Помощь в сложной ситуации
Давать в долг людям является желательным действием, брать же в долг является дозволенным
Желательность дачи в долг является основой. Однако в некоторых случаях положение дачи в долг может быть другим. Так, если кредитор знает, что заёмщик хочет потратить имущество, которое он берёт у него в долг, на запретное, то в таком случае предоставлять ему долг запрещено. Если же заёмщик сильно нуждается в деньгах, например, от этого может зависеть жизнь человека, и ему больше неоткуда ждать помощи, то в таком случае предоставить ему долг является для кредитора обязательным.
Аллах говорит в Коране: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (сура «Трапеза», аят 2). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит его собственное положение и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином, и Аллах будет оказывать помощь Своему рабу, пока сам раб оказывает её брату своему» (Муслим).
Мудрость законности предоставления имущества в долг
Ислам запрещает ростовщические сделки и при этом призывает мусульман к взаимопомощи. А поскольку в каждой сложной ситуации является затруднительным делать подарки, шариат дозволяет долг как форму поддержки людьми друг друга. В одном из хадисов даже содержится указание на предпочтительность дачи в долг над безвозмездной передачей имущества, поскольку долг, как правило, берётся в ситуации крайней нужды. Несмотря на дозволенность брать в долг, от этого всё же лучше отказаться. На это указывает Сунна, поскольку мусульманину лучше не зависеть от людей и полагаться на Аллаха.
В одном из хадисов сообщается о нескольких умерших людях, для совершения заупокойной молитвы которым обратились к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «...Через некоторое время принесли третьи носилки, и люди снова обратились к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) с просьбой: «Помолись за него». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Оставил ли он что-нибудь?» Люди ответили: «Нет». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А есть ли у него долги?» Они ответили: «Он остался должен три динара», и тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Помолитесь вы за своего товарища». Услышав это, Абу Катада сказал: «Помолись за него ты, о Посланник Аллаха, а я обязуюсь оплатить его долги», и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил за него заупокойную молитву» (Аль-Бухари).
Этим Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) хотел показать, что мусульманину лучше воздержаться от влезания в долги. Имущество, отдаваемое в долг, обязательно должно быть известным. Должен быть известен его вес, объём или количество, поскольку в противном случае невозможно будет вернуть его эквивалент. Если же в долг будет передана неизвестная сумма или продукты неизвестного веса или объёма, то такая сделка будет недействительной.
Если были соблюдены все условия сделки с долгом, то после её заключения и после того, как заёмщик возьмёт имущество в свои руки, право владения передаваемым в долг имуществом переходит от кредитора к заёмщику. Здесь возникает вопрос: имеет ли кредитор право требовать возврат долга до истечения оговорённого времени? По мнению большинства учёных, в числе которых ханафиты, шафииты и ханбалиты, кредитор может требовать погашения долга в любое время, в том числе и до истечения оговорённого периода, а заёмщик должен исполнить его требование. Учёные, придерживающиеся этого мнения, основываются на том, что предоставление в долг является актом доброй воли со стороны кредитора и он может вернуть своё право в любой момент. Если же он тем самым нарушит условие о сроке долга, то это, по мнению большинства учёных, будет невыполнением обещания и грехом, однако не будет иметь правовых последствий.
Аллах говорит в Коране (смысл): «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам» (сура «Трапеза», аят 1). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульмане соблюдают условия, о которых они договорились».
Как возвращается долг?
Если заёмщик не совершил со взятым в долг имуществом действий, которые изменили его, и с этим имуществом не связаны какие-либо обязательства по отношению к третьему лицу, то он может вернуть непосредственно взятое в долг имущество. В противном случае он должен вернуть его эквивалент. Например, если человек взял в долг быка и зарезал его, то он должен вернуть подобного быка. Если вернуть имущество, подобное взятому в долг, является затруднительным, то возвращается его стоимость на момент получения заёмщиком взятого в долг имущества после заключения сделки. Поскольку именно после получения происходит переход прав на собственность. Например, заёмщик взял в долг автомобиль и сделка состоялась в сентябре, однако забрал он машину только в ноябре. Если он продаст машину и вернуть подобную окажется затруднительным, то ему надо будет вернуть стоимость автомобиля в ноябре.
Устанавливать штраф за задержку погашения долга запрещено шариатом. Также запрещено условие возврата долга с надбавкой. Здесь же возникает вопрос: если заёмщик вернёт долг кредитору и добавит ещё что-либо сверху, не оговаривавшееся в договоре, в качестве благодарности в виде подарка, будет ли это дозволенным, или это будет ростовщичество? Однако если в обществе приняты такие подарки, и они обычно ожидаемы сторонами, то такая добавка будет нежелательной согласно шариатскому правилу: «То, что принято в обществе, подобно оговорённому договором». Аллах говорит в Коране (смысл): «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определённый срок, то записывайте его. Если вы окажетесь в поездке и не найдёте писца, то назначьте залог, который можно получить в руки. Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернёт доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа. Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете» (сура «Корова», аяты 282, 283).