Талант наблюдать и понимать
Природа Ингушетии очень богата, наблюдая за ней, дети и взрослые узнают много интересного и поучительного
Наблюдая за тем, какие трансформации претерпела система образования в нашей стране за весь минувший постсоветский период, оценивая знания и эрудицию нового поколения современных россиян, неизбежно приходишь к двум оценкам, противоположным по смыслу. С одной стороны, молодежь у нас «продвинутая», живая, умная и целеустремленная. С другой стороны, у молодых людей много пробелов в знании истории и культуры других народов, скромный уровень трудовых навыков. Эти частности, только на первый взгляд малозначительны, ведь все находится в мире в известной гармонии. К примеру, трудясь на заводе рабочим, затем мастером, начальником цеха, руководителем опытно-экспериментальной лаборатории, отдельный человек, благодаря соединению своего практического опыта с научными знаниями создает превосходное изделие или проект, делает открытие, внедряет в производство сложнейшие и уникальные технологии. Нужно соблюдать во многих случаях правило ступеней профессионального роста. К сожалению, у нас, во многих областях, некоторые люди занимаются не своим делом.
Трудно добиться хорошего воспитания и превосходной подготовки у выпускников учебных учреждений, если они никогда не сажали деревья, не перекапывали огород, не разбирали двигатель автомобиля, не смотрели в подзорную трубу на звезды и так далее. Мы вовсе не предлагаем очередное трудовое воспитание для отчета или копирование минувшей эпохи. Просто настаиваем на безусловной необходимости всестороннего развития личности.
Сегодня люди многое слышат и говорят об искусственном интеллекте, о том, что в числе мировых лидеров окажутся государства, сумевшие вырастить поколение, способное реализовать прорывные проекты, трудиться на стыке всевозможных наук, обладающее неординарным мышлением.
Собственно говоря, для достижения этой цели есть давно проверенные и эффективные способы, от которых у нас часто отказывались в погоне за западной моделью образования. Надо о них помнить всегда: рассказывать детям сказки, для развития их воображения. Плюс к этому позволить им рисовать все и сколько угодно — они самостоятельно научатся выбирать лучшие варианты. Завести семейную привычку читать книги — они формируют у человека убежденность в моральных и нравственных устоях. Обязательно наблюдать и изучать мир живой природы, муравьев, жучков. Никакой супердрон, космическая ракета, суперкомпьютер, уникальный композиционный материал, робот, супераккумулятор и иные технические достижения не сравнятся с обыкновенной бабочкой, сороконожкой, бегущей по стеблю растения.
Современные феноменальные технические средства у человечества есть благодаря наблюдению за животным и растительным миром, копированию его свойств и качеств. Лучшие гении инженерной мысли будут только бесконечно приближаться к живым аналогам, двигая прогресс и создавая новый материальный или интеллектуальный продукт. И этого вполне достаточно, чтобы ваша страна была в числе лучших, благополучных, самодостаточных, успешно развивающихся государств.
Ребенок из Ингушетии или из другого уголка земного шара в наше время должен получать такие знания, контакты, из личных наблюдений за флорой и фауной. Знания дополнительные и бесценные. Они помогут в дальнейшем, опираясь на школьный и студенческий багаж конструировать высокопрочные, удивительные по красоте дома. Создавать умную одежду, которая спасает тело от чрезмерной стужи, жары или дождя. Разрабатывать способы высокоурожайного развития различных хозяйств. Создавать лекарства и медицинское оборудование, способные спасти человека от самых тяжких недугов. И многое-многое другое.
Жизнь завтра будет другой. Она не стоит на месте, но для каждого общества, народа, общественно-политической формации крайне необходимым останется наличие определенной части людей, мыслящих творчески, способных на мозговой штурм, для преодоления самых сложных трудностей, вызовов времени. Завтра процент таких граждан, безусловно, будет намного выше, если мы сегодня научим детей видеть колоссальное многообразие нашего мира, его потрясающую мозаику, цвета и формы, организмы и их свойства.