Свинцовая легкость
Дорожная пыль в Ингушетии пагубно влияет на здоровье людей
После ослепительно белой чистоты, которую приносит обильный снегопад, февральская оттепель в селах и городах Ингушетии напомнила, как много у нас пыли. Пылью бывает пропитан воздух на многие километры. Побывав относительно недавно в некоторых городах России, был приятно удивлен видом здешних автомобилей. Утром, глядя на них, невольно подумал, что ночью хорошо помыли – на них практически не было пыльных следов.
Другое дело у нас, даже на окраине славного села Барсуки, за многие километры от федеральной и так называемой «внутренней» трассы – утром, благодаря серому налету, можно рисовать на стеклах и корпусе автомашины.
А представьте, сколько пыли, насыщенной разного рода вредными веществами, каждый день витает над местами рядом с автомагистралями, по которым в сутки проносится 25-30 тысяч автотранспортных средств?! Причин такого огромного пыльного воздействия на людей и объекты в Ингушетии, на наш взгляд, много, но есть ключевые, требующие осмысления и каких-то поэтапных действий властей, служб, отдельного человека.
Первое обстоятельство. В ряде регионов, это подтвердят специалисты, нет наших черноземов и глины, там больше песчаной основы, поэтому и после сильного дождя можно смело гулять по лесу и обувь не испачкать. Соответственно, такая земная масса редко налипает на колеса автомобилей, выезжающих на дороги общего пользования, различные коммуникации, общественные территории.
У нас часто, игнорируя требования всех норм и законов, водители различных грузовых автомобилей могут выбраться из глиняной трясины на чистый асфальт и испачкать за один проезд пару километров. Понятное дело, все упавшие комья потоком автотранспорта превращаются в новую порцию пыли. В результате все постройки рядом с проезжей частью, дома, заборы, вывески, столбы, рекламные щиты и так далее пугают своим «серо-буро-малиновым» цветом.
Как минимум на каждой государственной и частной стройке надо усилить контроль за подобным делом. Людей сознательных у нас много и их порою надо вовремя информировать, напомнить о том, что пачкать общественные пути недопустимо.
И самое страшное и необратимое – мы каждый день вдыхаем смесь из полимерных микрочастиц, непищевой органики, тяжелых металлов, едких веществ и многого другого. Плюс прибавляется, как отмечают ученые, 200 вредных для организма человека веществ, вылетающих из выхлопных труб в окружающую человека среду.
Известно, всюду висят баннеры на разные темы. Было бы весьма полезно распространять в таких местах тексты статьи 12.33. КоАП РФ: «Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей».
Особенно сильна эта проблема немытых колес в селах, где труднее проконтролировать маршруты грузовиков, тракторов и иной крупной техники. Но это надо делать, чтобы хотя бы подрастающее поколение считало заботу о чистоте улиц своей моральной нормой, потребностью, необходимостью.
Второе обстоятельство – это мытье дорог и тротуаров. Было бы замечательно использовать в большинстве населенных пунктов Ингушетии специальные подметальные машины, которые сразу собирают пыль и грязь в емкость или отправляют в сопровождающий грузовик, различные мощные вакуумные насосы, прекрасно очищающие обочины дорог и тротуары. И, конечно, широко известные поливомоечные машины. Возможно, приобретение подобной техники требует значительных финансовых средств, тогда целесообразно закупать мини-моечные уборочные машины. Это определят специалисты, нам, простым людям, главное - минимизировать количество мелкой фракции в поглощаемом кислороде. И мыть надо не разовым «рейдом», как часто наблюдают граждане, а тщательно, в два-три захода. К примеру, в многонаселенной Назрани проедет такая техника один раз, сметет пыль, песок и грязь в сторону, намочит пространство и все … Таким образом чистоты никогда не достичь. Везде и всюду мыть надо лучше наши улицы, пешеходные дорожки и площади.
Третье обстоятельство – обустройство общественных пространств. Опять же в каждом городе Ингушетии есть места, где после снега или дождя накапливается грязь. Порою невозможно пройти в ненастную погоду по этим направлениям. В солнечные дни такие земляные пласты перемалываются многочисленными пешеходами и автомобилями, в итоге новые тонны пыли витают над нашими головами.
Когда принимается проект здания, промышленного объекта, дорожной коммуникации, необходимо учитывать фактор накопления грязи и пыли на определенных участках. Пешеходная дорожка, утопленная между бордюрами, неизбежно станет мини-болотом посреди города. Автомобильную дорогу надо делать с приподнятой серединой, сливами, дренажными устройствами. Например, во дворах многоквартирных домов в Магасе превеликое множество автомобилей паркуется. Иной раз невольно обращаешь внимание на застроенные территории и диву даешься – практически ничего не оставили для нормальной жизни людей. Какие-то неприкосновенные зеленые зоны надо планировать в таких местах. Каждый день две-три сотни автомобилей завозят сюда пыль и грязь, и хорошо, если есть наклонные плоскости, по которым дождь смоет их куда-то в сторону … А если их нет - придется жить в сером дворе «престижного» района.
Мы затронули лишь часть этой проблемы, но этого достаточно, чтобы возникло желание влажной тряпкой протереть весь мир.
Одним словом, пыль, обладающая свинцовой легкостью, штука серьезная. Она атакует ваш организм в отличие от многих недугов постепенно, незаметно. Однако поверьте на слово – в итоге ущерб наносит здоровью человека колоссальный. Надо общими усилиями постараться уменьшить ее многотонные объемы в воздухе, которым мы дышим.