Общенациональная газета
Республики Ингушетия

Светлые тайны ингушских орнаментов

Ковроделие у ингушей с древних времён считается одним из главных промыслов

Изготовлению ковров отдавали особое предпочтение в нашем народе. Этому мастерству учились практически во всех семьях, знания передавались от матери к дочери. Однако в каждом доме у мастериц имелась оригинальная техника плетения. Ковёр для своего приданого горянка изготавливала собственным руками, таким образом невеста давала понять, что станет хорошей хозяйкой.

Наш народ перенес огромные трудности, из-за которых культура не раз страдала, но, к счастью, люди, болеющие за судьбу народа, всегда были и будут, их по праву можно считать героями. В их числе и разносторонне развитый Хаджи-Бекир Ахриев — выпускник Строгановского училища, директор Краеведческого музея, работник газеты «Сердало», автор картин «Моление на Столовой горе», «Лечение психбольного», пьесы «Зара», создатель зарисовок для первого ингушского театра и альбома «Ингушские орнаменты.1924 года».

В альбом вошли 43 работы, всех, кому довелось видеть картины, поражает глубокий смысл их содержания. В первое мгновение, взглянув на ковер из альбома, может промелькнуть мысль «ничего особенного». Но стоит внимательно присмотреться и тут же открывается тайное значение узоров. Ингуши, как и все народы мира, имели ассоциации: оленей связывали с изобилием, солнцем, шипы — к беде, бараньи рога — к удаче. Некоторые вещи в работах Хаджи-Бекира Ахриева несут двойной смысл, так, к примеру, кувшин означает благополучие и в то же время даёт понять, что в этом населённом пункте было распространено ремесло по созданию таких сосудов. На другой работе солярный знак пересекается с рогатыми орнаментами, смысловое значение — пусть будет сопутствовать благо. А на ковре, нарисованном художником в селении Буро (Владикавказ), внимание привлекают шипы, они говорят о чужаке, который находится рядом.

Стоит отметить, что Хаджи-Бекир, закончив работу, не вносит никаких изменений. В 1917 году после окончания училища приехал на родину, и сразу приступил к творческой деятельности. Работы Х-Б. Ахриева того времени не только на тему природы, но и про события в стране: политические движения, свержение монархии, революция и гражданская война. В скором времени многие археологи и учёные заинтересовались работами молодого таланта. Так его приглашают в научные экспедиции в Горную Ингушетию. Первая экспедиция для Ахриева Хаджи-Бекира состоялась в 1920 году. За годы кропотливого труда он побывал во всех ингушских селениях и собрал огромное количество информации о быте, культуре и истории народа.

В альбоме «Ингушские орнаменты.1924 г.» есть ковры с села Чермен (Мочкъий-Юрт), Насыр-Корт (Наьсаре), Владикавказ (Буро) — 3 картины, Гамурзиево (Дошлакъий-Юрт) — 5 картин. Автор смог распределить орнаменты исходя из того, что больше свойственно тому или иному селению. Какие-то символы больше повторяются на коврах Насыр-Корта, другие на работах, сделанных в селении Дошлакъий-Юрт (Гамурзиево). В альбоме имеются ковры, подписанные по фамилиям — Льяновы, Ахриевы, а также несколько картин, не включенные в альбом.

Хаджи-Бекир посвятил всю жизнь созданию картин, основываясь на быте и жизни предков, а достойное поколение современности в лице Зейнеп Дзараховой трудится для сохранения культурного достояния народа. Зейнеп Дзарахова изучила всю биографию художника, узнала историю каждой картины альбома и написала исследовательскую статью. Этот альбом — проводник в историю, открывающий тайны культурного мира ингушей. Он получил хорошие рекомендации не только российских художников, но и учёных.

«Хочется отметить желание художника сохранить для истории эти объекты и его направления в художественно-научном изыскании коврового искусства, в частности орнаменты, его символики, цвета и геометрического ритма.

Такие работы на многие годы будут служить нам уроком, и сохранять тайну между эпохами развития многих культур, государств и народов.

Работы, выполненные художником Ахриевым, являются ценными историческими материалами и имеют художественную, документальную, историческую ценность», — отмечает Олег Леонов, заслуженный художник РФ, доцент МГ ХИ имени Сурикова, академик Российской академии художеств.

К работе «Ингушские орнаменты.1924 г.» рецензию составил доктор исторических наук, научный сотрудник главной категории Отдела Кавказа и Средней Азии Владимир Дмитриев: «Настоящий альбом представляет собой уникальный обширный и фундированный свод сведений об орнаментике ингушских узорных войлоков, обработанный с превращением его в готовый этнографический источник».

Трудолюбие Зейнеп признают и ее коллеги, люди, с которыми она работает для блага всей республики, среди них рецензент Руслан Сагов: «Я был свидетелем многолетней работы. Это состоятельная объемная статья, в которой действительно проводится исследовательская работа», — подтвердил рецензент.

Сама этнограф считает нахождение альбома особенным событием для всех представителей народа: «Спустя 100 лет обнаружили легендарные работы, — это чудо. Я связываю данное событие со столетием ингушского языка», — радостно делится Зейнеп Дзарахова.

Наш мир меняется, жизнь не стоит на одном месте, однако культура является вечным источником знаний об истории народа. О таких людях, как Хаджи-Бекир Ахриев, будут помнить в народе всегда.

Подпишитесь на электронную газету

(PDF) версия еженедельной общенациональной газеты «Сердало» и получайте свежие номера не выходя из дома!

Подписаться