Трещина пяти структур
Разрушители не могут быть героями нашего времени
«Почему они это делают?» — подобным вопросом задаются жители Назрани или Москвы, Каира или Парижа, Бомбея или Мехико, когда видят сломанные ячейки почтового ящика, обгоревшие кнопки лифта, сломанные скамьи и разбитые фонари. Первым делом, разумеется, человек представляет молодежь, особей переходного возраста, шумных, наглых, поспешных, глупых и агрессивных, которые по причине своей интеллектуальной недоношенности творят плохие дела. И они, по части констатации — правы. Редко бывает, чтобы взрослый человек, пенсионер занимались подобными делами. Разве что в стадии алкогольного и, того хуже, наркотического опьянения подобные фрагменты имеют место.
Мы все замечаем, как где-то за 10-15 лет сильно изменилась внешняя оболочка сел и городов Ингушетии. Появилось много новых дорог, стадионов, мостов, домов, тротуаров, площадей, аллей и так далее. К ним прибавилась вся техническая и социальная атрибутика современной жизни. В регионе стремительно начало расти количество многоквартирных многоэтажек и стало больше горожан. А там, где людей много, и причинно-следственных связей между ними становится многократно больше, необходимы правила, навыки общей жизни. И если их у отдельных граждан нет, то это резко бросается в глаза. В одном случае забитая канализация, в другом — сломанный столб, в третьем — автомобиль на тротуаре, в четвертом — испачканный уличный тренажер и так далее.
К сожалению, много у нас недорослей разного возраста, которых, как порою кажется, ничто не вылечит от их бесконечной дури. Уж сколько сказано, а в Назрани по вечерам всегда находится очередной «чудотворец», который устраивает дрифт прямо среди потока людей и пешеходов, рискуя совершить смертельное ДТП. Взять его за среднестатистическое место и допросить в отделе МВД, и выяснится, что обнаружился наследник благородной фамилии из феноменального тейпа, истинно верующий и т. д. и т. п. Но ведь и ребенок знает, что верующему человеку не дозволено, запрещено пугать других людей. Однако дурень продолжает дурить... А знаете почему? Про совесть и стыд, молодость, трудное детство и иные обстоятельства даже рассуждать нет желания. Объяснение здесь одно, железобетонное: нет воспитания и нет наказания.
Поверьте, самый отъявленный негодяй лучшим образом усваивает нравственный кодекс любой человеческой группы, когда его, безусловно, ждет наказание за проступки или преступления. Увы, есть такая категория людей, которым бесполезно читать мораль. Их притормозить может только наказание, моральное и финансовое, неотвратимое. Разрушителям надо вбить в голову, что они никогда не будут героями нашего времени.
Ученые говорят, что существует пять структур, которые отвечают за наше поведение. Так устроен мозг человека на Кавказе, в Южной Америке или в Австралии, всюду. Эти пять структур отвечают за эмоции, чувство тревоги, критическое мышление, психоэмоциональное состояние, умение предвидеть и анализировать различные варианты решений. По всей видимости, у ряда граждан есть трещина, недоработка в этой пятерке важнейших качеств.
Умные люди много говорят сегодня о глобализации, ее влиянии на размывание национальной идентичности, об исчезновении национальных языков и костюмов, обычаев и традиций. Происходит стандартизация всего и всех под образцы моды, возникает информационная зависимость миллионов людей от событий «живущих» не более одного дня. Все это, конечно, бьет и по старшему поколению каждого народа.
Вы заметили, как-то незаметно люди старшего возраста у нас все меньше дают уроки молодым людям из числа соседей, коллег по работе, просто во время поездки в транспорте, на общественных мероприятиях? Веками в Ингушетии старший по возрасту учил уму-разуму, делился своим опытом с подрастающим поколением. А сейчас это становится редкостью, что, безусловно, плохо. Для здоровой, эффективной среды общественного воспитания личности необходима наставническая роль стариков не только в кругу своей семьи или родственников, но и в любом месте, где есть возможность дать совет юным землякам.
С каждым годом, по мере уплотнения городских кварталов, отрыва людей от родных сел, которые их поведение с детства как-то контролировали и направляли, случаи варварского отношения к общественной, республиканской, нашей с вами, дорогие земляки, собственности, будут иметь место. Других людей, которые живут здесь, в Ингушетии, кроме нас с вами, просто нет в природе. Мы неизбежно похожи на самих себя. Соответственно, надо думать, что и как нам поможет минимизировать количество поврежденных социальных объектов. Первым делом это воспитание в семье. Школа, институт, медресе, училище и многие другие места дают прекрасные знания о человеке и мире. Но самые сильные прожекторы, указывающие человеку надежный путь и бездорожье, находятся в семье. Семья в Ингушетии всегда была точкой отсчета для достижения добрых и созидательных целей.
Сумеете научить своего ребенка ценить чужой труд, благополучие других людей — считай триллион долларов вы себе и обществу подарили. Один добрый, отзывчивый, честный и трудолюбивый ребенок — это польза, превышающая любую возможную сумму. А если тяп-ляп воспитывать будем, пожрать-поспать и остальные физиологические процессы у человека в главных талантах, тогда получим очередного дурня. А дурня, упитанного, хорошо одетого и обутого, переделать — великая мука и страдание. Лучше вовремя таких варваров ловить и наказывать через букву закона. Иной раз человеку достаточно убедиться, что ничто разрушительное не остается безнаказанным, чтобы он направил свою энергию, силу характера, привычки в какое-нибудь другое, позитивное русло. Изменился в лучшую сторону, поумнел, почувствовал высоту совести, услышал голос стыда.