Общенациональная газета
Республики Ингушетия

Новости

На стороне добра и справедливости

К 114-летию со дня рождения классика ингушской литературы Хамзата Осмиева

17.12.2023 17:27

Хамзат Осмиев – выдающийся ингушский журналист, общественный деятель, поэт и прозаик, классик ингушской литературы, прошедший через множество испытаний, обретений и утрат, снискавший широкое признание и народную любовь. Его жизнь была наполнена борьбой, творчеством и вечным поиском истины. С самого юного возраста он проявил интерес к литературе и искусству, что впоследствии и определило его блистательный жизненный путь, посвященный служению ингушскому народу.

Хамзат Сосиевич Осмиев родился 114 лет назад - 17 декабря 1909 года в селе Кантышево, подарившем Ингушетии немало знаменитых людей. Начальное образование он получил на арабском языке, обучаясь в медресе. Позже бывшие муталимы этого учебного заведения вспоминали, что Хамзата отличала необычайная тяга к знаниям, а в том, как он читал аяты Священного Корана, ему еще нужно было поискать равных.

Обучаясь в медресе, Хамзат Осмиев с таким же успехом овладевал и науками в светской школе. 1924 год оказался новым этапом в жизни юноши – в это время он начинает увлеченно учиться на подготовительном отделении Ингушского педагогического техникума во Владикавказе. Здесь наставниками Хамзата и таких же, как он молодых людей становятся Тембот Дордаганович Беков – известный ученый, преподаватель ингушского языка, основоположник национальной советской поэзии, человек, стоявший у истоков газеты «Сердало», а также Виктория Константиновна Абрамова – преподаватель русской литературы, сыгравшая заметную роль в становлении будущих ингушских писателей и ученых.

Практически с самого начала обучения в техникуме у Хамзата Осмиева проявилась склонность к журналистике, которая в будущем стала его основным занятием. Он активно участвовал в студенческой жизни, а в 1925 году начал свою профессиональную журналистскую деятельность в ингушской областной газете «Сердало». Здесь он проявил себя как талантливый автор, способный глубоко анализировать события и делать интересные выводы.

Работая в «Сердало», Осмиев уделял особое внимание вопросам образования, культуры и истории ингушского народа. Благодаря его усилиям, многие забытые страницы истории Ингушетии были возвращены на страницы печати. Зимой 1928 года ингушский журналист Хамзат Осмиев был избран делегатом на IV Всесоюзный съезд рабселькоров, проходивший в Москве. Это стало важным событием в жизни молодого журналиста. Он заявил о себе на всесоюзном уровне и познакомился с коллегами из разных регионов страны.

Основной темой съезда было развитие рабселькоровского движения и его роль в общественной жизни страны. Осмиев принял активное участие в работе форума, участвовал в различных дискуссиях с коллегами и выступил в прениях по основному докладу «Текущий политический момент и задачи рабселькоров».

Хамзат вернулся в Ингушетию из столицы с новыми идеями и планами, которые сумел реализовать, благодаря своему таланту и увлеченности любимым делом. Яркие публикации и активное участие в общественной жизни стремительно сделали его одним из наиболее заметных журналистов своего времени. В 1929 году, оставив позади учебу в Ингушском педагогическом техникуме, Хамзат Сосиевич стал ответственным секретарем газеты «Сердало».

В том же 1929 году высокий профессионализм и накопленный опыт сделали Осмиева специальным корреспондентом крупнейших информационных агентств - Северо-Кавказского бюро РОСТа и ТАСС. Это открыло перед ним новые горизонты и позволило освещать события в Ингушетии уже на всю страну.

Следующим важным этапом в карьере Осмиева стало его избрание делегатом Северо-Кавказского съезда рабселькоров. На этом съезде, проходившем в Ростове-на-Дону летом 1933 года, он смог поделиться своим опытом и знаниями с коллегами, а также получить новые идеи для своих публикаций.

Активно участвуя в бурных событиях, происходивших вокруг, Хамзат Осмиев на каждом этапе своей биографии демонстрировал горячее желание быть полезным ингушскому народу. Он не только писал статьи, но и активно занимался просвещением. Преподавал в своем родном педагогическом техникуме, передавая знания и опыт молодому поколению, занимался научной работой, исследуя историю ингушского народа и его культуру.

В октябре 1931 года он возглавил заочное отделение Ингушского педагогического техникума, который дал ему путевку в большую жизнь. В стенах этого знаменитого учебного заведения он вел преподавательскую деятельность, обучая студентов, вплоть до января 1933 года.

В последующий период Хамзат Сосиевич возглавлял Галашкинский районный отдел народного образования, отвечал за развитие образовательной сферы в районе, уделяя при этом особое внимание качеству образования и потребностям местных жителей. Он также успел поработать учителем и завучем Кантышевской семилетней школы. Педагогический опыт и профессионализм сделали его успешным в этой деятельности – школа, в которой трудился Хамзат Сосиевич, достигала значительных успехов.

В июне 1941 Осмиев занял должность заведующего сектором литературы в Чечено-Ингушском научно-исследовательском институте языка и литературы. Сосредоточившись на научной работе, Хамзат Осмиев внес значительный вклад в развитие национальной науки и культуры. Он занимался исследованиями ингушского языка и литературы, участвовал в составлении учебников и методических пособий, а также переводил на родной язык произведения классиков русской литературы. Его переводы Пушкина, Чехова, Тургенева, Горького до сих пор считаются лучшими в ингушской литературе.

С февраля 1942 по февраль 1944 годов, в тяжелое военное время, Хамзат Сосиевич трудится в образовательной сфере. В этот период он работает преподавателем и завучем Чечено-Ингушского педагогического училища №2. Это было непростое время для всей страны. Шла Великая Отечественная война, и педагоги вместе со своими учениками вместе преодолевали все трудности.

В годы войны Осмиев создал множество произведений, вдохновляющих на подвиги защитников Родины и отражающих героические деяния простых советских граждан. Среди них - художественный очерк «За Родину», рассказ «Звери» и другие. Современники признали и высоко оценили его высокую гражданственность и неоспоримый талант.

Будучи завучем педучилища, Хамзат Осмиев заботился о том, чтобы обучение проходило по плану, следил за дисциплиной и моральным духом учащихся. Он стремился передать своим ученикам не только знания, но и свой опыт и мудрость, учил студентов тому, как важно сохранять силу духа, верить в себя и свои силы, быть готовыми к любым испытаниям, которые могут встретиться на пути.

Осмиев был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Но мог ли тогда догадываться этот человек, какие неимоверные страдания уготованы его народу впереди? Черный февраль 1944 года обрушил все надежды людей, попавших в кровавые жернова сталинских репрессий…

Эшелоны, над которыми витала смерть, увозили ингушский народ все дальше и дальше от родных мест. В конце долгого пути семья Осмиевых оказалась в северном Казахстане. Заснеженный город Петропавловск встретил обессиленных людей пронизывающим морозом. Дальше их путь лежал за сто километров - в село Волошино. Здесь, в сельской школе, Хамзату Сосиевичу удалось вскоре продолжить педагогическую деятельность. В 1956 году, с началом хрущевской «оттепели», он стал литературным консультантом по ингушской литературе Союза писателей Казахстана.

Несколько лет назад были опубликованы воспоминания Дауда Осмиева, сына Хамзата Сосиевича, об отце. Часть этого повествования об одном из достойнейших представителей ингушского народа относится к тому периоду, когда Хамзат Осмиев работал в Волошинской школе. И именно её мне хотелось бы привести в этом очерке.

«Была очень интересная история с отцом в 50-х годах. Руководство этого поселения очень сильно издевалось над ингушами. За собранные в поле колосья избивали и мужчин, и женщин, и детей. Бывали случаи пыток. Людям давали за горсточку собранной пшеницы от 10 до 15 лет. Отец работал учителем в школе. Он видел эту вопиющую несправедливость. В школе находилось и арендованное для заключённых помещение, где из провинившихся выбивали признательные показания.

Работал в те годы в школе так называемый «комсомольский дозор», который тоже возглавлял Хамзат Осмиев. По долгу своего чина он должен был в школе на ночь, для усиления милицейской охраны, выставлять в караул двух своих комсомольцев. Под клятвой о неразглашении тайны до суда, Хамзат поручил своим дозорным фиксировать в письменном отчёте все пытки, свидетелями которых они бывали. Собрав достаточно объёмный материал, отец решил: «Либо я пропаду, либо прекратятся эти бесчинства». И отправил высшему руководству НКВД в Москву жалобу.

Как ни странно, но через две недели последовала ответная реакция. Жалоба возымело своё действие. В районе начался переполох. Всё руководство райцентра было снято с должностей и арестовано.

Но зубастые не хотели так просто сдаваться и против отца решили сфабриковать дело. На суд пришли все его комсомольцы. Они показали свои письменные отчёты и поддержали отца, поручившись за его честное имя. Запомнились из них Толик Бугаёв и Николай Пилипенко. Они более всех отстаивали честь своего командира. Позже директор школы Анна Толстая тоже призналась отцу, что к ней приходили люди и просили написать на него докладную, но она ответила категорическим отказом. Так отец чудом остался на свободе.

Помню, после этого случая, когда мы с отцом шли по деревне, женщины приветствовали его, вежливо здоровались, а мужчины в знак уважения снимали шляпы. А штаб Волошино и вовсе перешёл в наш дом. Даже расписываться приходили сюда, а комендант проводил в нашем доме по поручению партии разъяснительную работу.

Но больше всего запомнил я день, когда один из арестованных по этому громкому делу, бывший фронтовик, комендант Чесноков возвращался домой, отсидев шесть лет. Мы на тот момент как раз погрузили в машину утварь - переезжали в город Алма-Ату. Он подошёл к отцу и крепко его обнял. «Спасибо вам, Хамзат Хусейнович, - сказал он. - Вы научили меня жить». Искренними были его слова или нет, не знаю, но сказаны они были от души. Видимо, за колючей проволокой, где в те годы сидело много хороших людей, изменились его сознание, его взгляды на жизнь. Кстати, его жена Ольга как-то в буран, когда нас отпустили домой со школы, завела меня с братом Мухарбиком к себе в дом (их дочь была наша одноклассницей), накормила и не отпускала, пока папа за нами не приехал. Хотя её муж в это время сидел в тюрьме. Вот такие личности жили в те времена…»

После возвращения из депортации в 1957 году, Хамзат Осмиев присоединился к возрождению газеты «Сердало». Он работал переводчиком, литературным сотрудником, а затем и ответственным секретарем редакции. Продолжая писать и публиковать свои статьи, освещая актуальные события и проблемы ингушского общества, не оставил Хамзат Сосиевич и своих писательских трудов. Он стал одним из тех, кто возрождал национальный литературный процесс после долгих лет забвения ингушской литературы.

Талант Осмиева был признан и высоко оценен современниками. Его творчество, глубоко проникнутое любовью к родине и её людям, продолжает оставаться востребованным и сегодня. В своих произведениях Хамзат Осмиев мастерски отражал самые разные стороны жизни, сумел передать всю красоту и разнообразие родной природы, а также душевные переживания простых людей.

Его произведения печатались в самых авторитетных литературных журналах страны. Среди них такие известные издания, как «Дружба народов», «Дон», «Огонек», «Нева», «Наш современник». Рассказы и стихи Хамзата Осмиева всегда вызывали живой интерес у читателей.

Он создал множество произведений, которые стали затем классикой ингушской литературы. Первые удачные литературные опыты Хамзата Сосиевича относятся еще к 1927 году. Тогда, будучи студентом, он стал публиковать свои рассказы в рукописном журнале Ингушского педагогического техникума «Красные ростки». Немногим позже произведения молодого и талантливого автора начали появляться на страницах газеты «Сердало». Его рассказы и очерки, такие как «Семь дней борьбы», «От тьмы к свету», «За власть Советов», вскоре завоевали признание читателей.

Литературные произведения Осмиева отличались своей искренностью и глубоким проникновением в суть событий. Его героями становились простые люди, борющиеся за свои идеалы. Автор всегда оставался на стороне справедливости и верил в светлое будущее своего народа.

В 1928 году в «Сердало» была опубликована повесть «Отцы и дети», написанная Хамзатом Осмиевым в соавторстве с Багаудином Зязиковым. С течением времени произведения автора становились все более зрелыми и глубокими. Литературные критики отмечают в этом ряду его рассказ «Фадиман», написанный в 1930 году.

Хамзат Сосиевич продолжал писать о своем опыте, о своих друзьях и товарищах, о борьбе за справедливость, о любви к отчему краю и красоте его пейзажей. Его творчество стало символом эпохи, отражением духа времени, в котором он жил, а также примером для последующих поколений молодых авторов.

Большим вкладом в сохранение истории и богатого культурного наследия ингушского народа стал первый том ингушского фольклора, опубликованный Хамзатом Осмиевым и Хаджи-Бериком Муталиевым в 1940 году. Это издание представляло собой ценную летопись народных обычаев, традиций и языка ингушей.

Ингушский фольклор содержит в себе множество историй, сказок, легенд и преданий, которые отражают уникальную народную культуру и историю. От безымянных сказителей до нас через века дошли опыт и мудрость наших предков, которые служат источником вдохновения для многих писателей, художников и музыкантов. Это интересные и поучительные истории, которые учат любви к родной земле, уважению к старшим и заботе о младших, рассказывают о героических подвигах предков, их борьбе за свободу и лучшую долю. Издание в 1940 году первого тома ингушского фольклора стало значительным событием для ингушской культуры и общества.

Сегодня невозможно переоценить тот вклад, который Хамзат Осмиев внес в развитие журналистики, литературы, образования и науки в Ингушетии. Уйдя из жизни в январе 1981 года, он оставил после себя множество работ, которые до сих пор считаются эталоном профессионализма и приверженности своему делу. Еще при жизни этого мастера пера многие его литературные произведения переводились на казахский, осетинский, финский, аварский, кубачинский, кабардинский, балкарский и другие языки, открывая для читателей разных национальностей сокровенный космос ингушского народа.

Хамзат Сосиевич – автор десятка сборников поэзии и прозы, которые в разные годы были изданы Чечено-Ингушским книжным издательством. Среди них – «Дега оаз» (1958), «Дувцараш» (1960), «Са даьхе» (1961), «Къахьегама ираз» (1962), «Боккхача новкъа» (1963), «Заман сибат» (1966), «Дека, са илли» (1967) и другие. Эти книги стали знаковыми в ингушской литературе. Они вызывают искренний интерес и отклик у читателей разных возрастов, каждый из которых находит в произведениях Осмиева что-то свое, близкое и понятное.

Важной особенностью книг Хамзата Сосиевича является то, что они не утратили своей актуальности с течением времени. Напротив, они становятся все более понятными и близкими для современного читателя, который стремится найти ответы на свои вопросы и разобраться в сложных жизненных ситуациях. Таким образом, став настоящими шедеврами ингушской литературы, произведения Осмиева с годами не только не теряют своей ценности, но и приобретают все новых и новых почитателей.

Сила творчества Осмиева заключается, прежде всего, в его искренности, правдивости и умении передать атмосферу времени. Оно помогает читателям лучше понять историю своего народа, его традиции и обычаи, а также осознать свою принадлежность к определенной культуре.

Литературное наследие Хамзата Осмиева - образец высокого мастерства, глубокого понимания человеческой души и тонкого чувства языка. Оно вызывает самые разнообразные эмоции и переживания, а также вдохновляет на размышления о вечных вопросах жизни и смерти, любви и ненависти, верности и предательства. Своим талантом Хамзат Сосиевич, как и другие классики ингушской литературы, задал национальному художественному слову такую высокую планку, которой трудно соответствовать многим современным литераторам.

Подпишитесь на электронную газету

(PDF) версия еженедельной общенациональной газеты «Сердало» и получайте свежие номера не выходя из дома!

Подписаться