Математика сердца
Педагогическая миссия Тамары Узиевой
В Ингушетии живут и трудятся представители разных национальностей, внося достойный вклад в развитие республики. И хотя, безусловно, каждый человек уникален, многие видят свою судьбу в тесном переплетении, слиянии с судьбой их общего дома, общей Родины. Тамара Казбековна Узиева (до замужества Кундухова) не решилась покинуть край, в котором родилась и выросла, даже в период так называемого осетино-ингушского конфликта. Она не предала Ингушетию, а Ингушетия не предала ее. Ингушские дети, ее ученики, всегда видели в ней не человека другой национальности, а надежного старшего друга, живущего их заботами и интересами.
Первые университеты
В любом деле встречаются как заурядные ремесленники, так и вдохновенные творцы. Все зависит от человека, который этим делом занимается. От его личности, от внутренних качеств, присущих ему. Хорошо, если это те качества, что никогда не падают в цене. Ведь только имея прочный фундамент, первые основы которого, безусловно, закладываются с самого детства, человек обретает возможность совершенствоваться, накапливать полезный опыт и, в конечном итоге, достойно служить своей миссии. В противном случае не избежать трагедии, чье присутствие так ощутимо за нейтральным выражением «не удалась судьба».
Тамара Казбековна Узиева, школьный учитель математики из города Малгобека, свою судьбу не корит. На каждом отрезке собственной педагогической биографии у нее была возможность проверить и понять, на своем ли месте она находится. Ну а если смотреть со стороны, то, наверное, только рядом с такими людьми становится до конца понятным глубинный смысл и самая сокровенная суть золотого правила: чтобы все получать от жизни, нужно все отдавать другим...
Жизненная стезя Тамары Казбековны была предопределена заранее. Собственно, этот вопрос — кем быть? — перед ней и не вставал никогда. С самого раннего детства она мечтала только об одном — во всем быть похожей на маму. И твердо знала, что обязательно станет учителем.
Когда в далеком 1951 году Бадина Доева, вчерашняя студентка Северо-Осетинского государственного пединститута, получила направление в Малгобек, подружки, провожавшие ее из родного села Гизель, не скрывали своей зависти. «Повезло тебе, — говорили они, — будешь жить и работать в городе». А Бадину предстоящий неблизкий путь немного пугал. Поэтому она облегченно вздохнула, когда вместе с ней в дорогу засобиралась мать.
Город оказался совсем не таким, каким его представляла себе молодая учительница. Они уже подходили к указанной в ее документах школе, а вокруг все еще попадались крытые камышом, неказистые домишки, совсем не похожие на нарядные особняки города Орджоникидзе. Это было, пожалуй, первое разочарование в ее жизни. Первое и последнее. Потому что вскоре Бадину целиком захватила работа, которую она полюбила всем сердцем, а город, чей облик менялся на глазах, быстро стал для нее родным.
Тем временем многие гизельские парни добивались расположения Бадины, засылая сватов в родительский дом девушки. Но выбор своевольной красавицы оказался неожиданным для многих. Из всех выгодных партий она предпочла Казбека Кундухова, парня из раскулаченной семьи, совсем недавно вернувшейся из ссылки. Прежде эта семья владела пчелиной пасекой и, попав в число зажиточных, оказалась репрессированной.
Ко времени знакомства с Бадиной Казбек работал инструктором в райкоме комсомола, и открывавшиеся перед ним перспективы казались безоблачными. Но хорошая карьера, маячившая на горизонте, совсем не прельстила парня. После свадьбы он без всякого сожаления оставил работу и отправился в город нефтяников. В Малгобеке, где в те годы царила романтика труда и подъема, молодой и крепкий парень быстро нашел применение своим силам. Молодоженам вскоре выделили отдельное жилье, и они вместе принялись обустраивать свой домашний очаг.
Судьба еще не раз проверяла на прочность этот брак. Целых пять лет в доме Бадины Алексеевны и Казбека Магомедовича Кундуховых не были слышны детские голоса. А когда на свет, наконец, появился их первый ребенок, это оказалась девочка.
Казбек, мечтавший о первенце-сыне, был немало огорчен. Как утверждают семейные хроники, поначалу он даже не захотел видеть свое новорожденное чадо и отвернулся от жены, возвратившейся из больницы, всем видом демонстрируя явное разочарование. Бадина Алексеевна, уложив маленькую Тому в кроватку, вышла из комнаты...
Спустя какое-то время, она услышала за стеной голос мужа. Его оживленный разговор заставил примерную жену поспешить навстречу предполагаемым гостям. Казбек Магомедович так и не заметил, как она появилась на пороге за его спиной. Склонившись над люлькой, он был увлечен общением со своей дочерью, которая подавала отцу какие-то непонятные звуки...
В этой счастливой семье потом появится и долгожданный сын Владимир, и еще две дочери — Людмила и Светлана. Удачный во всех отношениях брак продлится два десятка лет. И до самого последнего дня Казбек Магомедович, рано ушедший из жизни, будет боготворить свою жену и безмерно любить детей, посланных ему Всевышним.
Подрастая в семье, где взаимное уважение было непреложным правилом жизни, дети, согретые родительским теплом и заботой, получали первые важные жизненные уроки. Эти уроки, преподанные взрослыми в очень деликатной форме, никогда, ни при каких обстоятельствах не принижали их чувства собственного достоинства. Дети росли свободными по духу людьми, учились открыто мыслить и безбоязненно отстаивать свою правоту. Им не приходилось стесняться своих суждений, даже если эти суждения не всегда оказывались верными. Так было поставлено воспитание в семье. Родители, сами еще очень молодые, прекрасно понимали, что всегда лучше ошибиться в чем-то малом, чтобы потом, сделав правильные выводы, избежать уже более серьезных ошибок.
Сегодня Тамара убеждена, если ей и удалось добиться в жизни какого-то успеха, то в этом ей помогли первые университеты, пройденные в период взросления.
Легенда озера Казеной-Ам
В 1976 году, после окончания Малгобекской средней школы № 9, Тамара Кундухова вместе со своими одноклассниками, решившими штурмовать вузы тогдашней столицы Чечено-Ингушетии, отправилась в Грозный. Ее выбор пал на госуниверситет им. Л. Н. Толстого. Успешно пройдя экзамены, она стала студенткой физико-математического факультета. Тамара с головой ушла в учебу, находя при этом время и для общественной работы. Пребывание в солидном вузе, каким являлся в те годы Чечено-Ингушский госуниверситет, открывало для этого большие возможности. Инициативность и задор юной девушки не раз трансформировались в интересные студенческие мероприятия, своими впечатлениями о которых потом еще долго делились ее однокашники. Таким образом, Тамару быстро заметили на курсе и на факультете. Позже она будет с удовольствием вспоминать годы студенчества. Ведь они вместят в себя и встречи с интересными людьми, и ту радость узнавания жизни, без которой невозможно постичь всю красоту и неизведанность окружающего мира. Юношеские годы тем и замечательны, что в это время человек жадно впитывает в себя светлые тона самого существования. Ведь, к сожалению, лишь немногие из нас и к зрелым годам сохраняют умение видеть в суете буден поражающее обилие красок мироздания.
А жизнь дарила им массу впечатлений и открытий. В составе университетского студстройотряда Тамара побывала на Алтае, участвовала в обустройстве Грозненского аэропорта, побывала в самых живописных уголках республики. Маршруты неуспокоенной юности привели однажды ребят на озеро Казеной-Ам, укрытое высоко в горах. Дорога в эту часть Веденского района пролегает через село Харачой, знаменитое тем, что здесь когда-то родился герой народных сказаний, отважный абрек Зелимхан.
В советские времена на Казеное находилась база сборной СССР по академической гребле. И все же люди сохранили здесь заповедный рай. В чистейшей воде озера, питают которое многочисленные подземные ключи, живым серебром плескалась форель, а в хрустальном воздухе разливался чарующий аромат горного разнотравья. Студенты Чечено-Ингушетии возводили в этом сказочном месте гостиничный комплекс.
Тамаре навсегда запомнилась легенда, связанная с озером Казеной-Ам и услышанная ребятами из уст местных жителей. В стародавние времена, говорилось в легенде, на месте, где сейчас находится озеро, существовало богатое село. Но люди, жившие в нем, отличались от своих соседей крайней скупостью. Позабыв законы горского гостеприимства, они всегда отказывали обращавшимся к ним за помощью. Даже утолить жажду в жаркий день нельзя было в этом селе.
Случилось так, что однажды ночью непогода застала здесь одинокого путника. Тщетно искал он крова над головой — никто не пускал его на порог. И только где-то на окраине села перед ним открылась дверь маленького домика, словно случайно оказавшегося по соседству с добротными жилищами. Встретившая его многодетная женщина, чьи дети легли спать той ночью голодными, сказала: «Мой дом мал и беден, в нем нет еды, но найдется место для человека, попавшего в беду».
Перед рассветом ночной гость разбудил приютившую его семью: «Собирайтесь, нам нужно немедленно уходить отсюда. Скоро это село навсегда исчезнет с лица земли».
С первыми лучами солнца, когда женщина и ее спасенные дети были уже далеко, из-под земли, на которой стояло их село, вдруг забила вода. Она быстро прибывала и вскоре поглотила все вокруг. Так были навсегда погребены человеческие пороки, осквернявшие эту прекрасную землю...
Светлая грусть гитарных переборов, аромат ухи, смешанный с запахом дыма, долгие задушевные разговоры и горячие диспуты у костра, искры которого, взмывая ввысь, растворяются в синих сумерках... Немало лет минуло с тех пор, но и сейчас к Тамаре Казбековне возвращается порой романтика того счастливого времени. И сразу же возникают в памяти лица друзей, ныне разбросанных по разным городам и селам. Вспоминаются — как строгий наказ из прошлого! — слова общей клятвы: быть достойными людьми и идти по жизни честно.
Шаги в профессию
Незаметно пролетели годы учебы в университете. И вот уже, попрощавшись с альма-матер, в 1981 году Тамара Кундухова вернулась в свою родную Малгобекскую школу. Впервые переступая ее порог в новом качестве, недавняя выпускница ЧИГУ помнила слова матери, сказанные накануне вечером: «Если ты когда-нибудь обидишь ребенка, знай, что тебе нет места в школе».
В то время в СШ № 9 собралась команда сильнейших педагогов, чьи имена были у всех на слуху: Иван Андреевич Марышев, Любовь Михайловна Пересадько, Михаил Никанорович Беляев, Валентина Ивановна Камышенко, Алексей Филиппович Пашков, Валентина Григорьевна Сирикина. Рядом с такими, безусловно, талантливыми людьми было бы непростительно оставаться учителем слабым и посредственным.
Впрочем, моя героиня от подобной участи была застрахована. Высокую планку поставила перед ней ее мать — Бадина Алексеевна Кундухова. Преподаватель немецкого языка, она отдала учительскому труду более сорока лет и всегда оставалась для дочери лучшим примером для подражания. Бадины Алексеевны уже давно нет в живых, но светлая память о ней и сегодня сохраняется в сердцах ее благодарных учеников. А для дочери она и вовсе стала эталоном верного служения избранному делу.
За написание своей собственной педагогической поэмы Тамара Казбековна взялась со всей присущей ей ответственностью и энергией. Правда, это привело к неожиданному результату — на одном из ближайших пленумов городской комсомольской организации она была избрана секретарем ГК ВЛКСМ. И пришлось Тамаре, как говорили в те времена, «проявить сознательность» и принять новый поворот судьбы. Хотя уходить из школы ей совсем не хотелось.
Конечно, работа в комсомоле тоже была интересной и, более того, вполне по плечу такой активной общественнице, каковой всегда являлась Т. Кундухова. Но все же, надолго становиться комсомольским функционером она не собиралась — слишком уж привлекал ее учительский труд. Да и связанные с новой работой многочисленные поездки по республике и стране со временем стали почти невозможны — вскоре Тамара вышла замуж, и нужно было посвящать все больше времени собственной семье. Ведь не случайно и мужа она выбрала из рабочей среды. А. А. Узиев был человеком серьезным и основательным, прошел трудовой путь от сварщика до главного инженера. За всю его жизнь о нем, обладателе доброго и веселого нрава, никто не отозвался плохо.
В 1984 году Т. К. Узиева вернулась в родную учительскую стихию. Ей довелось поработать в разных школах Малгобекского района. И везде ее способности и педагогический талант находили достойное применение. Когда в канун 8 марта завуч одной из школ установил в холле почтовый ящик, в который любой желающий мог опустить записку с пожеланиями в адрес любимой учительницы, наибольшее количество записок было предназначено Тамаре Казбековне. Она бережно сохранила их. И сегодня, когда на душе становится муторно, эти бесхитростные детские признания в любви помогают ей преодолеть минутную слабость.
Счастливая учительская судьба подарила ей главное — осознание того, что какая-то частичка ее собственной души растворилась в сердцах сотен мальчишек и девчонок. Знать, что движение твоей души находит живой отклик, видеть, что ты любим и востребован теми, кто необъяснимо чутко различает правду и ложь, — ни с чем не сравнимая награда для учителя.
Для Т. К. Узиевой каждый ученик — целая Вселенная, к которой еще нужно подобрать ключ. Однажды в учительской стала свидетельницей разговора коллег об одной ученице. «Она совсем не хочет учиться», — бросил кто-то в сердцах. Тамара Казбековна немало удивилась: на ее уроках эта девчонка выступала в роли неизменного лидера. Но, полистав затем классный журнал, убедилась в правоте учителей — по другим предметам ученица едва перебивалась с двоек на тройки.
— Я была удивлена еще больше, — рассказывает Т. К. Узиева. — Мне показалось странным, что ребенок, хорошо усваивающий математику, не в состоянии проявить себя, скажем, на уроках истории или литературы. После очередного занятия в этом классе я попросила девочку ненадолго задержаться. Когда наш с ней разговор завершился, я сказала, что теперь буду следить за ее успехами, и каждый день в конце занятий мы вместе станем подводить итоги. Очень скоро наши ежедневные встречи принесли свои плоды — через какое-то время девочка стала успевать по всем предметам. Хорошо окончив школу, она в том же году поступила в институт.
Продолжаться в своих учениках
Тамара Казбековна много лет проработала в Малгобекской средней школе № 9, в стенах которой, до боли знакомых и близких, когда-то прошли ее школьные годы. В этих стенах творила свою педагогическую биографию ее мама и потому Тамара остро чувствовала их особенную ауру. Так день вчерашний находил свой отзвук в настоящем. Так рождалось трепетное и ответственное отношение к своему делу. Позже какое-то время Тамаре довелось поработать и в Чечне. Система образования соседней республики, восстанавливавшаяся в ту пору после пожарищ войны, многим обязана подвижничеству таких учителей...
Учительское призвание вело Тамару по жизненной дороге, которая отнюдь не всегда была усыпана розами. Для того чтобы достигнуть главных высот, ей пришлось пойти в свое время на какие-то издержки, пережить разочарования и многое переоценить. Но, наверное, только в таком горниле и рождается совершенство, куется счастливая человеческая судьба. Учительское счастье, оно ведь и не может быть легким. Не зря оно даруется тем, кто достойно прошел все испытания и трудности.
Фотографии бывших учеников хранятся у Т. К. Узиевой вперемежку с фотографиями родных. И это немаловажный показатель ее отношения к ним. В каждом своем ученике она всегда видела что-то особенное, подмечала самое важное, не упуская даже маленькие штрихи характера.
Возможно, Тамара Казбековна и сейчас продолжала бы трудиться в школе, отдавая себя без остатка любимой профессии, но в последнее время стало сильно подводить здоровье. Покинув однажды школьный класс, она не осталась в одиночестве. И не только собственные дети скрашивают сегодня ее будни. Часто наведываются к своей учительнице ее бывшие ученики. Математика сердца, преподанная им когда-то, сегодня отражается в их поступках, в отношении к людям и, конечно, в отношении к своей школьной наставнице.
Не каждый учитель способен видеть в своем ученике личность, вести себя с ним на равных, как это делала Тамара Казбековна. Она не только учила, но и сама училась у этих ребят. Такое непосредственное общение с детством — удел избранных людей. Нередко она старалась убедить некоторых своих коллег, что нет ничего страшного в том, чтобы, к примеру, попросить прощения у ребенка. Это только разовьет в нем чувство справедливости, а вовсе не принизит, как кому-то кажется, авторитет учителя.
Позади остались десятилетия, когда она каждое утро, торопясь на работу, оставляла за порогом школы плохое настроение, усталость бессонной ночи, проведенной над школьными тетрадками, все семейные хлопоты и проблемы. Глядя на то, как она с неизменной улыбкой входила в класс, можно было подумать, что этот человек вообще не обременен какими-то заботами. А между тем дома ее ждали собственные дети, которые тоже нуждались во внимании. Их у нее трое — сын Джамбулат и дочери Залина и Бэлла.
Всегда остается в сердце Т. К. Узиевой место и для ее младших сестер и брата. Людмила живет во Владикавказе, Владимир — в Ставрополе. Рядом осталась только младшая сестренка. Светлана обосновалась в поселке Зязиков-Юрт, одном из самых молодых населенных пунктов Ингушетии. В 1984 году она вышла замуж за парня из большой и дружной ингушской семьи. Вместе с мужем Алиханом Котиковым они вырастили и воспитали четверых детей.
Нечастые встречи представителей рода Кундуховых, давших свои корни в Ингушетии, становятся для каждого из них настоящим праздником. Есть сестрам и брату о чем поговорить, что вспомнить. Они родом из безоблачного детства, и хотя каждый из них теперь обременен собственными жизненными проблемами, семейные связи для них по-прежнему важны. Т. К. Узиева, как и раньше, чувствует свою ответственность за младших, а те в свою очередь безгранично уважают и любят ее. Для них она и сейчас — непререкаемый авторитет и самый лучший советчик. В этом, как мне кажется, еще одно проявление ее педагогического таланта, давно уже признанного окружающими.
Наверное, любой педагог знает, что если полностью отдаваться делу, то на себя времени уже не хватает. Конечно, человек устает от такого ритма жизни. И нужно быть по-настоящему одержимым какой-то глобальной идеей, чтобы каждый новый день начинать словно с чистого листа — ведь в работе с детьми помарки недопустимы... Зато такое самопожертвование дает учителю возможность продолжаться в своих учениках.
В жизни всегда можно выбирать то, что действительно необходимо тебе, твоей душе — занимать активную позицию или быть простым созерцателем, ничего не пытаясь изменить. У Т. К. Узиевой есть еще одна веская причина надеяться, что свою педагогическую миссию она выполнила сполна. Несколько ее выпускников сегодня успешно работают в сфере образования и преподают математику новому поколению мальчишек и девчонок.