Красивый голос и красивые песни
Ко дню рождения народной артистки Республики Ингушетия Хадишат Ахциевой

Хадишат Ахциева — имя, которое для многих звучит как эталон уникального творческого пути, где переплелись академическое мастерство и народные традиции. Её голос, многогранный и завораживающий, украшение ингушской музыкальной и песенной культуры. Она певица, выразившая душу целого народа в одном голосе. Эмоциональная насыщенность её исполнения превращает песни не просто в музыкальные произведения, а в истории о жизни, в которых каждый слушатель может найти частичку своей судьбы.
Хадишат Ахциева родилась 28 января 1959 года в Алма-Ате. С детства она проявляла неподдельный интерес к музыке, а её первые «концерты» прошли во 2 классе родной школы под руководством известного музыканта Мадинат Магометовны Яндиевой. Именно она вовремя разглядела талант будущей певицы.
Хадишат всегда находилась в центре культурной жизни города Малгобека: выступала на городских и республиканских смотрах художественной самодеятельности, солировала в Доме пионеров, в глубине души мечтая о большой сцене. Однако её путь оказался тернистым.
Быть первым в любом деле всегда непросто, особенно в искусстве, которое в строгих рамках ингушского уклада считалось скоморошеством. Но ведомая внутренней миссией и силой характера, Хадишат Ахциева преодолела все трудности, став первой профессиональной певицей своего народа.
Будучи студенткой Чечено-Ингушского музыкального училища, она заявила о себе как о перспективной артистке. Те годы стали временем первых профессиональных шагов, гастролей, временем, когда её голос стал звучать по всей Чечено-Ингушетии. Она исполняла арии из опер Верди, Беллини, Перголези, Римского-Корсакова, Чайковского и Глинки, заставляя неприученных слушателей замирать в ожидании каждой следующей ноты. Её голос, обладающий характерной для оперной певицы глубиной и мощью, передавал самые сложные драматургические эмоции, будь то страсть Кармен (Жорж Бизе) или трагизм Джульетты (Винченцо Беллини). Эти произведения оставили глубокий след в её музыкальном стиле и стали основой академического репертуара.
Дарование юной артистки не осталось незамеченным на Гостелерадио Чечено-Ингушской АССР. Тогдашний музыкальный редактор радиокомитета Хава Абадиева пригласила Хадишат записать с инструментальным оркестром ингушские песни: «Лунный вечер» (сл. Ю. Чахкиева, муз. А. Хамхоева), «Ингушский вальс» (сл. и муз. А. Хамхоева), «Красивые глаза» (сл. и муз. А. Мякиева), «Старинная девичья песня» (сл. и муз. народ., обработка Н. Иржанского). Годы спустя были записаны и другие произведения, такие, как «Твои глаза» (сл. А.-Г. Угурчиева, муз. Ю. Долгова), «Журавли» (сл. С. Чахкиева, муз. А. Шахбулатова), «Назрановский вальс» (сл. Г. Гагиева, муз. Р. Паскаева).
После окончания училища Хадишат Ахциева вернулась в родной город, где работала сначала хормейстером, а затем и директором городского Дворца культуры «Октябрь». Позже она занимала должности инспектора отдела культуры Малгобекского горисполкома ЧИАССР и старшего методиста Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительской работы.
В 1988 году певица познакомилась с музыкантом Мадиной Инаркиевой, которая собрала бесценный фонд ингушских песен. Творческий эксперимент с народной музыкой стал для Хадишат непростым вызовом: академическая выучка входила в противоречие с фольклорной традицией. Однако переход к народному репертуару стал закономерным этапом её творческого пути. Академическая строгость и народная душевность объединились в её исполнении, создавая нечто большее. Эта работа по исполнению и академической интерпретации исчезающих народных песен превратилась в настоящий акт культурной реконструкции.
В те же годы при поддержке режиссера ТВ Раи Евлоевой на Гостелерадио были записаны две концертные программы, где Хадишат Ахциева исполнила 16 народных песен под аккомпанемент Мадины Инаркиевой. Их удачный творческий союз «реанимировал» угасающее музыкальное наследие ингушского народа. Параллельно с тем Хадишат записала на радио песни композитора Евы Мальсаговой, ставшие впоследствии народными хитами («Малх илли Яндаре», «Мехка илли», «Хьа ц1и»).
В начале 90-х певица работала солисткой-вокалисткой инструментального ансамбля Гостелерадио Чечено-Ингушской АССР. Записала две новые песни – «Колыбельная» (сл. А. Хамхоева, муз. К. Хрисаниди), «Песня девушки» (сл. А-Г. Угурчиева, муз. Ю. Долгова). Однако военные события в Грозном оборвали ее певческую карьеру. В одночасье некогда процветавший город превратился в руины, похоронив с собой творческие труды и планы Хадишат Ахциевой.
В 1996 году певица оказалась в Ингушетии, где ее взяли на должность артистки высшей категории в Государственную филармонию им. А. Хамхоева, откуда она в дальнейшем перешла в коллектив Государственного ансамбля песни и танца «Ингушетия». На Родине ее дарование было высоко оценено. Она заслуженная артистка Республики Ингушетия (1997), лауреат первой премии «Золотая лань» Министерства культуры Республики Ингушетия (1998), народная артистка Республики Ингушетия (2007).
Феномен этой легендарной певицы заключается в способности интуитивно находить суть каждой песни и воплощать её в музыке с такой искренностью, что каждое произведение становится личной исповедью. Именно эта связь с песней и благородный стиль исполнения делают её творчество уникальным.
Репертуар Хадишат Ахциевой включает более ста песен, каждая из которых несёт в себе отпечаток вековой истории ингушского народа. Сегодня она является членом Гильдии академического исполнительства Российского музыкального союза, активно консультирует музыкальные и методические организации по вопросам музыкального и песенного творчества, готовится перезаписать свой репертуар.
Ислам АХЦИЕВ