Общенациональная газета
Республики Ингушетия

Иллюзия несчастья

Спектакль «Дом Бернарды Альбы» впечатлил жителей Ингушетии

В 1936 году в свет вышла пьеса Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы». С тех пор прошло около 90 лет, но неповторимое творчество испанского драматурга находит отклик и в сердцах современных деятелей культуры. Репертуар Русского музыкально-драматического театра Республики Ингушетия в 2024 году пополнился еще одной отличной постановкой. Работа Народного артиста РИ Ахмета Льянова получилась настолько интересной, что зрители еще долго находились под впечатлением.

Начиная психологический анализ героев пьесы, мы осознаем, что не так-то просто дать оценку их поступкам, но, тем не менее, зрители пытаются найти логическую цепочку.

Итак, перед нами разворачивается история семьи 60-летней Бернарды в исполнении Народной артистки Ингушетии Тамары Марзагановой. Жители Андалусии раскололись на две стороны, одни стремятся идти по дороге современного мышления, другие же чтят обычаи предков, считая, что нововведения противоречат законам человечества. Наша героиня Бернарда Альба - человек со старой закалкой, без своего ведома и мыши не даст проскочить. После смерти отца все дочери семьи оказываются в сложной ситуации. Согласно указанию женщины, их жизнь должна замереть до истечения траура по усопшему. Вполне можно понять реакцию девушек, которым хочется вдохнуть прелести своего юного возраста. Требование матушки они считают крайностью, так как многие сельчане даже забыли о существовании такого длительного траура по покойнику. Бернарду невозможно переубедить, 8 лет просто существовать тоже нет желания. Так что же остается?

Единственное решение – бежать, и не куда глаза глядят, а замуж. Раз такое дело, жениха нужно искать завидного, чтобы и своим, и маминым запросам угодить.

Так в чем же проблема? Почему до сих пор ни одна из девушек не обустроила свою личную жизнь? Всему виной - запреты Бернарды. Если бы она не пыталась контролировать каждый шаг своих уже повзрослевших детей, то они вполне могли бы найти себе подходящих мужей и жить согласно заветам Бога. Почему бы и нет!? Недостатки имеет все общество, их наличие не означает, что мы должны закрывать перед кем - то двери. Каждая из них по-особенному красива, да и речь не только о внешних достоинствах. Человека в первую очередь красит душа.

Старшая Ангустиас (Народная артистка РИ Айна Гетагазова) получила большое наследство от покойного отца. Красотой, которую в обществе считают высшим достоинством, она особо не блещет. Однако располагает к себе своей простотой и чутким нравом. Появление на горизонте жениха Пепе Эль Романо вносит в дом постоянные раздоры. По мнению четырех дочек Бернарды от второго брака, самый завидный парень во всей Андалусии мог бы посвататься к одной из них, нежели к 39-летней Ангустиас, которая уже зовется старой девой. Барышни выискивают недостатки сестры и в то же время стараются переубедить ее, но все безуспешно. Они твердо убеждены в том, что молодые не пара друг другу, а пойти против воли матушки смелости не хватает. В какой - то момент намеки о том, что старшую дочку семьи засватали только из-за богатств, выводят из себя даже хозяйку дома.

Наши героини никогда не имели воли, наверное, потому и топчутся на одном месте, ожидая помощи извне. Как мы все знаем, Всевышний дает благословение, задача человека - самому создать возможность. Вопрос в другом. Зачем решать несуществующую проблему? Да и с чего девушки решили вмешиваться в чью - то личную жизнь.

Магдалене (Заслуженная артистка РИ Мадина Костоева), первенцу от второго брака Бернарды, суждено было перенять большинство качеств характера матери. Из уст героини часто слышится фраза «Как так можно!», что лишний раз доказывает ее верность народным устоям. Вместе с тем, нельзя исключать вероятность того, что ей хочется жить немного иначе. Опять - таки все обрывается на границах дозволенного. Днями напролет девушка занимается вязанием, так и проходят недели, месяцы. Практически каждая из сестер попросту растрачивает свою жизнь. Как грустно наблюдать зрителю подобную ситуацию!

Известный хореограф, участница проекта «Звёзды XXI века» Яха Джабагиева сумела передать навыки по танцам своему персонажу Амелии. Средний ребенок достаточно энергичный и веселый. Где -то даже ощущается беззаботность. По моему мнению, она одна единственная не создает трагедию из ситуации с Пепе, а также указаний матушки. Но это не значит, что Аделия меньше других членов семьи желает спокойствия и свободы. В отличие от сестер, она не тратит свою молодость, впадая в уныние и сожаления, ведь от них нет спасения.

Особенное внимание драматург уделил Мартирио (Заслуженная артистка РИ Бэлла Базоркина). С самого рождения она была лишена возможности наслаждаться жизнью, как другие детки. В раннем возрасте познала насмешки из-за горба на спине. В начале спектакля Мартирио кажется обделенной любовью семьи, но, несмотря на это, девушка находит оправдания для своих сестер. Чуть погодя мы замечаем что - то неладное в этом персонаже. Сначала находила логичное объяснение выбору Пеппо, вставая на защиту Ангустиас, а затем она крадет его фотографию из комнаты старшей сестры. Вполне возможно, что так барышня пытается привлечь внимание родных. К чему эти старания? Наверное, у многих промелькнула такая мысль. Здесь речь идет о делах сердечных. Несчастная барышня давно таит в сердце чувство к жениху Ангустиас.

К сожалению, тема тайной любви не замыкается на одной Мартирио. Вся драма истории построена на запутанной любовной паутине. Больше всех страдает самая младшая - Адела. Студентка ГИТИСа Марьям Харсиева в этой роли - истинное сочетание кротости и храбрости, желания изменить жизнь и стать верной женой для избранника. Казалось бы, всего 20 лет, впереди будет столько всего прекрасного, если бы, если бы не он… Несчастная любовь втягивает девушку в отношения с Пепе Эль Романо. Юная леди не хочет принимать правду о возлюбленном, который использует ее ради своей прихоти. Нашей героине будто запеленали глаза. Судя по поступкам, парень не спешит исполнять свои клятвы о вере и любви. Он явно недостоин того, чтобы Адела или другая девушка самоотверженно бросалась в «огонь».

Бесспорно, все женщины в спектакле несчастны, та же Бернарда оба раза не обрела душевной гармонии. Если провести параллель между 20-летней Аделой и ее бабушкой по материнской линии, то можно найти интересное сходство. И Мария Хосефа (Нар.арт. Зара Аушева), и ее прелестная внучка устраивают бунт против правил дома, от которых давно следует отказаться. Бедная старушка, ожидая светлых перемен, лишилась рассудка. Неизвестность пугает каждого персонажа, одни желают поддерживать образ сильной личности, другие ломаются под ударами судьбы, ибо не хотят отстоять свое право на счастье.

В ходе всего сюжета прислуга Понсия (Заслуженный работник культуры РИ Мадина Пугоева) выступает своего рода сдерживающей стороной. Сверстница Бернарды всеми правдами и неправдами сдерживает конфликты в семье. Женщина наивно надеется на то, что, скрыв проделки дочерей семейства, получится избежать проблем. Но, увы, ее надежды бессильны перед упрямством Аделы.

Конечно, юная леди не заслуживает такого финала. Совершив самоубийство, она пошла на самую большую крайность. Благодаря своему творению, Федерико Гарсиа Лорки заставляет задуматься над тем, кто на самом деле необходим в твоем окружении сегодня, завтра и спустя годы, а с кем нужно распрощаться, пока не стало поздно. Часто самые важные вещи люди осознают очень поздно.

Жизнь и так коротка, чтобы тратить ее на бессмысленные жертвы, интриги, зависть и подлость.

Подпишитесь на электронную газету

(PDF) версия еженедельной общенациональной газеты «Сердало» и получайте свежие номера не выходя из дома!

Подписаться