Высокие стандарты
Для особенных детей в Ингушетии создан передовой образовательный комплекс
Центр непрерывного образования для детей с ОВЗ, расположенный в сельском поселении Нижние Ачалуки, совершил настоящий прорыв в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья на Северном Кавказе. За сравнительно недолгое время своего существования учреждение прошло впечатляющий путь развития, превратившись в передовой образовательный комплекс, задающий новые стандарты работы с особенными детьми.
Визитной карточкой ЦНО стал комплексный подход к обучению и развитию детей с особыми образовательными потребностями, позволивший создать не только уникальную образовательную, но и комфортную социальную среду. В центре активно внедряются современные методики и технологии, позволяющие каждому ребенку раскрыть свой потенциал, а педагогический коллектив постоянно совершенствует свой профессиональный уровень, осваивая новые подходы к работе с особенными детьми. Большое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков и социализации воспитанников.

Каждый ребенок чувствует себя в центре уютно и защищенно, получая все возможности для развития. Созданное в центре современное образовательное пространство отвечает самым высоким стандартам качества и доступности образования для всех категорий детей.
Индивидуальный подход к каждому ребенку - главный принцип работы ЦНО. Здесь успешно внедряются современные образовательные технологии, адаптивные методики обучения, психолого-педагогическое сопровождение и программы развития жизненных навыков. В короткие сроки центром были решены задачи, связанные с созданием комфортной среды для детей с разными особенностями развития и сформировалась команда настоящих профессионалов.
Центр непрерывного образования продолжает развиваться, становясь образцом успешной реализации важнейших задач и открывая новые горизонты для детей с особыми образовательными потребностями. Сегодня на вопросы газеты «Сердало» отвечает директор ЦНО Ахмед Цечоев.
- Ахмед Якубович, расскажите об основных этапах развития вашего учреждения и его трансформации в нынешний Центр непрерывного образования для детей с ОВЗ.
- История развития нашего учреждения началась в 2014 году, когда оно было открыто как Специальная (коррекционная) школа-интернат VII типа, работающая по программам для начального и основного общего образования детей с интеллектуальными нарушениями.
Важным этапом развития стал 2015 год, когда мы приступили к реализации пилотного проекта по организации групп дошкольного образования. Особенность этого этапа заключалась во внедрении инклюзивного подхода, когда у нас вместе обучались как нормативно развивающиеся дети, так и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Значительный прорыв произошел в 2018 году после подписания соглашения о сотрудничестве с Институтом коррекционной педагогики Российской Академии образования. Это сотрудничество и привело к созданию многоуровневой системы образования и началу преобразования учреждения в Центр непрерывного образования.
Результатом нашей плодотворной работы с партнерами стало официальное преобразование коррекционной школы-интерната. В июле 2019 года распоряжением Правительства Ингушетии она получило новый статус - Центр непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это закрепило новый формат работы учреждения и определило его дальнейшее развитие как уникального комплексного центра поддержки детей с особыми образовательными потребностями.
- Какие ключевые изменения произошли в структуре и деятельности Центра в этот и последующие периоды?
- Все наши усилия были направлены на развитие образовательной инфраструктуры. В 2019 - 2020 годах мы лидировали в конкурсном отборе федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» в рамках национального проекта «Образование». Это стало подтверждением того, что мы развиваемся в правильном направлении и свидетельствовало о значимости нашего Центра. В 2021 году мы успешно прошли конкурсный отбор федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». В этом же году у нас открылось отделение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в Гази-Юрте. Год спустя на его базе приказом Министерства образования и науки Ингушетии был создан Региональный ресурсный центр по оказанию комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидам и их семьям.

Благодаря эффективной работе и успешной реализации задач нацпроекта «Образование» по консультированию родителей (законных представителей), открывшийся немногим ранее консультационный центр «Доверься нам» так же получил республиканский статус.
Нынешняя структура Центра непрерывного образования включает в себя все необходимые службы для полноценного функционирования. У нас внедрены разноуровневые образовательные программы, предоставляются комплексные услуги по психолого-медико-педагогическому сопровождению, а специализированные образовательные и воспитательные программы учитывают потребности детей различных нозологических групп.
- Как начиналось ваше сотрудничество с Институтом коррекционной педагогики Российской Академии образования?
- Возглавляет этот институт Татьяна Александровна Соловьева, и я хотел бы особо отметить этого замечательного человека, посвятившего свою жизнь коррекционной педагогике. Она сыграла особую роль в развитии нашего партнерства. Будучи руководителем ведущего научного центра, настоящим профессионалом, преданным своему делу, Татьяна Александровна не раз приезжала к нам вместе со своей командой, поддерживала нас во всех наших начинаниях и на каждом этапе вдохновляла на новые свершения.
Все началось с масштабной работы по повышению квалификации наших педагогических кадров. Специалисты института реализовали комплексную программу, включающую диагностическое тестирование начального уровня знаний педагогов, целевые образовательные курсы, промежуточную аттестацию и итоговую оценку результатов.
Впечатляющие результаты диагностики показали эффективность совместной работы: изначальный уровень знаний наших педагогов составлял 15-17 процентов (что объяснимо отсутствием в Ингушетии подобных образовательных учреждений ранее), по завершении курсов показатель вырос до 50-60 процентов.

В 2020 году, после преобразования школы-интерната в Центр непрерывного образования, наше сотрудничество вышло на качественно новый уровень. К этому времени у нас уже появились пять республиканских служб – Консультативный центр, оказывающий бесплатную помощь родителям детей с ОВЗ, Ресурсный центр, на базе которого функционирует Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия, первое в Ингушетии отделение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также Школа приемных родителей. Татьяна Александровна лично посетила наш центр для оценки результатов трансформации, побывала в каждом нашем отделении, пообщалась с педагогическим и родительским сообществом.
Текущее состояние нашего сотрудничества с институтом характеризуется постоянной методической поддержкой и активным участием в научных проектах. Представители института регулярно проводят мониторинг качества образовательных услуг и помогают нам внедрять инновационные методики работы с детьми. Наше сотрудничество продолжает укрепляться, принося ощутимую пользу как самому учреждению, так и, собственно, всей Ингушетии в целом.
- В настоящее время ваш центр занимает флагманские позиции не только на Северном Кавказе, но и в стране, особенно с учетом полноценного трехуровневого образования. Кого бы вы еще назвали в числе ваших надёжных партнёров в этом большом и благородном деле, направленном на развитие коррекционного образования и поддержку детей с особыми образовательными потребностями?
- На протяжении последних лет мы активно развиваем профессиональные связи с ведущими специалистами и научными центрами России. Заслуживает внимания плодотворное сотрудничество Центром психолого-педагогической реабилитации и педиатрии Минздрава России. Нашим ключевым партнером является руководитель этого центра Светлана Борисовна Лазуренко - доктор наук, профессор, член Российской академии образования. Она внесла большой личный вклад в развитие нашего учреждения. Светлана Борисовна не только проводила комплексное обследование наших воспитанников, но и организовала серию мастер-классов для родителей и педагогов, что значительно повысило качество оказываемой помощи.
Благодаря высокому уровню профессионализма нашего коллектива и налаженным контактам с ведущими специалистами, наш центр получил широкое признание. Сегодня к нам обращаются родители из различных регионов России - Дагестана, Калмыкии, Рязани, чтобы провести обследование и получить квалифицированную помощь для своих детей. Это подтверждает компетенцию нашего учреждения.

Много полезного принесло нам сотрудничество с Федеральным центром психолого-медико-педагогической комиссии (Центр защиты прав и интересов детей). Руководитель центра Людмила Юрьевна Вакорина несколько раз приезжала в Ингушетию, мы проводили совместные мероприятия, встречи с педагогическим составом и родителями наших детей.
Значительный вклад в повышение квалификации наших специалистов внесла Елена Антоновна Стребелева - один из основоположников дефектологического направления в России. Её дистанционные лекции стали важным этапом в профессиональном развитии нашего коллектива.
Должен сказать, что накопленный в Ингушетии опыт становится все более востребованным. В 2021 году я был приглашен в состав Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а в начале нынешнего года вошел в состав Общественного совета Минспорта России по инклюзивному и адаптивному спорту.
Наш центр поддерживает тесные связи с Национальной родительской ассоциацией России. К нам неоднократно приезжал руководитель НРА Алексей Владимирович Гусев. В ходе этих визитов он детально ознакомился с деятельностью центра и высоко оценил эффективность нашей работы с родительским сообществом.
Наше сотрудничество продолжилось после открытия регионального отделения НРА. Несмотря на то, что на тот момент я ещё не имел собственного семейного опыта, глубокое понимание вопросов семейного воспитания, которое необходимо мне по долгу моей работы, сыграло свою роль и меня назначили председателем координационного совета отделения.
Это придало дополнительный импульс работе нашего Консультационного центра и Школы приёмных родителей. В 2018, 2019 и 2022 годах Ингушское отделение НРА России становилось победителем федерального конкурса на получение грантов для развития системы родительского консультирования. Благодаря этой поддержке мы провели в тот период более 50 тысяч консультаций для родителей нашей республики.

Из досье «Сердало»:
Цечоев Ахмед Якубович родился в 1984 году в городе Назрани Республики Ингушетия.
После окончания Карабулакской гимназии поступил на исторический факультет Ингушского госуниверситета. На третьем курсе стал председателем Студенческого совета ИнгГУ. Уже тогда занявшись наукой, вошел в состав Совета молодых ученых.
После окончания университета в 2006 году стал помощником проректора ИнгГУ по воспитательной работе.
С 2009 года работал в аппарате Правительства Ингушетии. В отделе социального развития курировал вопросы защиты детства, а позже – систему образования в регионе. Стал начальником отдела социальной и национальной политики. Был участником организации эстафеты Олимпийского огня в 2014 году.
Работал заместителем главы администрации города Карабулака.
С середины 2014 года по август 2015 года занимал должность заместителя министра культуры Ингушетии.
В 2015 году возглавил Специальную (коррекционную) школу-интернат VII вида в с.п. Нижние Ачалуки.
- Из всего сказанного вами, Ахмед Якубович, можно сделать вывод, что Центр непрерывного образования успешно реализует свою миссию по обеспечению качественного образования и всесторонней поддержке детей с особыми образовательными потребностями, постоянно развивая и совершенствуя свою деятельность. И, как я понимаю, останавливаться на достигнутом вы не собираетесь.
- В прошлом году мы отметили свой 10-летний юбилей. Это был хороший повод подвести какие-то итоги и задуматься о будущем. Планов на перспективу у нас много. К примеру, сейчас мы приступили к работе над созданием отделения по дополнительному профессиональному образованию педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в массовых школах Ингушетии. Нам есть, чем поделиться с коллегами из общеобразовательных организаций республики в направлении инклюзивного образования, надомного обучения и т.д.
- Какие профессиональные траектории открываются перед выпускниками центра в условиях современного рынка труда?
- Наше отделение среднего профессионального образования осуществляет реализацию адаптированных основных образовательных программ среднего профессионального образования по специальностям портной, мастер сухого строительства, автомеханик, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, а также повар, кондитер. На отделении успешно обучаются студенты различных нозологических групп (нарушение слуха, нарушение речи, задержка психического развития и т.д.), страдающие различными соматическими заболеваниями.

Образовательная программа соответствует актуальным требованиям работодателей и учитывает текущие и будущие потребности рынка труда. Кстати, в прошлом году наши ребята впервые вышли на практику в «Ингушавтотранс». По результатам практики двоих наших выпускников сразу пригласили на работу. Мы считаем это хорошим показателем. Заключили мы договор и с компанией «Транссервис». Для нас очень важно, чтобы наши дети имели возможность попробовать в деле собственные силы и навыки, полученные в нашем центре, нашли свое место в жизни и встали на самостоятельный путь.
Выпускники центра находят применение полученным навыкам на строительных площадках республики, в автомастерских, в мебельном производстве, а кто-то из них даже работает вахтовым методом, выезжая за пределы Ингушетии.
Отдельно стоит отметить работу с обучающимися, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии. Для них созданы специальные классы, где они так же получают необходимые рабочие навыки и проходят социализацию, а по окончании обучения получают соответствующие свидетельства, подтверждающие их квалификацию. Мы уделяем особое внимание этим детям, стараемся оснастить учреждение всем необходимым для их качественной подготовки к самостоятельной жизни.
- Здесь напрашивается вопрос, какую роль играет социальное партнёрство в развитии и укреплении материально-технической базы вашего образовательного учреждения. Есть ли на сегодняшний день примеры эффективного взаимодействия со спонсорами?
- Отвечая на этот вопрос, я должен заметить, что в современной системе образования существует заметное различие в возможностях развития инфраструктуры между обычными и специализированными учебными заведениями. Колледжи для нормотипичных детей имеют доступ к множеству конкурсов и программ, направленных на модернизацию материально-технической базы. В то же время такие специализированные учреждения, как наше, сталкиваются с определёнными трудностями в поиске источников финансирования для развития своей инфраструктуры.
В этих условиях, действительно, особую значимость приобретает взаимодействие с социальными партнёрами. Для нашего учреждения незаменимую роль в развитии материально-технической базы играют сенатор Белан Хамчиев и руководитель крупнейшего в Ингушетии предприятия «Сад-Гигант» Бекхан Хамчиев. Эти неравнодушные люди на протяжении длительного времени оказывают нам поддержку в решении различных вопросов, связанных с функционированием учреждения.
Ярким примером такого взаимодействия стало решение вопроса с обновлением спального фонда учреждения перед началом нынешнего учебного года. Депутат Народного Собрания Ингушетии Ахмед Костоев довёл информацию до сенатора Белана Хамчиева. Результатом стало оперативное реагирование на проблему – были закуплены 100 новых кроватей высокого качества.
- Какова структура вашего образовательного учреждения с точки зрения количества обучающихся и педагогического состава?
- Дошкольное образование представлено в нашем центре детским садом, в котором воспитываются 88 малышей. Школьное звено включает в себя образовательное учреждение, где обучаются 402 учащихся. Профессиональное образование доступно в нашем колледже, где сейчас обучаются 53 студента.
Конечно, особую роль в образовательном процессе играет профессиональный педагогический коллектив, насчитывающий 180 специалистов. В их числе коррекционные педагоги, школьные учителя, специалисты дополнительного образования, а также педагоги, работающие по индивидуальным программам развития детей.
Качественное медицинское сопровождение обеспечивают 14 квалифицированных медицинских работников, которые заботятся о здоровье и благополучии всех участников образовательного процесса.
Отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья - это не просто показатель гуманности общества, но и индикатор его готовности к развитию и совершенствованию. Создание условий для полноценной жизни каждого гражданина способствует формированию более справедливого социума, где каждый человек, независимо от физических возможностей, может реализовать свой потенциал и внести вклад в общее благо.
Интервью с Ахмедом Цечоевым, который уже так много успел сделать для наших детей с особенными образовательными потребностями, оставляет светлые чувства и укрепляет в лучших надеждах. Почему-то сразу приходит на ум мысль, что у ингушей чужая боль всегда становилась своей, а помощь страждущему - священным долгом. В этом - истинная суть человечности, где нет места равнодушию и эгоизму.