Общенациональная газета
Республики Ингушетия

Новости


Территория уюта и красоты

Трансформация городских пространств в Ингушетии учитывает запросы жителей

16.05.2025 14:45

Города Ингушетии создавались в разные времена, но достаточно давно, чтобы сложилась, а где-то и слепилась особая структура, схема расположения ключевых объектов, центральных улиц и коммуникаций.

Разумеется, все в жизни претерпевает со временем изменения, соответствующие запросам конкретного исторического периода. Когда-то на территории таких муниципальных образований, к примеру, были только остатки исторических строений и памятников, парки, рынки, административные здания, производственные учреждения и сотни домов частного сектора. Проходит несколько десятилетий и их население начинает расти, все стремительно преображается. Появляются новые дома, социальные и промышленные точки развития.

Сценариев подобной трансформации территории у каждого города и сельского поселения - множество. Главное, когда возникают проблемы для нормального функционирования муниципального хозяйства и комфортной жизни людей, правильно и вовремя на подобные вызовы реагировать. Это важная задача для местных властей, управленческих структур, профильных ведомств и служб.

Всякий населенный пункт, в определенной степени, сложный и развивающийся организм, в котором со временем неизбежны изменения. Чтобы еще раз в данном факте убедиться, достаточно вспомнить, как стремительно преобразился облик улиц, площадей и скверов в селах и городах Ингушетии за минувшие 30 лет. Достижения научно-технического прогресса, появление новых материалов и эффективных технологий позволили провести их строительство, реконструкции и кардинальное обновление.

Недавно, в апреле текущего года, говоря о формировании комфортной среды для жителей российских регионов, Президент РФ Владимир Путин, в ходе расширенного заседания президиума Госсовета отметил активную работу, которая уже ведется в данном направлении.

В субъектах Российской Федерации осуществляется реализация нацпроекта «Инфраструктура для жизни», чтобы создать комфортную, безопасную и удобную среду, снизить количество жилищных проблем и создать больше рабочих мест. Также всем надо постараться обеспечить доступность транспортных и социальных услуг, наличие качественных и безопасных дорог.

Достижению этих многоплановых целей, как указывается в информационных сообщениях, должна способствовать поддержка опорных населенных пунктов, в которых проживает две трети российских граждан. Они призваны укрепить экономический и инфраструктурный каркас нашего российского государства.

Следует отметить, динамичное и успешное строительство дорог стало одним из важнейших достижений для нашей республики. Это, как минимум, избавило жителей Ингушетии от кучи проблем и потери нервов в пути на работу и домой. И, самое главное, стало значительным стимулом для продуктивного развития малого бизнеса, сферы услуг, повышения качества жизни граждан.

При этом не секрет, что практически в каждом нашем городе есть места с ежедневными автомобильными заторами в час пик. Становятся сильной головной болью узкие улицы, через которые затруднительно проехать, если даже один автомобилист припарковался, где этого делать нельзя. Достаточно вспомнить насыщенную сервисом и услугами улицу Муталиева в славном городе Назрани, которая в районе республиканской больницы и других лечебных учреждений тревожит своей теснотой и неудобствами.

Или взять проспект имени Идриса Зязикова в Магасе, который ежедневно пересекают сотни и тысячи человек, движутся сотни и тысячи автотранспортных средств. Эта дорожная артерия окружена десятками социальных объектов. И, надо ожидать, в будущем их количество увеличится.

В такой ситуации невольно приходится задуматься о перспективах перегруженных участков. Периодически в социальных сетях звучат идеи переделки их в пешеходные зоны, с озеленением и последовательным благоустройством. Одним словом, превращение в сквер, аллею, парк и иные формы пространства, свободного от легковушек и автобусов.

Разумеется, такие решения требуют кропотливой, аналитической работы, умения предвидеть все удобства и проблемы, которые придется преодолевать в итоге. В первую очередь, речь о наличии дорог по параллельным направлениям, пропускная способность которых позволяет реализовать подобные проекты.

Известно, что всякое градостроительство направлено на создание гармоничной, уютной, радующей людей среды проживания и трудовой деятельности. Это напрямую связано с созданием достойных условий для жизни сотен тысяч людей, надежной экологической безопасности, эффективной работы заводов и фабрик, научной сферы и объектов культуры, стабильного функционирования системы ЖКХ. Задачи - типичные для Ингушетии и других уголков России.

К счастью, у специалистов в Ингушетии сегодня есть возможность изучить многолетний и масштабный опыт муниципальных образований в нашей стране и за рубежом. Взять, так сказать, за основу главные принципы «превращения» транспортных пробок в зоны отдыха, торговли и творчества.

Обычному обывателю первым на память приходит знаменитый Арбат в Москве, который днем и ночью влечет жителей российской столицы и ее гостей. В турецком Стамбуле, в одном из крупнейших мегаполисов мира с многомилионным населением таких мест несколько. Также власти Нью-Йорка несколько лет назад позаботились о превращении исторической части Бродвея в пешеходную улицу. Благодаря перепланировке крупный город получил более 6 тысяч квадратных метров общественных пространств.

Аналогичных мест, являющихся центром притяжения местных жителей и гостей, в разных уголках мира предостаточно. На многих из них есть велодорожка, разрешен проезд только общественного транспорта, действуют ограничения или полный запрет на проезд автомобилей. Здесь сотни квадратных метров, где асфальт и зеленая трава, металл и бетон, цветущие деревья и декоративные фонари составляют единую композицию, привлекательный муниципальный пейзаж.

По словам исследователей данной темы, в районе таких пешеходных зон со временем уменьшается количество дорожно-транспортных происшествий, больше граждан приобщается к здоровому образу жизни, растет количество социальных связей различных слоев населения. Они становятся местами открытых творческих выставок, функционирования различных торговых точек и так далее.

Подобно тому, как сегодня проходит голосование по выбору общественных территорий приоритетного благоустройства, при необходимости можно обсуждать и данную тему в Малгобеке, Магасе, Назрани, Сунже и других населенных пунктах.

Думается, жители республики с интересом предложат свои идеи, поделятся точкой зрения, аргументами «за» и «против» создания из перегруженных участков автомобильных дорог новых пешеходных зон. В первую очередь, естественно, надо представить, вообразить вариант большой пешеходной зоны в региональной столице. Вместе ответить на вопросы: Нужно это в настоящее время или завтра? В каких объемах, и на каких участках? Насколько готовы альтернативные варианты движения автомобильного транспорта и многое другое. Главное - задача не сверхсложная, решаемая в рабочем порядке, учитывая местную специфику, с пользой для людей.

Подпишитесь на электронную газету

(PDF) версия еженедельной общенациональной газеты «Сердало» и получайте свежие номера не выходя из дома!

Подписаться
Вверх