Стандарты успешного плана
Новые школы Ингушетии - это отличные условия для развития юной личности
В Ингушетии открытие современных центров обучения стало ярким символом успешного развития социально-экономического кадрового потенциала республики.
После возвращения в родной край из депортации в Среднюю Азию и Казахстан старейшины ингушей называли наличие школ важнейшим фактом новой жизни, замечательным и незаменимым богатством для нашего народа.
Людям было очевидно, что именно грамотное подрастающее поколение, вооруженное знаниями своей эпохи, способно успешно трудиться, жить, сохранять национальное, культурное и материальное наследие.
Учитель из числа местных жителей или приезжих представителей других народов всегда пользовался большим уважением в каждом населенном пункте нашего региона. Иначе и быть не могло, ведь он открывал детям и подросткам мир науки, профессиональных навыков, физической закалки и нравственных устоев.
Конечно, многое изменилось за три десятка лет в каждой сфере общественных, социальных и экономических отношений. Разного рода эксперименты и копирование зарубежных подходов в российской системе образования сказались на отечественной школе, авторитете учителей, требованиях к учебному процессу, на простых человеческих отношениях множества людей.
В прошлом каждый человек также осознавал, что именно такие люди, квалифицированные рабочие и знающие инженеры, талантливые и добросовестные врачи, умелые и ответственные строители, эрудированные агрономы и многие другие знатоки своего дела способны сделать Ингушетию процветающим краем. А основа, стартовая площадка кадрового народного потенциала создается, прежде всего, на этапе школьных лет.
Слабые школы, недостаток нормальных условий для воспитания и обучения подрастающего поколения, неизбежно создают комплекс морально-психологических трудностей. У многих людей, не получивших в школе необходимых уроков жизни в обществе, появляются навязчивые мысли доказать всем и каждому свою значимость. И если у них нет достаточно знаний, совести, стыда, чувства меры такое «доказательство» приносит много вреда.
Новые школы, которые строят и сдают в рабочий строй в Ингушетии в 2024 году – это, помимо всего прочего, создание отличных условий для всестороннего развития юной личности. И у меня есть огромная надежда, что первоклассники и выпускники современного периода – они будут другими, лучше, честнее, талантливее нас.
Создания равных качественных условий для детей из различных семей, богатых и малоимущих, реальная забота об учениках с ограниченными возможностями здоровья – великое дело. То есть, серьезное и всестороннее внимание к маленькому человеку, которому предстоит десять лет учиться и прийти на смену старшему поколению.
Когда внимательно изучаешь структуру, материально-техническое оснащение современных учебных учреждений, невольно думаешь о прошлом, сравниваешь условия наших школьных лет и нынешних. Поистине, в настоящее время, в эти последние три-четыре пятилетки в нашей республике создается стратегический запас школьного образования.
Трехэтажные, светлые и просторные корпуса, соответствующие всем современным стандартам, которые диктует образовательная система. Десятки учебных кабинетов, в которых мальчики и девочки смогут изучать информатику, химию и биологию, физику, иностранные языки, предметные лаборатории.
Плюс к этому кабинеты для внеурочной деятельности и индивидуальной работы, мастерская для работ по металлу и дереву, кабинет кулинарии, кабинет кройки и шитья. Учебные кабинеты оснащены магнитными, интерактивными досками, компьютерами.
В наших школах будущего большие залы для проведения различных торжественных мероприятий, спортивные залы, оснащенные различным оборудованием для эффективного занятия спортом. Медицинский блок, где при необходимости школьнику быстро окажут помощь, и проводится профилактический осмотр, обеспечивая крепкое здоровье учащихся. И, конечно, место для очень приятного дела - большая столовая, где всем хватит места.
На территории каждой школы зоны отдыха, подвижных и развивающих игр в соответствии с возрастными группами.
Физкультурно-спортивная зона представлена футбольным полем, площадкой для волейбола и баскетбола.
Речь о различных инструментах, которые государство дает юным россиянам, чтобы быть умными, здоровыми и успешными. Все это, для плодотворного изучения, совершения открытий в области биологии, создания новых материалов и лекарств, конструирования передовых производительных механизмов, освоения космоса с пользой для человечества, и много другого.
Недавно, проходя мимо одного такого объекта системы образования в Назрани, просто залюбовался аккуратными спортивными площадками, его благоустроенной территорией.
Приятно был удивлен, узнав, что в одной из новых школ города Сунжи предусмотрен кабинет музыки, оснащенный большим количеством музыкальных инструментов: балалайка, домбра, пианино, скрипка, флейта, кларнет, гусли, тамбурин, комплект баянов, кселофон. Думаю, многие школы Москвы и других крупных городов России не могут похвастаться таким музыкально-инструментальным ресурсом.
Десятки наших знаменитых жителей Ингушетии учились в школьные годы в самых скромных условиях. Можно сказать, при небольшом наличии различного оборудования учебных классов и кабинетов, слабой спортивной базы учебных учреждений, они все же сумели стать известными писателями, деятелями наук, инженерами, знаменитыми спортсменами.
Человек, любящий знания, стремящийся взять самое полезное у своих учителей, и при минимуме комфорта способен достичь максимальных успехов. А если мы создаем для него наилучшие условия, то вправе ожидать значительных достижений. Часть этой работы уже выполнена, и мы видим хорошие результаты. Поэтому, глядя на реалии сегодняшнего дня, с нашими общими победами и недоработками, плодотворной работой и формализмом, мы уверенно говорим: ветер истории дует в паруса Ингушетии!
Нынешнему поколению наших детей и внуков предстоит решать сложнейшие задачи обеспечения своих земляков и соотечественников пресной водой, лечения онкологических заболеваний, продуктивной переработки использования различного мусора. Им предстоит написать эффективные и понятные большинству людей законы, формулировать, пропагандировать и отстаивать принципы конструктивного и мирного сосуществования народов.
Мы просто навскидку перечислили ряд задач, на деле их ожидается сотни и тысячи. И у этих людей не будет опыта предыдущих лет в их решении, многое придется преодолевать впервые – потребуются большие знания и быстрая обработка огромного объема информации.
Кто сумеет завтра решить подобные проблемы? В поисках ответа на данный вопрос мы думаем о целеустремленной и одаренной армии выпускников школ, плодотворно функционирующих в данное время.
Современным папам и мамам надо посещать стены школьного учреждения, где обучаются их дети. Вместе с наставниками и педагогами направлять своего ребенка, а если надо - и заставлять ходить в творческие кружки, ответственно учиться и уметь трудиться. И, конечно, всеми силами стараться воспитать каждого школьника настоящим человеком, богобоязненным, человеколюбивым, порядочным.
Это важнейшая цель всех и каждого. Человек, получивший отличное образование, превосходно знающий выбранную профессию, обладающий колоссальными знаниями в определенном виде деятельности – несомненное богатство нашего края. Но если он, обладая такими знаниями и навыками плохо воспитан, способен на ложь и подлость, он превращается в долговременное зло, в моральный ноль и все было напрасно. И стало почти непоправимо.
Без сомнений, наши новые школы на многие десятилетия станут базой формирования достойных граждан российского государства. Для этого есть живой и многолетний опыт наших замечательных учителей, традиции, методы и способы обучения, проверенные временем.
Есть любознательные, открытые, устремленные в будущее дети и подростки. И результат обязательно должен быть с большим плюсом, радующим каждого жителя Ингушетии.