Долгий путь к реабилитации
Как страна уходила от тяжелого наследия сталинизма
В своем недавнем обращении к жителям Ингушетии в связи с 30-летием Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул важность и историческую значимость этого гуманного акта.
«Принятие этого закона стало возможным благодаря усилиям, прежде всего представителей ингушского народа, — отметил он. — Осуждая массовые репрессии и преследования народов, как несовместимые с идеей права и справедливости, мы вместе с представителями других братских народов нашей многонациональной страны, а также выдающимися политическими, общественными и религиозными деятелями России добились торжества правды и справедливости».
Ингушскому народу, как и другим народам, подвергшимся сталинскому геноциду, пришлось пройти долгий путь лишений и нечеловеческих испытаний, прежде чем восторжествовала справедливость. О том, как проходил процесс реабилитации, мы поговорили с известным ученым-этнологом Борисом Харсиевым.
— Тоталитаризм вверг огромную страну в беззаконие по отношению к собственным гражданам. Тяжелейшее наследие той поры до сих пор дает о себе знать. В эти дни научная общественность Ингушетии, представителем которой вы являетесь, однозначно высказалась за полное и всеобъемлющее выполнения Закона «О реабилитации репрессированных народов»...
— Национальная интеллигенция всегда является носителем интересов народа, призвана отстаивать эти интересы, принимать боль и страдания народа. За годы сталинщины миллионы советских людей стали жертвами произвола, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Всего, по официальным данным, жертвами политических репрессий стали около 32 миллионов человек. Тяжелой оказалась участь ингушей и чеченцев. Бесстрастная статистика свидетельствует о том, что в ходе депортации и в новых местах расселения погибло 165276 ингушей и чеченцев. Это страшные цифры.
Надежда на реабилитацию жертв политических репрессий появилась только после смерти тирана и развенчания культа личности. Процесс реабилитации жертв политических репрессий в СССР начался в 1954 году, когда были отменены незаконные акты против переселенных народов и решения по политическим делам.
25 февраля 1955 года с трибуны XX съезда ЦК КПСС Н. С. Хрущев заявил, что вопиющими являются действия, инициатором которых был Сталин, и которые представляют собой грубое попрание основных ленинских принципов национальной политики Советского государства. Речь идет о массовом выселении со своих родных мест целых народов, в том числе всех коммунистов и комсомольцев без каких бы то ни было исключений. Причем такого рода выселение никак не диктовалось военными соображениями.
9 января 1957 года подписан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области». Однако, несмотря на то, что ЧИАССР была восстановлена, Пригородный район, вопреки целому ряду нормативно-правовых актов, принятых на высшем правительственном уровне РСФСР и СССР, остался в составе Северной Осетии. Реабилитированных граждан ингушской национальности не принимали назад, всячески препятствуя их возвращению в родные пределы.
16 — 19 января 1973 года в Грозном прошел массовый митинг ингушского народа с требованием восстановления попранных прав ингушского народа. Митинг был разогнан воинскими частями, а многие его участники были наказаны — уволены с работы, исключены из КПСС. В средствах массовой информации развернулась целая кампания по дискредитации требований ингушского народа и участников митинга.
— Тем не менее, январский митинг на грозненской площади им. Ленина продемонстрировал несгибаемую волю ингушского народа к государственности и готовность бороться за восстановление своих прав.
— Дело в том, что государственное образование в сознании ингушей всегда ассоциировалось с национальной безопасностью, с гарантией дальнейшего роста и перспективного развития народа. Именно поэтому на протяжении нескольких десятилетий ингушский народ добивался восстановления своей автономии, ликвидированной в угоду определенных политических интересов постановлением ВЦИК об объединении Чечни и Ингушетии 15 января 1934 года.
На борьбу за свои права у ингушей ушло много десятилетий. 9-10 сентября 1989 года в Грозном состоялся Второй съезд ингушского народа, обсудивший вопросы восстановления автономии ингушского народа. Он прошел на волне всеобщего патриотического подъема.
14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР принял Декларацию о признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав. В Декларации было заявлено следующее: «Варварскими акциями сталинского режима явилось выселение в годы Второй мировой войны из родных мест балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, немцев, турок-месхетинцев, чеченцев. Политика насильственного переселения отразилась на судьбе корейцев, греков, курдов и других народов.
Верховный Совет СССР безоговорочно осуждает практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление, противоречащее основам международного права, гуманистической природе социалистического строя.
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик гарантирует, что попрание прав человека и норм гуманности на государственном уровне больше никогда не повторится в нашей стране.
Верховный Совет СССР считает необходимым принять соответствующие законодательные меры для безусловного восстановления прав всех советских народов, подвергшихся репрессиям».
В последующем, в марте 1991 года, было принято Постановление Верховного Совета СССР «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией о признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».
— Мощная демократическая волна конца 80-х и начала 90-х годов прошлого века обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. На нашей памяти распад СССР и «парад суверенитетов» автономных образований РСФСР. Но одновременно с этим возникла и беспрецедентная консолидация интересов и сил всех репрессированных народов вокруг идеи закона о реабилитации.
— Следуя хронологии тех событий, напомню, что12 июня 1990 года I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РФ. При всей политической и экономической значимости для страны, Россия была той республикой, которую командно-бюрократическая система истощила особенно сильно.
Депутаты Верховного Совета РСФСР от Чечено-Ингушской АССР (а после — депутаты Федерального Собрания РФ) оказывали активную поддержку Ельцину на всех этапах его продвижения, вплоть до должности президента Российской Федерации. Целенаправленная деятельность депутатов всех уровней, а также различных представителей репрессированных народов по мобилизации сторонников демократического крыла Верховного Совета СССР, а затем и РСФСР, создали необходимые условия для принятия ряда нормативно-правовых актов государства, осуждающих сталинские репрессии против народов, а затем и Закона «О реабилитации репрессированных народов», принятого 26 апреля 1991 года. Этот закон дал бывшим народам — изгоям надежду на защиту их интересов в новом Российском государстве, определил понятие «репрессированные народы», виды реабилитации и признал незаконными и преступными все репрессивные акты против этих народов. Закон предусматривал возмещение ущерба, причиненного народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий.
Все величайшие сыны ингушского народа (вспомните Чаха Ахриева, Висангирея Джабагиева) всегда мыслили о государственности ингушей в составе России. К этому стремился и весь народ. 30 ноября 1991 года прошел всенародный референдум об образовании Ингушской Республики, на котором 90,7% населения Ингушетии высказались за республику в составе Российской Федерации, тем самым определив свою позицию по отношению к суверенитету нации и дальнейшему интеграционному развитию.
Получив перспективы для прогрессивного развития, ингушский народ успешно реализовал их в инициации и принятии закона, восстанавливающего национальную государственность. Мечта многих поколений обрела зримые черты 4 июня 1992 года, когда Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон № 2927-1 «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации». Принятию этого закона предшествовала огромная работа всех ингушей — от депутатов до рядовых граждан.
Новые тяжелейшие испытания, выпавшие в последующем на долю ингушского народа, наглядно продемонстрировали значение и важную роль национальной властной системы, а также способность народа к взаимодействию с государственной властью и её институтами.
— Как бы вы подвели итог нашего разговора?
— Я верю в мудрость ингушского народа. Подписав в 1770 году договор о добровольном единении с Россией, ингуши были и остаются верными данному слову. Благодаря общим усилиям, в 1992 году мы вернулись на самостоятельный путь своего развития в составе Российской Федерации. С той поры свои задачи по дальнейшему развитию государственного строительства, культурному росту, укреплению экономики, а также росту благосостояния населения Ингушетия способна решать сама, опираясь на помощь и поддержку народа и федерального правительства.
Реализация Закона «О реабилитации репрессированных народов» тоже во многом зависит от нас, от наших согласованных шагов и совместных действий в рамках российского правового поля.