Дорога к Башне
Известный ингушский художник Мурат Полонкоев отметил свой 80-летний юбилей
9 мая отметил свой 80-летний юбилей ингушский художник Мурат Полонкоев — человек, которого без всякого преувеличения можно назвать национальным достоянием Ингушетии. Конечно, сам Мурат Махиевич никогда не согласился бы с таким определением — он не любит громких и высокопарных фраз, в особенности, когда они касаются его. Но журналисты уже давно утверждают, что в Ингушетии две достопримечательности — башни и Мурат Полонкоев. И ничего с этим не поделаешь.
Раз уж зашла у нас речь о достопримечательностях, то кто не знает, что есть у Мурата Полонкоева и башня, построенная собственными руками? Вот о ней он может рассказывать со всей увлеченностью творческой натуры. Дом Мурата Махиевича вообще напоминает музей — каждый уголок большого двора привлекает к себе внимание гостей, а уж 22-метровой башней, которая высится над всем этим, любуется каждый проезжающий мимо.
На строительство этой башни у Мастера ушел почти десяток лет. С необычайным усердием возводил он это уникальное строение, вкладывая в него всю любовь, произрастающую из самого сердца. Сегодня каждый камень, положенный в стены башни, хранит тепло его рук, став современным продолжением вековой истории.
Башня Мурата Махиевича повторяет величественные образцы средневекового каменного зодчества ингушского народа, которые до сей поры хранят покой ингушских гор. Она вовсе не соперничает с древними башнями рода Полонкоевых, устремленными в небо над Таргимом, а продолжает собой мелодию веков, застывшую в камне. Эта башня стирает границы времени, утверждая непоколебимую верность ингушского народа духовному наследию далеких предков и преданность своим корням.
Седая древность Ингушетии — источник постоянного вдохновения художника Полонкоева. Родные горы он увидел в 1965 году. К тому времени за его плечами уже был четвертый курс Алма-Атинского художественного училища. Подающего большие надежды студента руководство училища вместе с его другими одаренными однокашниками отправило на практику, которая проходила в Москве и Ленинграде.
Обе столицы, конечно, произвели неизгладимое впечатление на ингушского парнишку, родившегося в депортации, но что-то подсказывало Мурату, что главные впечатления ждут его впереди. Он задумал отправиться на Кавказ, и как только практика завершилась, воплотил свой замысел.
Край предков, который он доселе никогда не видел, потряс Мурата своей красотой. Он целый месяц провел в горах Ингушетии, исходил немало горных троп, жадно впитывая в себя разлитую повсюду благодать и, повинуясь какому-то внутреннему зову, твердо решил для себя, что обязательно построит когда-нибудь собственную башню.
Прошло немало лет, прежде чем Мурату Махиевичу удалось воплотить в жизнь свою юношескую мечту. Но весь большой жизненный отрезок, пройденный им, был дорогой к Башне.
Этот высокий образ и символ, поселившийся в его сердце, хранил Мурата Полонкоева на всем пути, помогал преодолевать трудности, которых было немало, придавал силы в самые сложные времена, наполнял осмысленностью каждый прожитый день, берег от ошибок. Он определял безошибочный выбор в тех ситуациях, когда любые издержки — ничто в сравнении с честным именем и незапятнанной совестью...
Родился Мурат Полонкоев 9 мая 1943 года в селе Дмитриевка Акмолинской области Казахстана, куда была заброшена по злой воле «отца всех народов» его семья. Сталинская депортация ингушского народа принесла ни в чем не повинным людям немало страданий и потерь. Из всей большой семьи Полонкоевых в родной горный край много лет спустя смогли вернуться только сам Мурат и его сестра.
Горьким и безрадостным было детство будущего властителя кисти на чужбине. И только со смертью тирана что-то стало меняться вокруг. Полонкоевы перебрались в Алма-Ату, где маленький Мурат продолжил свою учебу в школе. В 1961 году, будучи уже 16-летним юношей, он впервые переступил порог Алма-Атинского художественного училища. В стенах этого учебного заведения ему предстояло провести последующие пять лет, вдохновенно учиться и оттачивать профессиональные навыки художника.
Нужно сказать, что талант Мурата его наставники приметили сразу. Их не могло не радовать и то, как упорно работает над собой этот парень, как настойчив и увлечен он учебой. Под конец обучения Мурату даже позволили досрочно сдать все экзамены, чтобы он, не теряя времени, получил возможность продолжить свое профессиональное становление уже в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР.
Так культурная столица огромной страны оказалась на время родным домом для Мурата Полонкоева. Выбрав для себя отделение монументальной живописи, он стал учеником Андрея Андреевича Мыльникова — художника-монументалиста с мировой известностью, которого по праву называют одной из ключевых фигур русской реалистической школы второй половины минувшего века.
Маститый наставник, оставивший яркий след в советском и российском монументальном искусстве, в живописи и графике, многое дал Мурату. Сотни учеников профессора Мыльникова получили признание по всему миру. Не стал исключением и наш герой.
В 1973 году, успешно окончив учебу в Ленинграде, Мурат Полонкоев попросил, чтобы его направили в Грозный. В столице бывшей Чечено-Ингушетии молодого талантливого художника приняли с радостью, а он с не меньшим удовольствием принялся за работу.
Основательно приступая к любому делу, за которое он не брался бы, Мурат Махиевич построил себе в Грозном мастерскую, равных которой не было на юге страны. Он всецело погрузился в творчество, обзавелся семьей. Через два года стал членом Союза художников СССР.
Совсем скоро его художественные работы стали привлекать к себе серьезный интерес искусствоведов и просто ценителей прекрасного. Этот интерес не ослабевает и по сей день.
В 1981 году в столице Чечено-Ингушетии состоялась первая персональная выставка Мурата Полонкоева. Тогда же он был отмечен почетным званием заслуженного деятеля искусств ЧИАССР. Художник всегда творил вдохновенно и увлеченно. Нет, пожалуй, ни одной техники монументальной живописи, в которой он не проявил бы свой талант убедительно и ярко. Мозаики, фрески, витражи, сграффито, чеканка рождались творческим гением Мастера, чтобы занять свое достойное место.
Многие работы Мурата Махиевича хранятся сегодня в музее Академии художеств России. Но куда большая часть его творений не сохранилась до настоящего времени. Почти девять десятков произведений художника находились в Грозненском музее изобразительных искусств, более сорока его работ по дереву, камню и металлу составляли гордость фондов Чечено-Ингушского краеведческого музея. Все эти труды творческой души были уничтожены или разграблены во время боевых действий на территории Чеченской Республики. Погибла в огне и мастерская художника.
Покинув вместе со всеми разрушенный Грозный, Мурат Махиевич нашел пристанище в Ингушетии. Строя себе новый дом и новую мастерскую, он жил в фанерной времянке, в которую холодный ветер задувал снег, но никого не просил о помощи. Жизнь давно, еще в юности, научила его полагаться только на себя.
Высокий свод нынешней светлой мастерской Мурата Полонкоева поддерживает ствол старого ореха — дерева, которое всегда было в почете у ингушей. Наверное, это тоже обращение к прошлому, к истории и знаниям древнего народа, к народным традициям, хранителем которых является Мастер. Достаточно увидеть предметы далекой старины, которые он собрал за несколько десятилетий своей жизни, увлекшись однажды коллекционированием.
Бронзовый котел, датируемый XV веком, кавказские кинжалы, старинные кувшины, кухонная утварь предков, серебряные украшения, созданные древними мастерами, седла и оружие — атрибуты, столь необходимые в древности настоящему джигиту, все это и многое другое составляет обширную коллекцию художника, который не мыслит своего существования вне родных гор.
В свое время искусствовед Л. Дахкильгова, в прошлом — сотрудница Грозненского музея изобразительных искусств им. Петра Захарова отмечала: «Художественная одаренность Полонкоева выходит далеко за пределы многообразия форм изобразительного искусства, в которых он проявил себя широко и оригинально, создав удивительно много и в области станковой, и монументальной живописи, и в графике, и в декоративно-прикладном искусстве. Может быть, именно эта универсальность натуры позволила ему создать свой стиль.
Пронизанные свежим ветром пейзажи гор — это живописный образ природы, вызывающий в душе зрителя восторг открытия красоты окружающего мира, сопереживания с творческим вдохновением мастера. В многочисленных этюдных зарисовках старинных архитектурных памятников художник стремился, прежде всего, передать мощь древних каменных сооружений, переживших многие века».
«Мурат Полонкоев, как никто другой, сумел передать то впечатление, которое испытывает человек, попадая в горы, — пишет Л. Дахкильгова. — Вот, например, пейзаж «Летняя гроза». Небо — широкими мазками лилового, розового, синего цвета и яркие световые блики на земле, как от огромных космических прожекторов. Все. А у нас ощущение ликующего восторга летней грозы. Или этюд «Эгикал» — чистый радостный цвет, башни, выбеленные светом, будто освещенные «ясмалие лир» (райским светом). Или вот эта работа — представьте себе: свежий и прохладный горный воздух пронизан светом утреннего солнца, и капли, падающие с верхушек деревьев, сверкают, подобно алмазам. Ласточки, радуясь хорошей погоде, непрерывно прилетают и снова улетают, звучат полные радости голоса пташек. Душа твоя ликует, ты счастлив, как ребенок. И это счастье озаряет и расцвечивает все вокруг в миллион раз. И, когда не писать невозможно, — ты пишешь. Вот так написана работа «Цей Лоам»...
Полонкоев известен эпическими полотнами жанровой живописи.
Репродукция картины «Жизнь вайнахов» включена в каталог Академии художеств «Два века русской художественной школы». Фрагмент его картины «Чабаны» находится в музее Академии художеств. К огромному сожалению почитателей таланта художника, во время войны в Грозном уничтожены картины: «Горская свадьба», «У источников дружбы», «Приезд ветерана», «Башни», «Портрет женщины в красном», «Выживание».
Как вам описать картину, где на холсте 200×138 художник вместил все многообразие жизни ингушей — в праздники и в будни, в прошлом и в настоящем. И все это в ярком обрамлении дивной красоты природы Кавказа...»
Заслуженный деятель искусств Ингушетии, народный художник Ингушетии и России, почетный член Российской Академии художеств Мурат Полонкоев по общему признанию внес выдающийся вклад в развитие изобразительного искусства на Северном Кавказе. Его заслуги в этом были отмечены Золотой медалью Союза художников Российской Федерации.
Всенародное признание принес Мурату Махиевичу Мемориал жертвам политических репрессий, возведенный в Ингушетии по его проекту в 1997 году. Ингушские башни, плотно сомкнувшись в единое целое, выросли близ исторического места Аби-Гув — кургана предков, где собирался народный совет, принимавший все судьбоносные решения. Башни, устремленные к солнцу, стали по замыслу Мастера олицетворением стойкости и несгибаемой воли всех народов, подвергшихся сталинскому геноциду.
Сегодня эти башни — объект исторического и культурного наследия нашей республики, памятник архитектуры, внесенный в реестр Академии художеств Российской Федерации. В 2002 году Академия художеств наградила Мурата Полонкоева за этот проект, воплотивший в себе величественный народный дух, Золотой медалью.
Обращаясь с поздравлениями к нашему земляку — известному российскому художнику и деятелю искусства — по случаю его 80-летия, президент Российской Академии художеств, народный художник СССР и РФ Зураб Церетели отметил: «Вы внесли неоценимый вклад в развитие и формирование современного творческого пространства Республики Ингушетия. Вы много и плодотворно работаете в различных направлениях изобразительного искусства, таких как живопись, графика, резьба по дереву, камню, фреска, мозаика, мастерски сочетая традицию с современными пластическими приемами, в совершенстве владея формой и цветом, соединяя реализм с абстракционизмом, экспрессионизм с классицизмом.
Ваше творчество неразрывно связано с историей ингушского народа, его уникальной культурой и традициями. В Вашем портфолио — памятники, Мемориал жертвам репрессий в городе Назрани, произведения декоративно-прикладного искусства, станковой и монументальной живописи, эпические жанровые картины, портреты и пейзажи, воспевающие неповторимую природу горной Ингушетии.
Вы обладаете своим неповторимым стилем и узнаваемы во всем многообразии художественных форм, в которых широко и оригинально проявляете себя. Ваши работы, созданные в различные периоды творческой деятельности, известны и любимы огромным числом поклонников, произведения хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, Ингушском краеведческом музее имени Т. Мальсагова, в Мемориальном комплексе жертвам репрессий Республики Ингушетия, музеях Российской Федерации, в частных коллекциях в России и за рубежом.
Академия высоко ценит Ваш талант и активную творческую позицию. Желаем Вам неиссякаемого вдохновения, многих сил во исполнение всего задуманного, здоровья и благополучия».
Общенациональная газета «Сердало» присоединяется к этим пожеланиям. Нет сомнений в том, что Мурат Махиевич еще не раз порадует всех поклонников его таланта новыми яркими и незабываемыми работами.