Общенациональная газета
Республики Ингушетия

Новости


Связь времен и поколений

К 80-летию со дня рождения заслуженной артистки России Клавдии Евлоевой

09.12.2025 09:46

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Клавдии (Раи) Ахметовны Евлоевой - народной артистки Республики Ингушетия, заслуженной артистки Российской Федерации, выдающейся ингушской гармонистки, певицы, композитора и хореографа. Она появилась на свет 9 декабря 1945 года в далеком Казахстане в трагическое для ингушей время. Судьба распорядилась так, что именно там, в заснеженном Целинограде, вдали от родных гор, зажглась звезда, которой предстояло ярко вспыхнуть в ингушском народном искусстве.

С самых ранних лет девочка проявляла необычайный интерес к национальной музыке, впитывая ее мелодику и ритмы как драгоценное наследие предков. Это был настоящий зов души, которому впоследствии Клавдия Ахметовна следовала с поразительной целеустремленностью.

История каждого выдающегося артиста начинается с первых шагов, сделанных, как правило, под заботливым крылом близких. Для Клавдии Евлоевой отправной точкой в мир музыки стали уроки игры на гармонике, которые она получила от своей матери.

Именно мама открыла перед ней дверь в удивительный мир звуков, привила любовь к народной музыке и заложила фундамент будущих профессиональных навыков. Домашние занятия, согретые теплом материнского сердца, помогли девочке не только освоить инструмент, но и почувствовать в себе ту особую музыкальную искру, которая впоследствии зажглась ярким пламенем таланта.

Уже в 16 лет судьба преподнесла Клавдии Евлоевой первый серьезный шанс заявить о себе. В 1961 году юная исполнительница выступила в новогодней программе, которая снималась Грозненской студией телевидения. Это было ее первое публичное выступление - волнительное, ответственное и вместе с тем невероятно вдохновляющее. Сцена телестудии, камеры, зрительский интерес - все это стало началом ее звездного пути. Возможно, именно тогда, под светом телевизионных софитов, она до конца осознала, что музыка – это то призвание, которому она готова посвятить жизнь.

В годы учебы в Орджоникидзевском культпросветучилище наставником Клавдии Евлоевой стал выдающийся дирижер, композитор, виртуозный гармонист и мудрый педагог Булат Газданов. Под его чутким руководством девушка совершенствовала исполнительское мастерство и училась находить в музыке собственное творческое выражение.

Позже она продолжила музыкальное образование на вокальном отделении Краснодарского института культуры, увлеченно расширяя свой артистический диапазон, осваивая вокальную технику и обогащая исполнительский арсенал. Сочетание навыков игры на гармонике и вокального мастерства сделало артистку уникальной, позволив создавать неповторимые музыкальные образы, в которых гармонично переплетались инструментальная виртуозность и выразительность живого голоса.

Так, шаг за шагом, от первых материнских уроков до серьезной профессиональной подготовки, складывалась творческая биография артистки, вписавшей свое имя в историю ингушской культуры и искусства.

Годы упорного труда превратили ее природный дар в подлинное мастерство. Блестяще овладев искусством игры на национальной гармони, она словно вдохнула в этот музыкальный инструмент новую жизнь, уверенно соединяя традиции национального ингушского музыкального искусства с индивидуальным творческим почерком.

Ее голос, наполненный глубиной и теплотой, без всякого преувеличения, стал голосом ингушского народа. Как композитор она создавала произведения, в которых слышались отголоски древних мелодий и одновременно - дыхание современности.

Широкая известность пришла к Клавдии Евлоевой, благодаря ее самозабвенному служению высокой миссии. Увидев свое предназначение в том, чтобы бесценное культурное наследие ингушского народа не кануло в небытие, а продолжало жить и находить отклик в сердцах людей, на этой благородной стезе Клавдия Ахметовна во всей полноте проявила всю многогранность своего таланта.

Уникальность этой великой артистки заключалась в ее универсальности. На протяжении многих лет она блистала в нескольких сферах искусства. Ей не было равных в виртуозном владении музыкальным инструментом, а способность передавать через музыку самые тонкие оттенки чувств потрясала современников. Будучи незаурядной певицей и обладая неповторимым тембром голоса, она с невероятной искренностью доносила до слушателей глубину поэтического текста. На композиторском поприще Клавдия Ахметовна прославилась созданием оригинальных музыкальных произведений, заметно обогативших ингушский музыкальный фонд. В хореографии она была сторонницей сохранения канонической формы и стилистики народных ингушских танцев. Занимаясь их восстановлением, а также постановкой новых танцевальных проектов, она неукоснительно следовала своему мироощущению, пронизанному ингушским национальным космосом, сберегала аутентичность ингушского танца, делая его при этом достоянием новых поколений.

Вклад Клавдии Евлоевой в культуру невозможно переоценить. Он одинаково значим для Ингушетии, Кавказа и всей России в целом, потому что в нем гармонично сошлись трепетное стремление к сохранению через искусство национальной идентичности, пример бережного отношения к этническим традициям и неустанное обогащение общекультурного пространства нашей многонациональной страны.

Неоценимая заслуга артистки состоит в том, что она направила все свои усилия на сохранение стоящих на пороге утраты элементов ингушского фольклора, развитие традиционных музыкальных и хореографических форм, а также популяризацию ингушской национальной культуры, как в России, так и за ее пределами.

Еще при жизни Клавдия Ахметовна Евлоева стала живой легендой, чье творчество было признано неотъемлемой частью культурного кода ингушского народа. Вся ее жизнь - это пример беззаветного служения искусству, преданности традициям и постоянного творческого поиска. Она и поныне остается эталоном мастерства для всех ингушских артистов, а для тех, кто ценит народное творчество, - хранительницей этнокультурного наследия.

Первым значимым признанием заслуг Клавдии Ахметовны стало присвоение в 1983 году ей звания заслуженного работника культуры Северо-Осетинской АССР. Спустя пять лет ее талант получил новое признание - она была удостоена звания народной артистки Чечено-Ингушской АССР. Это стало свидетельством глубокого влияния ее творчества на культурную жизнь республики.

В последующие годы список почетных званий Клавдии Евлоевой продолжил пополняться. Она получила звание народной артистки Республики Ингушетия, а вершиной официального признания стало звание заслуженной артистки России, подтвердившее ее статус выдающейся представительницы народного искусства.

Помимо почетных званий в копилке достижений Клавдии Евлоевой немало и других наград. В частности, ей принадлежат лавры лауреата VI Артиады народов России. В номинации «Хореография. Лига мастеров. Гильдия профессионалов» она продемонстрировала высочайший уровень мастерства, заслужив признание экспертного сообщества и зрителей.

На каждом этапе своего пути артистка оставалась верной избранному делу. Ее творчество - это синтез традиций и новаторства, глубокого проникновения в народную культуру и стремления к художественному совершенству. Она не только сохраняла наследие предков, но и обогащала его, передавая следующим поколениям неиссякаемый источник вдохновения и мудрости.

Клавдия Ахметовна активно формировала культурную среду, став созидателем и наставником. Она принимала непосредственное участие в создании хореографических ансамблей «Асса» и «Эрзи», взлелеяв их уникальный стиль и репертуар. Эти коллективы стали важными площадками для развития национальной хореографии. Евлоева была концертмейстером легендарного ансамбля «Вайнах» - ведущего танцевального коллектива Чечено-Ингушетии. Ее музыкальное сопровождение и художественное видение помогали раскрывать глубину и выразительность танцевальных композиций.

Одним из ярчайших проектов, созданных Клавдией Евлоевой, стал Государственный ансамбль народного танца «Ингушетия», которому вскоре предстояло знакомить с богатством и самобытностью ингушской культуры российскую и зарубежную публику. Еще одним детищем Клавдии Ахметовны стал родившийся в 1998 году Государственный фольклорный ансамбль песни и танца «Магас». Объединив вокальное и хореографическое искусство, этот коллектив явился ярким символом культурного возрождения Ингушетии. Между тем новые грани ингушской музыкальной традиции и мастерство игры на гармони открывал созданный ею ансамбль гармонисток «Сатта»…

Методы работы и художественные принципы Клавдии Евлоевой остаются ориентиром для новых поколений артистов. Она оставила неизгладимый след в истории национального искусства, доказав, что подлинное мастерство рождается из любви к своему делу и уважения к традициям.

В истории национального искусства нечасто появляются личности, чье творчество становится не просто страницей в летописи культуры, а целым пластом, определяющим ее развитие на десятилетия вперед. Именно такой фигурой для ингушского искусства и стала Клавдия Ахметовна.

Она сумела взрастить целую плеяду талантливых исполнителей, передав им не только технические навыки, но и собственную преданность ингушским традициями. Наставническая деятельность артистки стала прочным фундаментом для дальнейшего возрождения и сохранения уникального фольклорного наследия.

Клавдия Евлоева творчески переосмысливала достояние прошлого, создавая новые произведения, которые органично вплетались в канву национальной культуры. Особое место в ее творчестве занимал песенный жанр. Она написала более двухсот песен, положив на музыку стихи русских, ингушских, чеченских и арабских поэтов. Этот межкультурный диалог в ее творчестве не был случайным - он демонстрировал универсальность ингушской музыкальной традиции, ее способность впитывать и переосмысливать разнородные влияния, сохраняя при этом собственную самобытность.

Музыкальные произведения и хореографические постановки Клавдии Ахметовны Евлоевой обрели долгую жизнь и вошли в золотой фонд ингушского искусства. Они и сегодня остаются в репертуаре творческих коллективов, звучат на национальных праздниках и концертах, изучаются как образцы высокого художественного мастерства.

В 2022 году, ставшем Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, Республиканский Дом народного творчества Ингушетии издал репертуарную книгу Клавдии Евлоевой «Дахалда иллеш» («Пусть живут песни»), в которую вошли несколько десятков ее авторских музыкальных произведений. Ее работы продолжают находить отклик в сердцах людей, оставаясь актуальными и востребованными.

Клавдии Ахметовне удалось создать целостную систему передачи традиций, где фольклор не застывает в архаичной форме, а развивается, где национальное искусство обретает современное звучание, а молодое поколение получает ключ к пониманию своих корней. Это наследие еще долгие годы будет предметом изучения для исследователей, которые будут анализировать стилистические особенности ее музыкальных произведений, новаторские приемы в хореографии, методы педагогической работы и способы синтеза традиций и современности.

Артистка сумела прикоснуться к сокровенным струнам души своего народа, а потому и не угасает спустя годы после ее ухода народная любовь к ней. Для Клавдии Евлоевой искусство никогда не было способом достижения личной славы или материального благополучия. Служение национальной традиции, миссия по сохранению культурного кода народа и ответственность перед предками и потомками – таким было жизненное кредо этой неординарной личности.

Даже в самые сложные периоды она оставалась верна выбранному пути, продолжая работать с учениками, создавать новые произведения, искать пути для популяризации ингушского искусства. Эта ее непоколебимая верность высоким идеалам и сформировала основу народной любви - люди чувствовали искренность ее служения и отвечали взаимностью.

Она наглядно показала, как, обращаясь к истокам, можно говорить на языке национальной культуры так, чтобы он был понятен и близок современникам. Ее личный выбор по большому счету стал частью истории ингушского народа.

Народная любовь к Клавдии Евлоевой в наши дни проявляется в благодарных воспоминаниях тех, кто учился у нее лично, в энтузиазме молодых артистов, заново открывающих ее произведения, в стремлении сохранить как драгоценность ее богатейшее наследие.

Так и рождалась настоящая легенда - не из громких слов, а из непреходящей ценности сделанного, из поступков, продиктованных любовью к родной земле, из благодарности народа, из вдохновения, которое продолжает питать новые поколения. И пока это вдохновение живет, Клавдия Евлоева будет ориентиром для всех, кто продолжает ее путь сохранения и развития ингушской культуры.

Под занавес уходящего года в Ингушетии состоится V республиканский фестиваль исполнителей на национальных инструментах, посвященный памяти заслуженной артистки России Клавдии Ахметовны Евлоевой. Его организаторами выступают Министерство культуры и туризма Ингушетии и Республиканский Дом народного творчества и культурно-массовых мероприятий. Это многогранный культурный проект, выстроенный на трех ключевых принципах: сохранение, популяризация и развитие национального музыкального искусства.

Главная миссия фестиваля - сберечь и передать потомкам уникальное творческое наследие Клавдии Ахметовны. Через исполнение ее произведений, изучение авторского стиля и интерпретацию музыкальных идей фестиваль создает непрерывную связь между прошлым и настоящим. Ноты и мелодии оживают в руках новых исполнителей, сохраняя дух оригинального творчества.

Фестиваль, носящий имя выдающейся артистки, выступает важной коммуникативной площадкой, где встречаются разные поколения музыкантов. Здесь зрелые мастера делятся секретами исполнительского мастерства, а молодые таланты получают возможность продемонстрировать свои способности. Молодые исполнители погружаются в мир традиционной народной культуры, осваивают тонкости игры на национальных инструментах, учатся понимать и ценить музыкальное наследие ингушского народа. Так традиции становятся для многих частью личного творческого пути.

Этот музыкальный форум привлекает внимание широкой общественности и к уникальному творчеству Клавдии Евлоевой, и к ингушской музыке в целом, формирует аудиторию ценителей национального искусства и создает условия для профессионального роста музыкантов.

Богатейшее творческое наследие выдающейся артистки продолжает жить, радуя сердца людей и напоминая о том, что подлинная народная культура - это непрерывающаяся связь времен, поколений и душ.

Подпишитесь на электронную газету

(PDF) версия еженедельной общенациональной газеты «Сердало» и получайте свежие номера не выходя из дома!

Подписаться
Вверх