка ограждения и, соответственно, предотвратить риски нарушения земельного законодательства.