Общенациональная газета
Республики Ингушетия

По заветам предков, с надеждой на Творца

250 лет Ингушетия и Россия вместе

15.06.2021 12:35

Литавры смолкнут, заиграет лира В руках фемины иль кудрявого юнца. И если люди мы, со дня творенья мира, Бог даст людьми дойдём и до конца...

В октябре 2020 года в Ингушетии состоялся грандиозный праздник, посвященный 250-летию Единения Ингушетии с Россией. Мероприятие было запланировано на середину марта, однако свирепствовавший в тот период коронавирус заставил внести коррективы в намеченный график.

Четверть тысячелетия назад, в 1770 году около селения Ангушт, в предгорном местечке Барта-бос, что в переводе означает «Склон согласия», ингушские старейшины от лица всего народа присягнули на верность России. Этот день и стал отправной точкой в совместной летописи народов Ингушетии и России.

По многочисленным оценкам участников и приглашенных, мероприятие удалось. Здесь еще не было случая, чтобы праздники проходили под реактивный грохот авиа-шоу, с участием целого звена летчиков-истребителей из группы «Стрижи», выполнявших в небе над Ингушетией немыслимые виражи и фигуры высшего пилотажа.

Президент России Владимир Путин поздравил жителей республики с этой датой. В телеграмме говорилось, что, «что нынешнее поколение жителей республики с глубоким уважением относится к своей истории, отеческим заветам и обычаям, принимает активное участие в решении ключевых общенациональных задач, в реализации востребованных проектов и инициатив в экономике и социальной сфере, в агропромышленном и туристическом комплексах. И конечно, необходимо уделять приоритетное внимание обеспечению мира и стабильности как в Ингушетии, так и на Северном Кавказе в целом».

В. Путин отметил, что это событие стало важной вехой в судьбе ингушского народа, в укреплении российской государственности, а народ Ингушетии может гордиться «ратными подвигами и трудовыми свершениями своих предков, их уникальным вкладом в сбережение самобытной культуры и традиций народов нашей многонациональной страны».

Вместе с тем, было немало и недовольных состоявшимся мероприятием. И особенно много их было среди тех, кому не досталось места на переполненном стадионе в г. Сунжа, где несмотря на карантинные меры и необходимость соблюдения «социальной дистанции» яблоку негде было упасть.

Были и другие высказывания отдельных лиц, не считавших эту дату праздничной, так как по их словам «с первого дня единения народ ничего хорошего от российской власти не видел». Авторы этих слов конечно же имеют право на свою точку зрения, хотя считать ее абсолютной ни у кого нет каких-либо серьезных оснований. Ведь чтобы быть уверенным в этом надо обладать сведениями о более ранних исторических этапах жизни народа, то есть сведениями, выходящими далеко за рамки взятого за основу периода. Поэтому для сравнительного анализа не мешает заглянуть вглубь истории нашего народа, который по сведениям историков и этнографов известен на Северном Кавказе более семи тысяч лет.

За веком век, эпохи миновали,
Дзурдзуков, гаргареев и кистов...
Нас разные по-разному и звали...
Для очевидного не нужно лишних слов.

Страбон в своей работе «География», это в первом веке до нашей эры, упоминает племя гаргареев, проживающих на северном склоне Кавказского хребта. А «гаргар» по-ингушски означает «близкий, родственный». Значит родственные общины составляли единый союз или объединение, и по всей вероятности это единство было продиктовано необходимостью из-за угроз внешнего воздействия.

В хрониках грузинской летописи и в трудах ученого монаха Леонтия Мровели предки сегодняшних ингушей называются, дзурдзуки, кисты, глигви. Это в пору заката Аланского государства, в пределах которого по некоторым источникам проживало более семидесяти этносов, из которых лишь представители четырёх народов могли занимать монарший трон.

В 1222 году монгольские завоеватели вторглись на плоскостную территорию наших предков, и выжившие в неравных битвах жители были вынуждены укрыться в горах. Хищнические нападки степняков стали частым явлением. Предгорная равнинная часть находилась под влиянием Улуса Джучи (Золотая Орда).

Воины из горских обществ то и дело принимали участие в битвах происходивших в предгорьях, то на стороне Тохтамыша против войск Тамерлана Хромого, то в составе хулагуидов, орудовавших на равнине наряду с золотоордынскими полчищами. Такие стычки неизбежно вели к ослаблению мощи и влияния степняков, но в сражениях также гибли и воины горцев.

В это время грузинский царь Георгий (Блистательный) из династии Багратионов, предпринял неудачную попытку подчинить себе замкнутые в горах племена дзурдзуков. На рубеже XV и начале XVI вв. происходит постепенное переселение горцев на прежние плоскостные территории.

В конце XVI века в русских исторических документах встречается первое упоминание о народе «калкай, калканцы» (галгай) из селения Ларс на Тереке.

В 1618 году, пройдя шибутские и мычкизские земли на территорию галгаев вторглись войска аварского нуцала Махти, князя Сун-чалея Черкасского и воевод Терского города. Надо отдать должное горским обществам, уделявшим серьезное внимание военной подготовке своих дружин даже будучи замкнуты в труднодоступных горах. Уже в самом начале XVII века галгаи применяли порох и вели бои с применением огнестрельного оружия — пищалей.

Здесь свой уклад, традиции, законы,
Здесь многие имели интерес.
Сюда несли свои хоругви и иконы,
Но договор с Россией только есть.

Слова, что: Мы — никем непокорённый,
Народ, что верен слову своему...
До наших дней храним неизменёнными.
История — свидетельство тому.

В XVII-XVIII в Тарской котловине располагаются села Заур-Юрт, Ахки-Юрт, Шолхи, Ангушт. Вот по названию самого большого из всех села Ангушт и стали называть жителей местности — ангуштцами, название впоследствии утвердившееся, как ингуши. В западноевропейской литературе Йакоба Штелина, деятеля российской Академии наук в Санкт-Петербурге, термин «ингуши» впервые встречается в 1770 году. Это время, когда представители ингушских обществ, решивших связать свою судьбу с Российской империей отправляются к коменданту в город Кизляр.

В союзе с православной Россией заинтересована и Грузия, а самый удобный связующий путь лежит вдоль реки Терек через Дарьяльское ущелье, которое находится под полным контролем ингушей. В 1784 году в трех-четырех верстах от селения Заур-Юрт заложили крепость Владикавказ. Через двадцать лет, пока шел процесс исламизации большинства ингушских обществ, близ крепости поселились некоторые «из числа мирных фамилий».

Впоследствии в 1829 году главнокомандующему Кавказа И. Паскевичу поступил рескрипт от Николая I «Об усмирении навсегда горских народов или истреблении непокорных». По горным селениям прокатилась волна карательных экспедиций. То есть, вслед за каждым относительно спокойным периодом своей жизни народ Ингушетии вновь оказывался на грани выживания.

Пока их неиссякаемый пыл горячность не находили достойного применения. Как например в 1877 году, когда началась русско-турецкая кампания, и начали спешно формировать Ингушский дивизион для отправки на Балканы, в составе Терско-Горского иррегулярного полка. Через год дивизион возвращается в Ингушетию с Георгиевским штандартом, а в его составе тридцать пять всадников, произведенных в урядники, двадцать из которых награждены орденами Св. Георгия IV степени, а еще 12 офицеров стали кавалерами орденов Св. Анны разных степеней.

Цепь отраженных в данном тексте событий показывает, что наши предки всегда держались достойно, даже когда сталкивались с явной несправедливостью со стороны сильных мира сего по отношению к себе и своим соплеменникам. А в желающих подчинить, склонить к покорности наш немногочисленный народ недостатка не было и задолго до нашего единения с Россией.

Свобода нам дарована Всевышним.
«И небо лишь над шапкою моей»*
И третий — никогда не будет лишним,
Когда он из проверенных людей.

Наверно таким образом и формируется тот самый необузданный характер народа, подобно булатному клинку, который закаляют поочередно бросая в огонь, затем в кипящее масло. Недаром говорят: «Дал слово — сдержи». Критерием горского кодекса чести является стремление отвечать за свои слова и сдерживать обещания, которые даны от имени народа теми, кто был прежде. Долг потомков в том, чтобы чтить память предков и быть последовательными на заповеданном нам пути.

Сегодня некоторые склонны считать, что если тот или иной исторический персонаж служил в императорской армии, то он не заслуживает того, чтобы его вспоминали добрым словом и ставили в пример поколениям. Забвения заслуживает только тот, кто малодушно поступился честью, или сознательно посягнул на общенародные ценности, как свобода, отечество, право.

Ингуши никогда не предадут забвению людей, которые руководствуясь искренними намерениями и движимые личным мужеством на разных исторических этапах, участвуя в войнах или на созидательном поприще совершали поистине героические поступки. Разве вправе мы корректировать ход минувших событий? Каждый из личностей внес свой весомый вклад в копилку народной славы, приумножая его достояние. Никто не дает права никому перечеркивать факты из страниц нашей истории, сортируя их по принципу привлекательная она для кого-то, или неприемлемая.

Наши предки жили и делали историю в соответствии со временем и обстоятельствами эпохи, в которой они жили. Они готовили себя служить своему народу и доказывали это своими делами. Поэтому надо просто изучать историю, факт за фактом, событие за событием, персону за персоной.

Только здоровый анализ и соответствующая оценка позволит нам лучше познать то время, в котором жили наши предки. Каждое принимаемое от имени всех решение наши отцы соизмеряли со многими факторами, они не были спонтанными. И с большой долей уверенности можно говорить о соответствии большинства решений с нормами исламского права. Ведь мусульманами наши предки были намного раньше и поэтому намерение ингушских старейшин о единении с Россией не могло быть принято вопреки нормам Шариата.

А мусульманин всегда должен полагаться на Всевышнего, будучи уверенным, что все блага и испытания ниспосылаются человеку только по Его воле. Сегодня многие слышали предания от богословов, что «сподвижники Пророка (С. А. С) начинали беспокоиться, когда наступали благостные времена говоря, что Господь не испытывает их в стойкости на праведном пути». На пути нашего народа, как мы видим из истории, часто выпадали трудности, и наши предки их с достоинством преодолевали.

Сегодня эта эстафета дошла до нас. А как мы себя поведем и правильно ли поступим, будут оценивать наши потомки. Поэтому очень полезно время от времени задумываться над происходящим. Не следовать слепо каким-то интернет-сообщениям, не руководствоваться посулами тех, кто удобно устроившись в закордонной яме транслирует нашему обществу лукавые проповеди на тему: как жить и что делать? Не надо нам советов от таких «доброжелателей».

Мы уже два с половиной столетия живем в своей стране, здесь растим детей и с уверенностью смотрим в будущее. А если настанет необходимость что изменить в нашей жизни, то в молитвах своих обратимся к тому, кто реально в состоянии сделать это. Ведь сказано в Коране: «Аллах не меняет положения людей, пока они сами не изменятся».

И напоследок, на мажорной ноте,
Найдут благое здесь и тело, и душа...
А если ищете вы друга, то найдёте,
Дзурдзука, Гаргарея, Ингуша!

Литература и источники:
1. Е. И. Крупнов «Средневековая Ингушетия»
2. Х. А. Хизриев «Кавказцы против Тимура»
3. Х. А. Акиев «Роль конно-иррегулярных частей, сформированных из горцев Северного Кавказа, в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.»
4. В тексте использованы отдельные куплеты из «Баллады о простом народе» собственного сочинения автора.

Подпишитесь на электронную газету

(PDF) версия еженедельной общенациональной газеты «Сердало» и получайте свежие номера не выходя из дома!

Подписаться