Общенациональная газета
Республики Ингушетия

Культурный бренд Ингушетии

Ингушские ковры истинги - этнокультурное наследие многонациональной России

05.03.2024 09:10

В 2022 году, который был объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, орнаментальные войлочные ковры ингушей истинги вошли в Антологию народной культуры, которая представила на всеобщее обозрение 100 шедевров нематериального наследия народов нашей страны. Эту уникальную коллекцию отбирал Экспертный совет при Российском комитете сохранения нематериального культурного наследия Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

«Всероссийская экспертная сессия, на которой подводились итоги этой масштабной работы, проведенной под эгидой Министерства культуры России, Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова и Российского Фонда культуры, проходила в Санкт-Петербурге. В рамках этого знакового мероприятия, направленного на сохранение и развитие нематериального этнокультурного наследия народов России, в северной столице были представлены 100 уникальных объектов нематериальной культуры, которые являются национальным достоянием нашей страны.

Антология включила в себя ремесла и промысловые традиции различных регионов России, их песенные, танцевальные и обрядовые традиции, а также праздники и эпические сказания. В один ряд с шедеврами нематериального наследия народов России встала технология изготовления ингушского войлочного орнаментированного ковра истинга.

Как подчеркнула директор Российского Дома народного творчества Тамара Пуртова, издание Антологии стало одним из ключевых событий Года культурного наследия, которое объединило всю страну, большое профессиональное сообщество: ученых и специалистов-практиков по традиционной культуре. Участие носителей традиций в презентации Антологии позволило тогда показать объекты не только на видео и в текстах, но и представить живое наследие», – рассказывает Общенациональной газете «Сердало» заместитель директора Республиканского Дома народного творчества Ингушетии, заслуженный работник культуры республики Марем Котиева.

Санкт-Петербург был выбран местом проведения такого значимого события не случайно. Северная столица является одним из крупнейших центров культуры и науки в России, и проведение такого масштабного мероприятия именно на берегах Невы стало символом значимости сохранения нематериального культурного наследия для многонационального российского общества.

Сам проект Антологии народной культуры был призван, в первую очередь, сохранить и популяризировать культурное наследие народов России, привлечь внимание как специалистов, так и широкой общественности к этим уникальным образцам народного творчества.

Антология как нельзя лучше помогла понять и оценить всё богатство и разнообразие народной культуры нашей страны. Её издание, безусловно, стало и важным шагом, направленным на укрепление единства народов России.

В том, что ингушские национальные войлочные ковры истинги, история которых уходит в глубину веков, на всероссийском уровне признаны уникальным культурным брендом Ингушетии, несомненно, заслуга Республиканского Дома народного творчества. Марем Котиева, при активном участии которой это произошло, рассказала корреспонденту Общенациональной газеты «Сердало», как на протяжении многих лет в стенах РДНТ шла кропотливая работа по возрождению этого древнего народного промысла, сколько вдохновенного труда и усилий вложила в это известный этнограф, доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова, которая возглавляет здесь мастерскую «Истинг».

Орнаментальные войлочные ковры, созданные ингушским народом, представляют собой уникальное явление традиционной культуры и историко-культурного наследия Ингушетии. Сегодня ингушские войлочные ковры, украшенные разнообразными узорами и орнаментами, привлекают к себе все большее внимание со стороны исследователей и любителей искусства.

Это наглядно продемонстрировала и Международная выставка-форум «Россия», которая проходит в Москве на площадках ВДНХ. На стенде Ингушетии уже состоялись несколько мастер-классов по изготовлению истингов, которые провела руководитель мастерской «Истинг» Дома народного творчества Ингушетии Зейнеп Дзарахова.

Традиционные орнаментальные войлочные ковры ингушей обладают не только эстетической ценностью, являясь настоящими произведениями искусства, но и несут в себе глубокое символическое значение. По сути, это летопись духовной культуры народа, убеждена Зейнеп Дзарахова. Истинги сочетают в себе практическую пользу войлока, который использовался для создания многих полезных в быту предметов, и орнаментальные мотивы, являющиеся своеобразным тайным языком ушедших эпох.

Популярность войлока в быту и культуре многих народов особенно заметна на Кавказе, где он активно использовался для изготовления различных предметов. Одной из особенностей ингушских войлочных ковров называют врезную технологию, при которой орнаменты создаются путем вырезания из разноцветных полотен и последующего их соединения и прошивки. Контуры орнаментов выделяются с помощью аккуратно вшитой белой тесьмы, что придает им дополнительную выразительность.

Каждый орнаментальный узор на национальных коврах ингушей имеет свой символический смысл, отражающий мировоззрение и культурные ценности народа. Орнаментальное искусство ингушей, отраженное в войлочных коврах, является прекрасным образцом народной мудрости и культуры, а его секреты передавались из поколения в поколение.

Истинги представляют собой не просто вид декоративно-прикладного искусства, но целую философию, отражающуюся в каждом элементе, в каждой детали этих уникальных изделий. Эта философия не в последнюю очередь заключается в умении ингушей видеть красоту и гармонию в окружающем мире, а также в их способности передавать это через свои творения.

Традиционные войлочные ковры ингушей имеют богатую историю и множество различных вариаций. Они использовались не только в качестве предметов интерьера, но и как элементы обрядов и традиций народа. Истинги всегда дарят ощущение чего-то нового, интересного и непознанного. Они способны вызвать у человека чувство восторга и удивления, пробуждать его фантазию и воображение.

Зейнеп Дзарахова и её многочисленные последовательницы, многие из которых прошли обучение в мастерской «Истинг» Дома народного творчества Ингушетии, создают аутентичные войлочные ковры, обращаясь к альбому «Ghalghaj gharchoz. 1924» («Ингушские орнаменты. 1924»).

В этом уникальном альбоме, переизданном ограниченным тиражом в наше время, представлены зарисовки нескольких десятков образцов национальных ингушских ковров - истингов из разных уголков Ингушетии. Автор этих потрясающих работ – один из первых ингушских профессиональных художников Хаджи-Бекир Ахриев.

Собирая материал для своего альбома, художник стремился сохранить для будущих поколений и передать через века самобытную красоту и уникальность ингушских ковров. Его работа была не просто фиксацией существующих образцов, но и творческим осмыслением традиций, что придает каждому изображению особую глубину и выразительность.

Каждый ковер-истинг представлен в альбоме «Ghalghaj gharchoz. 1924» в своей неповторимой красоте. Здесь можно увидеть и традиционные орнаменты, и гармоничное сочетание цветов и оттенков. Все это создает неповторимую атмосферу и позволяет окунуться в мир ингушской культуры и традиций.

Альбом Хаджи-Бекира Ахриева, созданный им по результатам этнографической экспедиции, проведённой в начале 20-х годов прошлого столетия, является ценнейшим историческим свидетельством, которое позволяет нам лучше понять и оценить наследие ингушского народа.

Этнокультурное наследие ингушей впечатляет своим богатством. Оно содержит в себе традиции, обряды, обычаи, народные промыслы, национальную кухню и многое другое. Все это является ярким отражением культуры и истории жителей нашего горного края, а потому сохранение этого уникального наследия - наш общий долг. Тем более, что сегодня государством для этого созданы все условия - на фундаменте культурного многообразия народов нашей страны развивается межкультурный диалог и строится российская общность.

Ингушские истинги – это сокровища, которые принадлежат прошлому нашего народа и являются тем наследием, утрата которого стала бы огромной трагедией для всей нации. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что ингушское искусство войлочного орнаментального ковроделия, благодаря его современным хранительницам, уже никогда не уйдет в небытие.

Традиционные войлочные ингушские ковры не исчезнут и продолжат радовать нас своей красотой и изяществом. Они расскажут будущим поколениям о том, какие знания и смыслы лежат в основе каждого орнамента, а также поведают им об извечном стремлении к красоте и гармонии их предков.

Подпишитесь на электронную газету

(PDF) версия еженедельной общенациональной газеты «Сердало» и получайте свежие номера не выходя из дома!

Подписаться