Из прошлого в будущее
100 истингов изготовили в Ингушетии к столетию ингушской государственности
![](http://serdalo.ru/storage/0wIFfR2MeVpGXbaKURikwpSs2SJ9rigWToHSNzgX.jpg)
Одним из крупнейших культурных событий в рамках празднования 100-летнего юбилея ингушской государственности стало торжественное открытие выставки «Истинг. Войлочная летопись ингушей», состоявшееся в стенах Государственной выставочной галереи Ингушетии. Участниками этого по-настоящему праздничного события, организованного Министерством культуры региона при поддержке Министерства культуры России, стали известные в республике деятели науки, культуры и искусства, представители органов государственной власти и общественных организаций, истинные ценители прекрасного и люди, питающие неподдельный интерес к прошлому ингушского народа и его богатейшему этнокультурному наследию. Открытие выставки посетил Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов.
«Войлочное искусство является неотъемлемой частью культуры ингушей и имеет глубокие исторические корни. Войлочные ковры, представленные в экспозиции этой выставки, воссозданы по зарисовкам художников и исследователей прошлого века и являются подлинными произведениями искусства. Каждый ковер несет в себе глубокий символизм и отражает самобытность ингушской культуры, традиционные национальные технологии и художественные приемы.
Нынешняя выставка даст возможность жителям и гостям Ингушетии глубже познакомиться с богатой культурой ингушей и по-новому взглянуть на ее древние корни. Очень важно продолжать поддерживать и развивать уникальные художественные традиции, которые являются не только нашим достоянием, но и достоянием будущих поколений», – подчеркнул руководитель региона, внимательно ознакомившись со всеми разделами выставки.
![](/storage/OKbgMRR5x0721BHj7sXZuDyBJK9Af3LtQjePRi0i.jpg)
Руководитель мастерской «Истинг» Республиканского Дома народного творчества Ингушетии, известный этнолог, доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова представила посетителям выставки «Истинг. Войлочная летопись ингушей»100 ингушских национальных орнаментированных войлочных ковров.
«100 ковров к 100-летию ингушской государственности – это глубоко символично, - отметила министр культуры Ингушетии Залина Льянова. - Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность Главе нашей республики Махмуду-Али Калиматову. Его труд и упорство дают нам возможность для проведения таких мероприятий и, благодаря его поддержке, мы смогли приобрести в наши фонды и музеи 50 ковров. Это бесценный подарок нашей республике и её жителям.
Хочу выразить слова благодарности нашим мастерицам, которые сохраняют это ремесло и передают его дальше молодым, которые с удовольствием учатся, - вы сами сегодня можете удостовериться в этом.
Выставка продлится несколько дней, и мы с большим удовольствием предоставляем возможность любому желающему прийти и посмотреть экспозицию. Вход в выставочную галерею свободный, потому что это национальное достояние, которое должно принадлежать всем. Спасибо вам за то, что вы с нами, понимаете и цените нас!»
![](/storage/lxOhhwVt8bF9h7KGVqzAkk6YNtckTXL868JeTgC3.jpg)
Одна из высоких миссий подлинного искусства заключается в том, что оно служит золотым мостом между прошлым и будущим, объединяя разные поколения и сохраняя уникальные народные культурные ценности. Выставка «Истинг. Войлочная летопись ингушей» демонстрирует это со всей очевидностью. Она еще раз напоминает нам о том, что, обращаясь к войлочному ковроделию ингушских мастериц прошлого и настоящего, мы соприкасаемся не только с ярким элементом нашего этнокультурного наследия, но и с подлинным символом любви ингушского народа к красоте и гармонии, с отражением его древней истории, вековых традиций и обычаев.
Замечательное собрание «100 ковров к 100-летию ингушской государственности» стало итогом долгой и кропотливой работы. Разделы богатейшей выставочной экспозиции представляют уникальные коллекции «Ангушт», «Наьсаре», «Лоаме», «По следам старинных фотографий» и «Свадебные коврики», каждая из которых отражает историю и быт ингушского народа, а также его старинные ремесленные традиции.
О некоторых из этих коллекций Общенациональная газета «Сердало» рассказывала своим читателям еще в процессе их создания. Следует особо отметить, что основой для воссоздания современных, но совершенно аутентичных войлочных орнаментированных ковров послужили для Зейнеп Дзараховой и ее последовательниц зарисовки известных художников и исследователей прошлого столетия. Среди них она с удовольствием называет имена Х-Б. Ахриева, Г-М. Даурбекова, И. Щеблыкина, М. Базоркина, Л. Виноградовой и многих других.
Мы прикасаемся к живой истории. К примеру, коллекции истингов «Ангушт» дал свое название ковер, зарисованный 100 лет назад в селении Ангушт. В этой коллекции присутствуют ковры с узнаваемыми названиями «Ахки-Юрт», «Шолхи», «Яндкъонгий-Юрт», «Мочки-Юрт», «Даьха духк», «Буро» и другие. Кстати, в апреле нынешнего года истинг «Буро» украсил собой одну из почтовых марок, выпущенных в нашей стране в серии «Декоративно-прикладное искусство России».
![](/storage/tGzJYc24JbEJbFEnw5BcTmSqZuUBdMFxo4NOa7Si.jpg)
В коллекции «Наьсаре» посетители выставки смогли увидеть истинги, воссозданные по зарисовкам, сделанным так же 100 лет назад в населенных пунктах современного Назрановского района. Их названия говорят сами за себя – «Насыр-Корт», «ТIой-Юрт», «Наьсаре-вокзал», «Дошлакъий-Юрт»…
Обширную географию ковров органично продолжает коллекция «Лоаме». Это прямая отсылка к работам ингушских ковродельщиц, которые творили красоту и оттачивали свое мастерство в горных селах нынешнего Джейрахского района. Спустя столетие перед нами уже в современном исполнении вновь предстают истинги, изготовленные в давние времена в Джейрахе, Армхи, Бейни, Лейми, Пхемате, Джейрахе, Фалхане, Гоузте и в других старинных ингушских селениях.
Еще одним направлением для творческих и научных изысканий блистательного мастера ковроделия Зейнеп Дзараховой стали старые фотографии, запечатлевшие когда-то истинги. Людям нравилось фотографироваться на фоне национальных ковров, и это стало ныне хорошим подспорьем для современных мастериц, стремящихся к аутентичности своего ремесла.
В отдельную коллекцию выделяются авторские композиции ковров, в которых также прослеживается стремление Зейнеп Дзараховой не отступать от дошедших до нашего времени старинных национальных орнаментов. В этой коллекции обращают на себя внимание работы «Сий» («Честь»), «Денал» («Дух»), «Фарал» («Изобилие»), «Ферх» («Леопард»), «Саькур» («Олень») и другие.
![](/storage/oeAsyiMK6RDj3anmK4mO4xwdJXAq528hxE1ukZWc.jpg)
«Орнаменты на национальных коврах ингушей имеют глубокий символический смысл, отражающий мировоззрение и культурные ценности народа, - говорит Зейнеп Дзарахова. – Истинги - это не просто декоративно-прикладное искусство, а целая философия, отражающая умение ингушей видеть красоту, гармонию окружающего мира и передавать это через свои творения.
Ингушские войлочные ковры содержат символическую информацию об этико-эстетических понятиях горцев, о флоре и фауне родного края, о природных явлениях. В геометрических фигурах и солярных знаках заключен некий информационный код. Композиция войлочного ковра всегда имеет определённый смысл. Это своего рода послание миру. Например, идея древа жизни, часто встречающаяся в ингушских коврах, отражает отношение народа к своим истокам и напоминает об ответственности перед будущими поколениями.
Сегодня орнаменты на коврах ингушей продолжают сохранять свою символическую ценность и эстетическую красоту. Искусство ингушских войлочных ковров - это прекрасный образец народной мудрости и культуры. Именно поэтому такое уникальное явление должно бережно сохраняться нами и передаваться из поколения в поколение».
Не будет преувеличением сказать, что Зейнеп Дзарахова вместе со своими единомышленницами и горячими последовательницами внесла заметный вклад в возрождение и сохранение искусства ингушского войлочного орнаментального ковроделия.
![](/storage/5L1tM1kIlapYEdwcBcMZG7i4j3KmWdphwTzW97wk.jpg)
Очень важно, что, по инициативе Дома народного творчества Ингушетии, технология изготовления ингушских национальных войлочных ковров вошла в «Антологию народной культуры». Изданная в Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, она включает в себя 100 признанных шедевров нематериального культурного наследия самобытных российских народов, которые заслуженно получили официальное признание.
На открытии выставки «Истинг. Войлочная летопись ингушей» все желающие могли понаблюдать за тем, как готовится к работе войлок и идет кройка истинга, а затем в одно цельное полотно собираются выразительные орнаментальные композиции.
Разные этапы кропотливого труда над национальным ковром демонстрировали здесь помощницы Зейнеп Дзараховой, показывая, насколько это трудоёмкий и ответственный процесс, требующий истинного вдохновения и понимания красоты, которые непременно должны присутствовать в душе настоящей ковровщицы.
Камерность действу, происходившему в этот день в Государственной выставочной галерее Ингушетии, добавляли артисты Госансамбля народного танца «Ингушетия» и республиканской филармонии, исполнявшие свои концертные номера.
![](/storage/s81J2n7v3ZvYICcx0ckaZ7eO2ptXOmcHHsoWiGIM.jpg)
В атмосферу этого праздничного события гармонично вплетались звуки национальной гармони – известная ингушская гармонистка, участница региональных и Всероссийских фестивалей и конкурсов национальной музыки Зарема Плиева щедро делилась с посетителями выставки своим необычайным талантом, исполняя для неравнодушной и благодарной публики старинные ингушские мелодии и музыкальные произведения собственного сочинения.
Отдельной благодарности за создание столь проникновенной атмосферы, насыщенной теплом, светом и радостью, безусловно, заслуживает руководитель Государственной выставочной галереи Зарема Тумгоева. Её профессионализм, творческий подход к делу, энтузиазм, любовь к искусству и чуткость смогли по достоинству оценить все участники и посетители нынешней выставки.
У выставочной галереи, открывшейся в Ингушетии не так давно, - большое будущее. Она уже сегодня стала местом, где каждый может насладиться искусством, погрузиться в мир красоты и гармонии. Галерея открывает перед художниками и мастерами декоративно-прикладного искусства новые горизонты и возможности для самовыражения, дает возможность заявить о себе и внести свой вклад в развитие национальной культуры молодым авторам.
![](/storage/1GEmqjpFI9ayvdATRJQToPH97GSU9ZiIEoos0jzy.jpg)