Преемственность традиций
Культурное наследие Ингушетии привлекает внимание современных исследователей
Тамила Хутиева, методист отдела этнографии Республиканского Дома народного творчества Ингушетии им. заслуженной артистки России К. А. Евлоевой стала участницей Всероссийского круглого стола «Традиционные ценности народной культуры как фактор сохранения и единения современной России». Приглашение принять участие в этом мероприятии она получила, став победительницей Всероссийского просветительского и образовательного смотра-конкурса «Национальные головные уборы народов России».
«Программа круглого стола включала в себя обсуждение языковой и культурной политики, а также вопросов, связанных с национальной идентичностью. Кроме того, в ходе круглого стола были рассмотрены результаты переписи последнего года. Мероприятие прошло интересно и с пользой для всех его участников», — рассказала Тамила Хутиева Общенациональной газете «Сердало».
Как уже писала наша газета на смотр-конкурс «Национальные головные уборы народов России», который был объявлен Центром культуры народов России Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова в начале лета прошлого года, принимались авторские работы сразу в нескольких номинациях.
Тамила Хутиева остановила свой выбор на предоставленной организаторами конкурса возможности порассуждать о духовных смыслах и преемственности традиций, используя при этом этнографический материал — имеющие свою историю мужские, женские или детские головные уборы. В своем эссе, сопровожденном интересными фотографиями и иллюстрациями, Тамила обратилась к курхарсу — традиционному головному убору ингушских женщин, получившему распространение в древней и в средневековой Ингушетии. Глубоко разработав выбранную тему, по общему решению компетентного жюри она стала лауреатом конкурса.
«Авторитетные исследователи справедливо относят курхарс к индивидуальным чертам ингушской культуры позднего средневековья. У других кавказских народов, включая чеченский, такой головной убор не обнаруживался. Первые сведения о курхарсе датированы в письменных источниках 1638 годом. Е. И. Крупнов считал, что курхарс ингушские женщины носили в XV — XVII вв. Однако устная традиция свидетельствует, что ингушские женщины-горянки продолжали носить его во время религиозных праздников до конца XIX века.
Чаще всего основу курхарса изготавливали из войлока или кожи иранского происхождения. Сверху головной убор обделывали в два слоя богатыми тканями — шелком, атласом или парчой, выкрашенными в красный цвет. На лобной части крепились серебряные бляшки. К основанию курхарса прикрепляли орнаментированный кусок материала, который, по-видимому, прикрывал затылок. Снизу и с боков декорировали широкими лентами с золотым шитьем и серебряными цепочками ручного плетения в четыре ряда. Курхарсы носили вместе с височными кольцами.
Есть версия, что серебряная бляха на лобной части курхарса символизировала солнце. Она была гладкой, реже имела фигурную форму. С помощью тканных орнаментированных лент, пришитых к основанию убора, он завязывался на шее. Носить курхарс могли только незамужние девушки и девочки-подростки. Как только женщина выходила замуж, ее головной убор заменялся обычным платком», — рассказывает Тамила Хутиева.
Методист Республиканского Дома народного творчества оказалась не единственной представительницей Ингушетии, принимавшей участие во Всероссийском просветительском и образовательном смотре-конкурсе «Национальные головные уборы народов России». Вместе с Тамилой Хутиевой в нем заявила о себе молодая учительница истории и обществознания Магасской школы № 2 Марем Ганижева. Она стала дипломантом конкурса и намерена продолжить свои исследования и дальше.
Между тем в Доме народного творчества Ингушетии планируют восстановить технологию изготовления курхарсов. Это станет еще одним шагом в возрождении и сохранении богатейшего культурного наследия ингушского народа.