Общенациональная газета
Республики Ингушетия

Новости


О государственном контроле и муниципальном контроле

01.03.2022 13:09
О государственном контроле и муниципальном контроле

С 1 июля 2021 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который определяет новый порядок организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности.

Для наших читателей более подробно об этом рассказала заместитель руководителя Управления Росреестра по Республике Ингушетия — Оздоева Марем Мухарбековна.

В настоящее время Управление Росреестра по Республике Ингушетия осуществляет несколько видов государственного контроля (надзора). В рамках закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации, Управление по новым правилам осуществляет федеральный государственный земельный контроль (надзор) и федеральный государственный контроль (надзор) в области геодезии и картографии.

Государство установило в отношении земельных ресурсов охранные меры, которые касаются без исключения всех собственников и пользователей участков. Однако о своих обязанностях знают далеко не все собственники и иногда даже не догадываются, что нарушают закон.

Если говорить о государственном земельном контроле (надзоре) Росреестра, то этот контроль направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства.

В новом порядке организации и проведения земельного надзора декларирован приоритет профилактики правонарушений. Это такие мероприятия как:

информирование о соблюдении обязательных требований;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

консультирование (по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе контрольно-надзорных мероприятий);

профилактический визит.

Например, профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы, контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Таким образом, положения закона о государственном контроле направлены в первую очередь на то чтобы не допустить и предотвратить нарушение обязательных требований законодательства.

Дополнительно хочу отметить, еще особенности нового порядка организации и проведения земельного контроля — внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые с взаимодействием с контролируемыми лицами, за исключением документарной проверки подлежат согласованию с органами прокуратуры.

Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато только после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами формирования и ведения реестра.

Управление на постоянной основе проводит совместные совещания с органами муниципального земельного контроля по вопросам мероприятий муниципального земельного контроля, консультации с подконтрольными субъектами, отнесенными к категории умеренного риска, в форме семинаров или телефонных «горячих линий», в средствах массовой информации публикуются разъяснения обязательных требований с акцентом на важность их соблюдения, на официальном сайте Росреестра размещаются материалы с ответами на вопросы о соблюдении обязательных требований и проведении проверочных мероприятий.

Каким образом осуществляется государственный земельный контроль (надзор), как проводятся проверки?

Контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляемые Управлением, проводятся с взаимодействием с контролируемыми лицами и без взаимодействия с контролируемыми лицами, в форме плановых и внеплановых мероприятий.

Плановые — проводятся в соответствии с ежегодными планами, которые утверждаются только после согласования с органами прокуратуры. Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий определяется категорией риска, к которой отнесен земельный участок.

Росреестр в числе первых федеральных органов исполнительной власти внедрил риск-ориентированный подход как при планировании проверок, так и при принятии решений о проведении внеплановых проверок. То есть для проверок выбираются только те территории, где высок риск возникновения нарушений.

Внеплановые проверки проводятся в случаях:

• получения документов и иных доказательств, свидетельствующих о причинении или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

• выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований;

• поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

• требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

• наступления срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения земельного законодательства.

В ходе проведения КНМ государственные инспекторы по использованию и охране земель могут выезжать на местность для проведения проверок, истребовать документы, проводить осмотр, получать письменные объяснения, проводить инструментальное обследование, для фиксации доказательств может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.

Какие бывают виды нарушений и за что могут оштрафовать владельцев земельных участков?

К самым распространенным нарушениям земельного законодательства относятся:

 самовольное занятие земельного участка (так называемые, самозахваты, или использование чужой земли без предусмотренных законом оснований)

 нецелевое использование земель, то есть использование участка не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.

 неиспользование земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, то есть если такие земельные участки не используется в течение установленного законодательством срока.

Все мы знаем к чему приводят заброшенные участки: это создает угрозу стихийных свалок, зарастания сорной травой и пожаров, что приводит к негативным последствиям для собственников соседних участков.

Причинами нарушений могут являться не умышленные действия правообладателей, а ошибки кадастровых инженеров, которые требуют устранения.

Границы земельных участков должны соответствовать сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Поэтому, прежде чем делать ограждение, возводить постройки, нужно убедитесь, что вы действуете в границах принадлежащего вам земельного участка, ведь споры о границах земельных участков решаются в судебном порядке.

По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий инспекторы составляют акты. В случае выявления нарушений — выдаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. В случае выявления нарушения может быть составлен протокол об административном правонарушении.

Если говорить о размерах штрафа, то они зависят от вида нарушения, кадастровой стоимости земельного участка, на котором оно допущено, а также от того, кто его допустил: юридическое лицо, физическое лицо или должностное. Если кадастровая стоимость такого земельного участка не определена, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает минимальную и максимальную сумму штрафа.

После истечения указанного в предписании срока, если от лица, которому выдано предписание, не поступила информация об устранении нарушения, или если поступившей информации недостаточно для установления факта устранения нарушения, проводится повторная проверка.

Если в ходе повторной проверки нарушения не устранены, то нарушителю выдается новое предписание об устранении нарушения. Но при этом возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.5 КоАП РФ.

Невыполнение в установленный срок предписаний органов, осуществляющих государственный земельный надзор об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей; на ДЛ — от 30-50 или дисквалификацию на срок до трех лет; на ЮЛ — от 100 до 200 тысяч рублей.

В случае повторного в течение года совершения административного правонарушения — это влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 до 50 тысяч рублей; на ДЛ — от 70 до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на ЮЛ — от 200 до 300 тысяч рублей.

О факте неустранения нарушения уведомляются органы государственной власти или органы местного самоуправления. По законодательству эти органы могут обратиться в суд с требованием о понуждении правонарушителя устранить нарушение требований законодательства, если оно допущено на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В каком случае земельный участок может быть изъят?

Государственный земельный контроль (надзор) — это не только проверки, в первую очередь, это, как я уже отметила, профилактика нарушений земельного законодательства. Разъяснить и помочь соблюдать закон — задача земельного инспектора. Именно поэтому инспекторы основной акцент в работе делают на профилактику нарушений.

Изъятие земельных участков является исключительной мерой и возможно лишь по решению суда в том случае, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения.

За правонарушения, связанные с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием земельного участка не в соответствии с установленным для него целевым назначением или видом разрешенного использования, земельный участок может быть изъят у правообладателя.

Здесь важно отметить, процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и после привлечения к административной ответственности лица, не выполнившего предписание.

Как избежать нарушения земельного законодательства и защитить свои права на пользование и владение земельным участком?

Для того, чтобы избежать штрафов за нарушение требований земельного законодательства, всем землепользователям рекомендуется:

1. Проверить наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Если документов на участок нет или утеряны, нужно восстановить их, оформить право на участок, зарегистрировав его в Управлении Росреестра по РИ.

2. Проверить наличие регистрации права на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

3. Убедиться, что фактически используемая площадь не превышает площади, указанной в правоустанавливающем документе.

4. Осуществлять на участке деятельность в соответствии с установленным для земельного участка целевым назначением и видом разрешенного использования. Информация о виде разрешенного использования и целевом назначении земельного участка указана в выписке из ЕГРН.

5. Использовать земельный участок в установленных границах, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Уточнить информацию о регистрации права и наличии сведений о местоположении границ земельного участка в ЕГРН можно в выписке из ЕГРН, заказать и получить которую можно с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, на портале Госуслуг, на сайте подведомственного Росреестру ФГБУ «ФКП Росреестра», а также в МФЦ.

Если границы не установлены, можно пригласить кадастрового инженера для проведения межевания земельного участка и внесения точных границ в ЕГРН. Это защитит владельцев от возможных споров с соседями или публичными собственниками.

Если у Вас есть уточненная площадь земельного участка, то с помощью кадастрового инженера можно осуществить вынос на местность характерных (поворотных) точек границ участка. Это позволит получить информацию о положении его границ на местности, в том числе о нахождении в границах участка ограждения и, соответственно, предотвратить риски нарушения земельного законодательства.

Подпишитесь на электронную газету

(PDF) версия еженедельной общенациональной газеты «Сердало» и получайте свежие номера не выходя из дома!

Подписаться
Вверх