Общенациональная газета
Республики Ингушетия

Из прошлого в будущее

100 истингов изготовили в Ингушетии к столетию ингушской государственности

01.07.2024 13:16

Одним из крупнейших культурных событий в рамках празднования 100-летнего юбилея ингушской государственности стало торжественное открытие выставки «Истинг. Войлочная летопись ингушей», состоявшееся в стенах Государственной выставочной галереи Ингушетии. Участниками этого по-настоящему праздничного события, организованного Министерством культуры региона при поддержке Министерства культуры России, стали известные в республике деятели науки, культуры и искусства, представители органов государственной власти и общественных организаций, истинные ценители прекрасного и люди, питающие неподдельный интерес к прошлому ингушского народа и его богатейшему этнокультурному наследию. Открытие выставки посетил Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов.

«Войлочное искусство является неотъемлемой частью культуры ингушей и имеет глубокие исторические корни. Войлочные ковры, представленные в экспозиции этой выставки, воссозданы по зарисовкам художников и исследователей прошлого века и являются подлинными произведениями искусства. Каждый ковер несет в себе глубокий символизм и отражает самобытность ингушской культуры, традиционные национальные технологии и художественные приемы.

Нынешняя выставка даст возможность жителям и гостям Ингушетии глубже познакомиться с богатой культурой ингушей и по-новому взглянуть на ее древние корни. Очень важно продолжать поддерживать и развивать уникальные художественные традиции, которые являются не только нашим достоянием, но и достоянием будущих поколений», – подчеркнул руководитель региона, внимательно ознакомившись со всеми разделами выставки.

Руководитель мастерской «Истинг» Республиканского Дома народного творчества Ингушетии, известный этнолог, доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова представила посетителям выставки «Истинг. Войлочная летопись ингушей»100 ингушских национальных орнаментированных войлочных ковров.

«100 ковров к 100-летию ингушской государственности – это глубоко символично, - отметила министр культуры Ингушетии Залина Льянова. - Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность Главе нашей республики Махмуду-Али Калиматову. Его труд и упорство дают нам возможность для проведения таких мероприятий и, благодаря его поддержке, мы смогли приобрести в наши фонды и музеи 50 ковров. Это бесценный подарок нашей республике и её жителям.

Хочу выразить слова благодарности нашим мастерицам, которые сохраняют это ремесло и передают его дальше молодым, которые с удовольствием учатся, - вы сами сегодня можете удостовериться в этом.

Выставка продлится несколько дней, и мы с большим удовольствием предоставляем возможность любому желающему прийти и посмотреть экспозицию. Вход в выставочную галерею свободный, потому что это национальное достояние, которое должно принадлежать всем. Спасибо вам за то, что вы с нами, понимаете и цените нас!»

Одна из высоких миссий подлинного искусства заключается в том, что оно служит золотым мостом между прошлым и будущим, объединяя разные поколения и сохраняя уникальные народные культурные ценности. Выставка «Истинг. Войлочная летопись ингушей» демонстрирует это со всей очевидностью. Она еще раз напоминает нам о том, что, обращаясь к войлочному ковроделию ингушских мастериц прошлого и настоящего, мы соприкасаемся не только с ярким элементом нашего этнокультурного наследия, но и с подлинным символом любви ингушского народа к красоте и гармонии, с отражением его древней истории, вековых традиций и обычаев.

Замечательное собрание «100 ковров к 100-летию ингушской государственности» стало итогом долгой и кропотливой работы. Разделы богатейшей выставочной экспозиции представляют уникальные коллекции «Ангушт», «Наьсаре», «Лоаме», «По следам старинных фотографий» и «Свадебные коврики», каждая из которых отражает историю и быт ингушского народа, а также его старинные ремесленные традиции.

О некоторых из этих коллекций Общенациональная газета «Сердало» рассказывала своим читателям еще в процессе их создания. Следует особо отметить, что основой для воссоздания современных, но совершенно аутентичных войлочных орнаментированных ковров послужили для Зейнеп Дзараховой и ее последовательниц зарисовки известных художников и исследователей прошлого столетия. Среди них она с удовольствием называет имена Х-Б. Ахриева, Г-М. Даурбекова, И. Щеблыкина, М. Базоркина, Л. Виноградовой и многих других.

Мы прикасаемся к живой истории. К примеру, коллекции истингов «Ангушт» дал свое название ковер, зарисованный 100 лет назад в селении Ангушт. В этой коллекции присутствуют ковры с узнаваемыми названиями «Ахки-Юрт», «Шолхи», «Яндкъонгий-Юрт», «Мочки-Юрт», «Даьха духк», «Буро» и другие. Кстати, в апреле нынешнего года истинг «Буро» украсил собой одну из почтовых марок, выпущенных в нашей стране в серии «Декоративно-прикладное искусство России».

В коллекции «Наьсаре» посетители выставки смогли увидеть истинги, воссозданные по зарисовкам, сделанным так же 100 лет назад в населенных пунктах современного Назрановского района. Их названия говорят сами за себя – «Насыр-Корт», «ТIой-Юрт», «Наьсаре-вокзал», «Дошлакъий-Юрт»…

Обширную географию ковров органично продолжает коллекция «Лоаме». Это прямая отсылка к работам ингушских ковродельщиц, которые творили красоту и оттачивали свое мастерство в горных селах нынешнего Джейрахского района. Спустя столетие перед нами уже в современном исполнении вновь предстают истинги, изготовленные в давние времена в Джейрахе, Армхи, Бейни, Лейми, Пхемате, Джейрахе, Фалхане, Гоузте и в других старинных ингушских селениях.

Еще одним направлением для творческих и научных изысканий блистательного мастера ковроделия Зейнеп Дзараховой стали старые фотографии, запечатлевшие когда-то истинги. Людям нравилось фотографироваться на фоне национальных ковров, и это стало ныне хорошим подспорьем для современных мастериц, стремящихся к аутентичности своего ремесла.

В отдельную коллекцию выделяются авторские композиции ковров, в которых также прослеживается стремление Зейнеп Дзараховой не отступать от дошедших до нашего времени старинных национальных орнаментов. В этой коллекции обращают на себя внимание работы «Сий» («Честь»), «Денал» («Дух»), «Фарал» («Изобилие»), «Ферх» («Леопард»), «Саькур» («Олень») и другие.

«Орнаменты на национальных коврах ингушей имеют глубокий символический смысл, отражающий мировоззрение и культурные ценности народа, - говорит Зейнеп Дзарахова. – Истинги - это не просто декоративно-прикладное искусство, а целая философия, отражающая умение ингушей видеть красоту, гармонию окружающего мира и передавать это через свои творения.

Ингушские войлочные ковры содержат символическую информацию об этико-эстетических понятиях горцев, о флоре и фауне родного края, о природных явлениях. В геометрических фигурах и солярных знаках заключен некий информационный код. Композиция войлочного ковра всегда имеет определённый смысл. Это своего рода послание миру. Например, идея древа жизни, часто встречающаяся в ингушских коврах, отражает отношение народа к своим истокам и напоминает об ответственности перед будущими поколениями.

Сегодня орнаменты на коврах ингушей продолжают сохранять свою символическую ценность и эстетическую красоту. Искусство ингушских войлочных ковров - это прекрасный образец народной мудрости и культуры. Именно поэтому такое уникальное явление должно бережно сохраняться нами и передаваться из поколения в поколение».

Не будет преувеличением сказать, что Зейнеп Дзарахова вместе со своими единомышленницами и горячими последовательницами внесла заметный вклад в возрождение и сохранение искусства ингушского войлочного орнаментального ковроделия.

Очень важно, что, по инициативе Дома народного творчества Ингушетии, технология изготовления ингушских национальных войлочных ковров вошла в «Антологию народной культуры». Изданная в Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, она включает в себя 100 признанных шедевров нематериального культурного наследия самобытных российских народов, которые заслуженно получили официальное признание.

На открытии выставки «Истинг. Войлочная летопись ингушей» все желающие могли понаблюдать за тем, как готовится к работе войлок и идет кройка истинга, а затем в одно цельное полотно собираются выразительные орнаментальные композиции.

Разные этапы кропотливого труда над национальным ковром демонстрировали здесь помощницы Зейнеп Дзараховой, показывая, насколько это трудоёмкий и ответственный процесс, требующий истинного вдохновения и понимания красоты, которые непременно должны присутствовать в душе настоящей ковровщицы.

Камерность действу, происходившему в этот день в Государственной выставочной галерее Ингушетии, добавляли артисты Госансамбля народного танца «Ингушетия» и республиканской филармонии, исполнявшие свои концертные номера.

В атмосферу этого праздничного события гармонично вплетались звуки национальной гармони – известная ингушская гармонистка, участница региональных и Всероссийских фестивалей и конкурсов национальной музыки Зарема Плиева щедро делилась с посетителями выставки своим необычайным талантом, исполняя для неравнодушной и благодарной публики старинные ингушские мелодии и музыкальные произведения собственного сочинения.

Отдельной благодарности за создание столь проникновенной атмосферы, насыщенной теплом, светом и радостью, безусловно, заслуживает руководитель Государственной выставочной галереи Зарема Тумгоева. Её профессионализм, творческий подход к делу, энтузиазм, любовь к искусству и чуткость смогли по достоинству оценить все участники и посетители нынешней выставки.

У выставочной галереи, открывшейся в Ингушетии не так давно, - большое будущее. Она уже сегодня стала местом, где каждый может насладиться искусством, погрузиться в мир красоты и гармонии. Галерея открывает перед художниками и мастерами декоративно-прикладного искусства новые горизонты и возможности для самовыражения, дает возможность заявить о себе и внести свой вклад в развитие национальной культуры молодым авторам.

Подпишитесь на электронную газету

(PDF) версия еженедельной общенациональной газеты «Сердало» и получайте свежие номера не выходя из дома!

Подписаться