Талант и обаяние
Сегодня отмечает свой день рождения актер театра и кино Ибрагим Беков
«Приходи свободным», «Людоед», «Мужской талисман», «Дом дураков», «Марш Турецкого», «Оперативный псевдоним», «Московская жара / Moscow Heat» — это не только знакомые названия давно полюбившихся зрителям фильмов, но и фильмография актера театра и кино, народного артиста Республики Ингушетия Ибрагима Бекова. Вспомнили мы об этом не случайно. Сегодня Ибрагим Джабраилович отмечает свой день рождения.
Ибрагим Беков родился 18 января 1956 года в маленьком киргизском селе Ново-Павловка, когда уже близилось возвращение ингушского народа из сталинской депортации. Мальчишке, родившемуся вдали от своей горной Родины, жизнь уготовила яркую судьбу. В 1973 году, уже повзрослев и встав на крыло, он вместе с другими ингушскими парнями и девушками отправился в Ленинград, чтобы навсегда посвятить себя великому театральному искусству. Легендарной ингушской студии Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, взращенной талантом и любовью народного артиста СССР, профессора В. В. Меркурьева и его супруги И. В. Мейерхольд, предстояло внести ярчайший вклад в развитие ингушского драматического театра.
В конце 70-х годов прошлого столетия на театральной афише Чечено-Ингушского театра им. Ханпаши Нурадилова появились новые имена — Иса Чахкиев, Хаджибикар Булгучев, Айшат Кодзоева, Магомед Беков, Батыр Даскиев, Мурад Тхостов, Люба Эсмурзиева, Руслан Боков, Руслан Наурбиев. И среди этих имен — имя такого же молодого и талантливого Ибрагима Бекова.
Первой крупной постановкой ингушской труппы, уже известной своими студийными спектаклями, стала на Родине героическая драма Саида Чахкиева «Когда гибнут сыновья». В творческой биографии режиссера-постановщика этого спектакля, лауреата Государственной премии РСФСР, заслуженного деятеля искусств Чечено-Ингушетии Р. Ш. Хакишева и режиссера, заслуженного артиста Российской Федерации, народного артиста ЧИАССР, лауреата премии Ленинского комсомола ЧИАССР М. М. Цицкиева эта работа стала одной из самых ярких.
Молодые ингушские актеры, уже сыгравшие в Ленинграде в спектаклях «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Коварство и любовь» Шиллера и «Соловьиная ночь» Ежова, и на этот продемонстрировали свой неоспоримый талант. Героическая драма «Когда гибнут сыновья» вошла в золотой фонд ингушского национального драматического искусства. Пополнили его и последующие работы ингушских актеров, ставшие на годы вперед визитной карточкой состоявшегося во всех отношениях творческого коллектива.
Летом 1984 года Чечено-Ингушский драматический театр им. X. Нурадилова отправился на гастроли в Москву. На сцене МХАТа им. М. Горького ингушскую труппу ждал оглушительный успех. Журнал «Театральная жизнь» писал об этом так: «Свидетельством высокого гражданского уровня коллектива явился его спектакль «Иду в путь мой» А. Проханова и Л. Герчикова. Интересной оказалась работа М. Хадзиева, играющего роль старого коммуниста, непросто входящего в атмосферу бескомпромиссной борьбы, интересна и работа молодого артиста И. Бекова, играющего Достагира — борца несколько анархической складки: весь этот образ с его характерностью — по сути создание актера и режиссера.
Даже те, кто хорошо знают театр и знакомы с творчеством его ведущих актеров, только во время московского показа смогли по-настоящему оценить масштаб дарования главного актера ингушской труппы М. Цицкиева, блестяще — трудно найти другое менее затертое, но зато более точно выражающее суть дела слово — выступившего в различных ролях: старика Агабо («Когда арба перевернулась»), Городничего («Ревизор») и советского журналиста Волкова («Иду в путь мой»).
Образу Агабо как бы аккомпанировали образ друга Агабо, Карпе, мягко, тепло и лирично воссозданный М. Хадзиевым, и образ простодушной Таси, ставшей матерью последнего сына Агабо, его надежды, оправдания его жизни. Эту трудную роль с величайшим тактом сыграла прекрасная актриса, от которой многого может ждать ингушская сцена — Л. Эсмурзиева. И наконец «Ревизор», решенный Р. Хакишевым как грустный, при всем блеске комедийной выдумки, рассказ об уродливой жизни людей».
Всесоюзную известность во время московских гастролей принес ингушской труппе спектакль «Ревизор». Театральные критики высоко с восторгом писали о М. Цицкиеве (Городничий), М. Хадзиеве (Земляника), Тхостове (Хлестаков), Л. Эсмурзиевой (Марья Антоновна) и И. Бекове (Шпекин).
Зрители прекрасно помнят сегодня работу Ибрагима Бекова в эстрадной группе «Лоам», в составе которой он гастролировал по республике со своими блистательные коллегами. В последующие годы вместе с Русланом Наурбиевым и Тамарой Яндиевой он работал в культурном центре Постоянного представительства Республики Ингушетия в Москве, радуя публику исполнительским мастерством, мудростью и задором ингушской национальной песни. Самый восторженный и благодарный зритель ждал их, конечно, в Ингушетии, куда они часто приезжали со своими концертами.
У Ибрагима Джабраиловича немало званий и наград, и среди них — орден «За заслуги», высшая государственная награда Республики Ингушетия, которой он был удостоен в 2006 году. Беков снискал себе уважение в профессиональной среде и подлинную любовь народа, сыном которого он является.
Сегодня Ибрагим Беков принимает поздравления от близких, друзей, коллег и почитателей его таланта. От лица творческой интеллигенции обратился к нему и министр культуры республики Темерлан Дзейтов: «Вы актер большого таланта и обаяния и внесли большой вклад в развитие искусства Республики Ингушетия. Замечательные спектакли с Вашим участием являются украшением театральной жизни Ингушетии. Вам удалось создать в кино и театре много интересных, убедительных и незабываемых образов. В этот праздничный для Вас день примите самые искренние пожелания здоровья и творческих успехов!»
Общенациональная газета Республики Ингушетия «Сердало» присоединяется ко всем поздравления, которые прозвучали сегодня в адрес этого замечательного актера, певца и поэта. Здоровья Вам, Ибрагим, и новых творческих высот!