Общенациональная газета
Республики Ингушетия

Судьба и подвиг летчика-ингуша

Полет в вечность Мовлита Эсмурзиева

15.01.2023 16:44

Чем дальше уходят во времени последние залпы Великой Отечественной войны, тем зримее предстает перед нами великий подвиг советского народа, спасшего мир от коричневой чумы фашизма. Мужество и воля защитников родной земли, плечом к плечу вставших на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, приковывают к себе внимание нового поколения наследников Великой Победы. Мы не без гордости обращаемся к биографиям героев, к их ратным подвигам, к поступкам, наполненным высоким смыслом, и бережно храним в памяти эти бессмертные имена. В одном ряду с героями военного лихолетья стоят лучшие сыновья и дочери ингушского народа, которые непоколебимо верили в Победу и отдали ради нее свои жизни.

Нынешняя славная дата – 80-летие разгрома немецко-фашистских захватчиков в Битве за Кавказ – возвращает нас к событиям той поры, к судьбам героев, память о которых живет в народе. В их бессмертном ряду - летчик Мовлит Эсмурзиев, участник Малгобекской оборонительной операции. Ровно 16 лет назад Малгобеку, где вершил он свой подвиг, Указом Президента России было присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

Летом 1942 года стрелок-бомбардир 288-го ближнего бомбардировочного авиаполка, старший сержант Мовлит Асламбекович Эсмурзиев писал своим родным в Ингушетию: «На фронте все хорошо. Фашиста мы остановили и скоро прогоним. Часто вспоминаю слова отца. Отец, не горюй, я вернусь только с победой…» Это было его последнее письмо. Мовлит не уцелел в смертельном огне войны, он погиб, защищая мирное небо над Кавказом. Но сегодня его имя знает каждый ингушский мальчишка.

Коротким, но ярким был жизненный путь Мовлита. Он родился в 1916 году в селении Насыр-Корт, окончил школу в родном селе и поступил в железнодорожный техникум города Орджоникидзе. В дальнейшем судьба привела его в Белоруссию – в городе Могилеве началась трудовая биография этого молодого ингушского парня. По складу своего характера Мовлит Эсмурзиев был серьезным и ответственным человеком, а совсем скоро ему предстояло проявить свои лучшие мужские качества в суровых условиях войны…

В 1939 году Мовлит был призван из Могилева на срочную военную службу. С первых дней Великой Отечественной войны он находится в рядах действующей армии, а после недолгой учебы в Харьковской авиационной школе становится стрелком-бомбардиром 288-го ближнебомбардировочного полка 21-й смешанной авиационной дивизии. Летчики этой дивизии вступили в схватку с врагом на Южном фронте. Так в сентябре 1941 года и началась отмеченная мужеством и ратной доблестью лётная биография ингуша Эсмурзиева.

Мовлит быстро доказал своим боевым товарищам, что в авиацию пришел не случайно. В кровопролитных боевых действиях на юго-востоке Украины он проявил подлинный героизм и 9 февраля 1942 года был представлен к ордену Красной Звезды.

«В боевых действиях принимает участие с 19 сентября 1941 года, - отмечается в наградном листе, подписанном командиром 288-го авиационного полка полковником Гороховым. - За этот период на самолете СУ-2 имеет 24 вылета с налетом 26 часов 17 минут, из них 16 эффективных, подтвержденных другими экипажами авиаполка.

3 октября 1941 года в составе звена в районе Южная, Владимировка уничтожил до пяти автомашин с грузом противника. 5 октября 1941 года в составе звена в районе Тарасовки, восточнее Запорожья, уничтожил до пяти автомашин и одну танкетку. 11 октября 1941 года в составе звена в районе села Чардакли уничтожил до трех автомашин противника.

8 ноября 1941 года в составе четырех самолетов в районе Равнополя уничтожил до пяти автомашин с живой силой противника. 27 ноября 1941 года в составе звена в районе Дмитриевки уничтожил до 3-х автомашин и до десяти человек пехоты противника.

3 декабря 1941 года экипажем в районе Чистяково уничтожено две автомашины противника. 9 декабря 1941 года экипажем в районе М. Снежное за два вылета уничтожено до восьми автомашин с грузом и живой силой противника.

Молодой отважный стрелок-бомбардир отлично бомбит и стреляет, каждое боевое задание выполняет успешно и без страха. За этот период в составе экипажа уничтожил более 35 автомашин с грузом и живой силой противника, два танка.

Потерь ориентировки не имеет. За мужество и доблесть, проявленную в боях с германским фашизмом, достоин правительственной награды…»

Когда немецко-фашистские войска вторглись в пределы Кавказа, и над богатейшим нефтяным краем нависла смертельная опасность, летчики 288-го ближнебомбардировочного авиаполка вступили в битву с врагом в составе 216-й истребительной авиационной дивизии 4-й Воздушной армии.

Беспримерная по своему накалу Битва за Кавказ вошла в историю Великой Отечественной войны свидетельством самоотверженного мужества защитников древней, свободолюбивой и гордой земли. Одной из ярчайших страниц этой военной летописи оказалась стратегическая Малгобекская оборонительная операция, где каждый день слился в одну эпопею бессмертного подвига. 17 сентября 1942 года частью этого подвига, сломившего хребет фашистскому зверю на кавказском направлении, стал последний бой младшего лейтенанта Мовлита Асламбековича Эсмурзиева. О том полете в вечность бесстрашного сына ингушского народа многие годы спустя подробно расскажет его фронтовой товарищ генерал-майор В. Автономов. Письмо генерала хранится сегодня в Ингушском государственном музее краеведения им. Т.Х. Мальсагова.

«Мовлит был штурманом на моем самолете, - писал Виталий Афанасьевич Автономов в 1981 году. - Вели мы пятерку самолетов, три СУ-2 и два P-10, прикрывали нас 12 истребителей И-16. Еще над нашей территорией, далеко от цели, нас встретили 19 истребителей противника. Одиннадцать из них связали воздушным боем наших истребителей, а восьмерка начала атаковать группу бомбардировщиков, стараясь сбить ведущего группы.

Не долетая до цели, Мовлит был ранен. Пуля попала ему в правое ухо. Я спросил у него: «Мовлит, ты ранен?». Он ответил: «Нет!» Я не поверил (у меня на фонаре появились капли крови), посмотрел назад мимо бронеспинки летчика (штурман на самолете располагается в своей кабине, сзади кабины летчика) и увидел, что у него оторвано правое ухо…

Мовлит вел усиленную стрельбу, отбиваясь от истребителей противника. Подлетаем к цели, Мовлит бросает стрельбу, берется за прицел и (для прицеливания и сбрасывания бомб – ведь мы ведущие группы, после нас бросают бомбы ведомые) доворачивает меня на цель (в это время летчик строго подчиняется штурману, выполняя его команды по маневрированию самолета, вплоть до сбрасывания бомб).

Истребители сбивают один самолет Р-10, нас остается четыре. Подходит время для сбрасывания бомб. Мовлит открывает бомболюки и бросает бомбы, потом опять берется за пулемет и отбивается от истребителей. Теперь дело летчика. Я выполняю маневры (разворот влево на свою территорию) и ухожу от цели, ведомые следуют за нами.

Истребители противника ожесточились, они не выполнили своей задачи, дали нам возможность отбомбиться по цели, на земле горят танки, колонна противника остановлена, подоспели наши сухопутные войска, противник дальше не смог продвинуться. При одной из таких атак сбивают еще один самолет. Погибают друзья Борис Калканов – летчик, Толя Храмов – штурман. Я тоже получаю ранение. Мовлит стреляет. Атака истребителей, очередь проходит через его кабину в плоскость, самолет загорелся. Запрашиваю Мовлита через переговорное устройство. Пулемет молчит, и он не отвечает. Посмотрел в его кабину, он лежит недвижимый на животе, а слева на спине красное кровяное пятно. Я понял, что Мовлит убит - погиб на боевом посту, в воздухе.

Тяжело об этом писать, а тем более видеть. Истребители не унимались, их атаки продолжались, нас осталось три самолета. Еще одна атака, загорелась вторая плоскость, самолет весь в огне, перебито управление, самолет стал неуправляемым.

Делать нечего, высота 800 метров, я покидаю самолет и приземляюсь при помощи парашюта. Это было южнее реки Терек, где-то севернее Малгобека. Когда упал самолет, Мовлит был выброшен из него, но сразу к нему нельзя было подойти – рвались патроны в горящем самолете. Потом мне, раненому в обе ноги, пехотинцы помогли схоронить Мовлита. Сделали мы солдатскую могилу, положили туда бездыханное тело боевого друга…

По возвращении в часть я все подробно доложил, донесение из штаба пошло по команде. Пуля попала в орден Красной Звезды, которым он был награжден, и вышла слева сзади – прошла через сердце.

После этой печальной процедуры, меня посадили на лошадь и отвезли в медсанбат, а потом в госпиталь, кажется, в Грозный. Ранение у меня было легкое, вскоре за мной прилетел самолет, и меня забрали на свой аэродром в Архонскую.

Воюя дальше, я и мои боевые товарищи мстили за своих боевых друзей и, конечно, за Мовлита Асламбековича. Это был замечательный, бесстрашный и душевный человек. Это был прекрасный штурман, любящий свое дело и отдающийся ему полностью. Очень жаль, что так рано перестало биться его сердце, он мог бы еще много сделать для людей.

Я очень скорбел и скорблю о нем. Память о боевом друге Мовлите Асламбековиче жива в моем сердце».

Прошло немало десятилетий, прежде чем родные Эсмурзиева разыскали могилу героя. Эта история нашла отражение в проекте «Живи и помни» Государственного архива Республики Ингушетия. Магомед Картоев в 2010 году записал в Насыр-Корте воспоминания Аюпа Медова, племянника Мовлита Асламбековича: «Вскоре после того, как до нашего села дошла весть о гибели дяди Мовлита недалеко от Моздока, Тархан - двоюродный брат Мовлита и мой отец отправились на поиски места падения самолета и места захоронения летчика. Однако в условиях войны, тем более в прифронтовой зоне, все их попытки разыскать хоть какие-нибудь сведения о Мовлите заранее были обречены на неудачу…

В 1965 году мы с отцом решили поехать в Надтеречный район для возобновления наших поисков. Память о гибели летчика в этих краях носила весьма смутные очертания, свидетелей и очевидцев нам разыскать так и не удалось. Обращения в архив Министерства обороны нисколько не проясняли интересующие нас обстоятельства. Это были краткие сведения о награждении Мовлита орденом Красной Звезды и его гибели в воздушном бою 17 сентября 1942 года. Ни слова о том, где он погиб, где захоронен...

Радостная весть, как это обычно бывает, пришла совсем неожиданно. Уже через много лет, возвращаюсь вечером с работы и застаю маму со слезами на глазах… У нее в руках газета «Грозненский рабочий» от 21 февраля 1981 года с очерком «Никто не забыт, ничто не забыто» о боевом пути 288-го ближнебомбардировочного авиаполка, написанным на основе воспоминаний бывшего авиамеханика полка Д.Я. Хоменко. Там же были помещены и теплые слова о своем боевом товарище Мовлите Эсмурзиеве бывшего летчика полка, а в тот период - генерал-майора, начальника штаба Смоленского объединенного авиаотряда Виталия Афанасьевича Автономова. Наш Мовлит, брат моей мамы Фаржет был одним из главных героев этого очерка».

«Получив номер газеты с указанной статьей, Якуб Медов немедленно выехал в Грозный, - повествуется дальше в проекте «Живи и помни». - Ему удалось узнать через редакцию газеты адрес генерала Автономова, и вскоре он с другим племянником Мовлита – Магомедом Тархановичем Эсмурзиевым отправляется на поиски генерала в город Смоленск.

Их приезд стал большим сюрпризом для боевого генерала. Он и его супруга с большим радушием приняли гостей из Ингушетии. Генерал Автономов долго рассказывал о Мовлите, о том, как они дружили и воевали. «Мы были как братья, - вспоминал генерал. - Такого друга как Мовлит у меня никогда больше не было - ни до, ни после его гибели…»

С горечью вспоминал генерал последний бой Мовлита, как ему пришлось хоронить друга и расставаться с ним навсегда. Провожая своих гостей, генерал пообещал при первой же возможности приехать в Ингушетию и помочь разыскать могилу младшего лейтенанта Эсмурзиева.

Автономов сдержал свое обещание, вскоре он с женой приехал в командировку в г. Поти, куда за ними прибыли неутомимые поисковики, племянники Мовлита - Якуб и Магомед, и доставили супругов через Дарьял в Назрань. Отдохнув в Насыр-Корте, генерал Автономов попросил отвезти его в летную часть в станицу Орджоникидзевскую для уточнения места поиска захоронения по карте.

Взглянув на военную карту, генерал безошибочно указал место захоронения, что и подтвердилось позже, когда группа поисковиков выехала на место, – в село Беной-Юрт Надтеречного района. Как и указывал генерал, останки летчика покоились на окраине селения, на глубине примерно одного метра. Мовлит Эсмурзиев был завернут в защитный военный плащ, а на груди героя лежало его боевое офицерское оружие».

Вскоре останки Мовлита Асламбековича Эсмурзиева были с военными почестями преданы земле на Кургане Героев при въезде в город Назрань. В годы войны здесь был захоронен летчик, Герой Советского Союза Вадим Юдин, а вместе с Эсмурзиевым в 1982 году нашли свое последнее земное пристанище и Герои Советского Союза - летчики Валентин Алексеевич Половинкин и Георгий Павлович Павлов.

Подпишитесь на электронную газету

(PDF) версия еженедельной общенациональной газеты «Сердало» и получайте свежие номера не выходя из дома!

Подписаться