Выборы депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Ингушетия
В Российской Федерации выделяется два уровня законодательства (ч. 2 ст. 5, ст. 76 Конституции Российской Федерации) — федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации. На территории субъекта Федерации проводятся следующие виды выборов: 1) в федеральные органы государственной власти: Государственную Думу Федерального Собрания РФ и Президента РФ; 2) в органы государственной власти каждого субъекта Российской Федерации: законодательный (представительный) орган государственной власти и высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти); 3) на части территории субъекта РФ — в органы местного самоуправления: депутатов, членов законодательного (представительного) органа и главы муниципального образования. Анализ основных направлений воздействия и взаимного влияния названных уровней избирательного законодательства с целью их совершенствования позволяет существенно повысить гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, которые имеют универсальное значение для всех выборов, проводимых в государстве.
В связи с тем, что в Конституции Российской Федерации не содержится отдельного раздела или статей, посвященных избирательной системе, принятию федеральных конституционных законов в этой сфере, основным видом нормативных актов, регулирующих избирательные правоотношения, являются федеральные законы. Законодательство субъектов Российской Федерации о выборах не должно противоречить федеральному избирательному законодательству.
Исходным базовым актом, на основе которого построена система избирательного законодательства в России, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Именно этот Федеральный закон в отсутствие соответствующих конституционных положений устанавливает саму возможность выборов в органы государственной власти субъектов РФ и выборы в органы местного самоуправления.
Избирательные законы субъектов Российской Федерации регулируют выборы законодательного (представительного) органа и выборы в органы местного самоуправления, устанавливают основы деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. В Республике Ингушетия механизм осуществления избирательных действий при подготовке и проведении выборов органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований устанавливает закон Республики Ингушетия от 8 июня 2009 г. № 24-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Ингушетия».
В соответствии с частью 2 статьи 4 закона Республики Ингушетия «О муниципальных выборах в Республике Ингушетия» выборы депутатов представительного органа муниципального образования могут проводиться:
1) по мажоритарной системе относительного большинства (если выборы признаны состоявшимися и действительными, избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (кандидатам);
2) по пропорциональной избирательной системе (если выборы признаны состоявшимися и действительными, распределение депутатских мандатов осуществляется между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями по единому избирательному округу, пропорционально полученному числу голосов избирателей);
3) по смешанной (мажоритарно — пропорциональной) избирательной системе (если выборы признаны состоявшимися и действительными, часть депутатов от их установленной численности избирается по мажоритарной системе относительного большинства, остальные депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов по пропорциональной системе).
Вид избирательной системы, применяемой при формировании выборного органа местного самоуправления, определяется уставом муниципального образования в соответствии с видами избирательных систем.
В городах Республики Ингушетия и в некоторых сельских поселениях Республики Ингушетия (Троицкое, Сурхахи, Экажево, Сагопши, Плиево и др.) выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе. В остальных сельских поселениях Республики Ингушетия (Джейрах, Яндаре, Барсуки, Алхасты, Галашки, Инарки, Пседах и др.) выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе.
Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать депутатов представительного органа и главу муниципального образования, а также членов выборного органа местного самоуправления.
Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет. Выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.
Избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства на территории соответствующего муниципального образования во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, муниципальных выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах.
В первом полугодии 2023 года муниципальными образованиями Республики Ингушетия проведена большая работа по приведению своих уставов в соответствие с действующим федеральным законодательством. На сегодняшний день все муниципальные образования Республики Ингушетия готовы к выборам представительных органов которые пройдут в сентябре 2023 года.
Начальник отдела Арсельгов М. Х.