ГӀалгӀай къаман
юкъара газет

Новости


Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы

Антикоррупционная экспертиза определена как мера по профилактике коррупции

.
29.05.2025 10:17

В системе мер противодействия коррупции особая роль отведена антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Федеральным законом от 28.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон № 273- ФЗ) антикоррупционная экспертиза определена как мера по профилактике коррупции.

Коррупциогенными факторами являются нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения установлены Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»), приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований».

В соответствии с вышеуказанными Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов экспертизе подлежат как действующие нормативные правовые акты, так и проекты нормативных правовых актов. Исходя из анализа действующего федерального законодательства в сфере противодействия коррупции антикоррупционная экспертиза по принципу ее проведения делится на два вида:

- антикоррупционная экспертиза, проводимая уполномоченными органами:

органами прокуратуры Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами, а также органами и организациями в отношении принятых ими нормативных правовых актов;

- независимая антикоррупционная экспертиза, проводимая юридическими и физическими лицами, аккредитованные в установленном порядке 2 Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы.

Во исполнение Федерального закона № 172-ФЗ Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Ингушетия, являющееся территориальным органом Минюста России и действующее в пределах территории Республики Ингушетия, проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (проектов нормативных правовых актов). При выявлении в нормативном правом акте коррупциогенных факторов Управление направляет заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы соответственно в орган государственной власти Республики Ингушетия, принявший акт. Копии указанных заключений направляются в Прокуратуру Республики Ингушетия. Согласно частям 5, 6 статьи 4 Федерального закона № 172-ФЗ заключение носит рекомендательный характер, но подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органами.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что в настоящее время проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является одним из важнейших мер по профилактике коррупции, поскольку позволяет выявить и устранить положения, способствующие проявлению коррупции, и как следствие, обеспечить их отсутствие в действующих нормативных правовых актах. Кроме того, своевременное выявление и устранение коррупционных предпосылок на стадии принятия нормативного правового акта не только способствует недопущению коррупционных проявлений со стороны правоприменителей - должностных лиц органов государственной власти, но и позволяет совершенствовать их деятельность и, в конечном итоге, не допускает нарушения прав и свобод граждан, а также законных интересов хозяйствующих субъектов.

Начальник отдела         Е.З. Холохоева

Электронни газета язле

(PDF) кӀира цкъа арадувла къаман юкъара «Сердало» газет, цӀагӀара ара ца воалаш деша таро я

Хьаязде
Вверх