Тайны ингушского орнамента
Мастерская «Истинг» Дома народного творчества Ингушетии открыла новый сезон
В мастерской национального войлочного ковроделия «Истинг», которая на протяжении многих лет плодотворно работает в стенах Республиканского Дома народного творчества Ингушетии им. заслуженной артистки России К. А. Евлоевой, стартовал новый сезон. Позади остался период летних каникул и отпусков, а значит, наступила пора с новыми силами приниматься за дело.
«На свою первую встречу в новом сезоне мы собрались с мастерами старшей группы. Они уже несколько лет посещают занятия в нашей мастерской, и каждая из них уже имеет свою историю. Многие из них, блестяще освоив все секреты этого древнего промысла ингушского народа, являются к настоящему времени авторами интересных ковровых композиций и хорошо известны в республике. Это Лейла Колоева — судья в отставке, Мадина Умарова — бывший работник торговли, Мадина Медарова — директор музыкальной школы города Назрани, Зарема Мальсагова — талантливый ингушский композитор, Мелиса Маматова — гармонистка Государственного ансамбля народного танца «Ингушетия», Тамара Харсиева и Мадина Имагожева — мастера рукоделия, а также наши другие давние друзья», — рассказала Общенациональной газете «Сердало» руководитель мастерской «Истинг», этнограф, доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова.
Участницы встречи вновь с удовольствием обратились к альбому «Ghalghaj gharchoz. 1924» («Ингушские орнаменты. 1924»). Напомним, что в этом альбоме, переизданном ограниченным тиражом уже в наши дни, собраны зарисовки почти семи десятков национальных ингушских ковров-истингов из разных концов Ингушетии, сделанные ингушским художником Хаджи-Бекиром Ахриевым. Эта уникальная работа была создана по итогам масштабной этнографической экспедиции, проведенной в начале двадцатых годов прошлого века.
«Каждое прикосновение к философии орнаментального войлочного коврового искусства ингушей всегда дарит ощущение чего-то нового и интересного. Я принесла на первое в новом сезоне занятие увеличенную копию альбома «ГӀалгӀай гарчож. 1924». В живом общении у всех участниц нашей встречи была возможность поделиться своими рассуждениями о древнем промысле ингушей, рассказать о своих впечатлениях и эмоциях», — говорит Зейнеп Дзарахова.
Все мастерицы принесли в этот день в мастерскую «Истинг» свои начатые дома ковровые композиции. Так за общим столом, в приятном общении они и продолжили свою работу, обмениваясь друг с другом какими-то мыслями и планами. Приятную атмосферу создавала для своих подруг Мелиса Маматова, увлекая их в чарующий мир национальной ингушской музыки. Таким образом, время пролетело незаметно, а затем общение единомышленниц продолжилось за столом, украшенным национальными блюдами.
Следует отметить, что мастерская «Истинг» встречала ковродельщиц на сей раз в обновленном виде. Теперь она оформлена в стиле старинного ингушского дома. Центральное место здесь занимает горский очаг. Войлочные ковры на стенах, треножный стол с треножными же стульями, другие предметы быта вековой давности, кухонная утварь и различные орудия труда, дошедшие до наших дней из седой старины — все это в целом рождает самые проникновенные ноты канувших в прошлое веков и не оставит равнодушными тех, кто сердцем тянется к истории своего народа и к его прошлому.
«Особый интерес вызвали манекены со старинными платьями и шалями. Знакомясь с этой коллекцией, участницы нашей встречи высказались за то, чтобы приглашать в мастерскую «Истинг» и талантливых портних, которые смогли бы воссоздать старинные наряды ингушских красавиц», — делится Зейнеп Дзарахова.
Между тем, уже с 1 сентября мастерская «Истинг» возобновляет свои занятия и одновременно начинает набирать новых учениц. Все желающие освоить орнаментальное войлочное искусство ингушского национального ковроделия уже сейчас могут обратиться в Дом народного творчества Ингушетии.