Алтайская орбита
Прародиной тюркских народов является Саяно-Алтайский регион, который отличается уникальным биологическим, ландшафтным, историческим, культурным и религиозным разнообразием
Пантюркизм, как политическая доктрина в стереотипах современного мира относится к Турции с ее нынешними попытками расширить зоны своего влияния на народы соседних государств. Вслед за этим и исторический центр, колыбель тюркских народов приписывается к Анкаре и ее владениям.
При этом очевидно стремление Турции оказывать влияние на тюркские народы России и других государств, вовлекая их в орбиту своих интересов.
Однако, как известно, жизнь не стоит на месте, вместе с ней успешно двигается и наука, исследования, которые в значительной степени исправляют однобокие представления о привычных теориях и утверждениях.
Алтайский государственный университет, вот уже полвека ведет учебную, научную и культурно-просветительскую деятельность, на его базе создан Научно-образовательный центр (НОЦ) алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», и он системно исследует историю, этнографию, фольклор народов Алтая.
Так вот, большой объем научных сведений, собранный здесь, доказывает ошибочность пантюркизма. Более того, есть множество фактов, что именно Саяно-Алтайский регион является прародиной тюркских народов.
Деятельность НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» Алтайского госуниверситета вызвала интерес со стороны журналистов арабской газеты «Al-Quds Al-Arabi», которая выходит в Лондоне. Материал с громким заголовком «Москва в ответ Анкаре: «Большой Алтай» вместо «Турецкого национализма» вышел в канун нового года. Эта лондонская газета является одной из самых популярных арабских газет, которая распространяется на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Европе и Америке.
Основная мысль статьи лондонского журналиста Эмада Шидиака в том, что научно-образовательный центр алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» продвигает на международном уровне альтернативную пантюркизму теорию «Алтайской цивилизации», основанной на значении Саяно-Алтайского региона как прародины тюркских народов и роли России как гаранта сохранения самобытности, культуры, языка и традиций тюркских народов.
«Проект «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности», который реализуется в АлтГУ при поддержке Минобрнауки РФ начиная с 2020 года, — это, прежде всего, гуманитарный проект, направленный на евразийскую научно-образовательную интеграцию университетов стран Центральной Азии», — прокомментировал выход публикаций для Телеграм-канала «Научно-образовательная политика» руководитель НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», президент АлтГУ Сергей Землюков.
Основная цель проекта — объединить ученых — историков археологов, лингвистов, этнографов, географов — вокруг идеи укрепления того исторического фундамента, на котором формировались и развивались тюркские народы России и стран Центральной Азии.
Для руководящей турецкой элиты пантюркизм — инструмент, с помощью которой удается в определенной степени травмировать, повредить давнюю традиционную систему ценностей на постсоветском пространстве и даже на территории России.
Сегодня в России живет, трудится, успешно развивается множество тюркоязычных народов, для которых Турция просто зарубежный курорт и все. Алтай — один из них, а ведь есть еще и Башкирия, Республика Саха — Якутия, Татарстан, Тыва и Хакасия, неразделимо являющиеся частью нашей многонациональной страны.
Разумеется, близки и родственны нам и народы Средней Азии, которые сотни лет являются соседями, партнерами, союзниками, друзьями россиян, связаны с ними великим множеством исторических, политических, экономических, культурных и духовных связей.
Согласно пантюркизму, все эти регионы — часть одного тюркского мира. Для представителей данных народов в нашей стране подобные утверждения выглядят странными, ни в теории, ни на практике турецкий берег никогда не был для них надежным причалом.
Однако для стран Средней Азии (Центрально-Азиатского региона) пантюркизм давно воспринимается в более привычном формате.
Сегодня алтайские ученые занимаются продвижением на международном уровне исторической правды. И нет сомнений, что она стает известной всем и внесет масштабные коррективы в известные сегодня политические идеологии и пропаганду.
До сих пор роль Алтая, как прародительницы тюркских народов, незаслуженно занижалась, оставаясь узкой темой для ученых и специалистов. Между тем она, безусловно, заслуживает всестороннего изучения, и ученые алтайского НОЦ наладили диалог и многоуровневое международное образовательное и научное сотрудничество с научно-образовательными центрами стран большого Алтая и Центральной Азии в области тюркологии и алтаистики — в том числе и с учеными Узбекистана и Азербайджана, где традиционно сильны протурецкие позиции.
Одним словом, проводится обширная, серьезная работа с организацией экспедиций, раскопок, изучения артефактов и другой деятельности. Многие исследования уже подтвердили ошибочность пантюркизма.
Наука открывает двери для любых гипотез и концепций, все они требуют должного изучения и анализа. Но как только они выходят за рамки научного поля, становятся методом политических манипуляций, становится очевидной их беспочвенность.
Добросовестные исследователи сегодня ищут и находят общие духовно-мировоззренческие ценности, общие знаменатели традиций и ремесел у славянских и тюркских народов, населяющих страны Евразийского континента. Историко-культурное единство славянских и тюркских народов России и Центральной Азии имеет многовековые основы и традиции, тысячи примеров, подтверждающих этот факт. Поэтому попытки турецких идеологов приписать себе, своему государству роль источника, начала, центра тюркизма носит искусственный характер, вызывает у исследователей и ученых с каждым годом множество вопросов и все меньше доверия.