Тешал Ужахов из селения Барсуки
Он учил что никакой авторитет, даже всенародная любовь не дают смертному право жить чужим трудом
Обычаи и традиции ингушского народа совершенствовались тысячелетиями. Поэтому они оказались настолько близкими исламу. Мы должны их свято беречь и не позволять опошлять никому и ни при каких условиях. Уважительное отношение к женщине, почитание старших, уважение в семье, особое отношение к гостю, коллективная взаимопомощь и общественные работы, единство в горе и в праздники, умение быть милосердными и уступчивыми — все эти качества объединяют нас и берегут нашу честь.
Кунта—Хаджи говорил: «Призывайте любить Всевышнего Аллаха, любите справедливость. Желайте своему брату того же, что желаете себе. Не старайтесь быть богаче, выше, сильнее других. Делитесь с людьми тем, чем одарил вас Всевышний. Остерегайтесь, что кто-то вам будет завидовать в богатстве. Пусть вам завидуют в учёности, справедливости и щедрости».
Тарикат Кунта-Хаджи, обращенный, в первую очередь, к бедному человеку, добывающему хлеб своим трудом, проповедовавший равенство между людьми и внутреннее достоинство каждого человека, отвечал состоянию ингушского общества того времени.
Девятнадцатый век был для ингушей веком тяжелых испытаний. Они подвергались произволу царских властей, их изгоняли с исконных земель, многие вынуждены были покинуть землю отцов. Часто из-за потери клочка земли, после травли посевов и уничтожения сел царскими войсками, многие становились абреками. В атмосфере бедности и безысходности ингуши, однако, не просили подаяния, не бросали своих сородичей на произвол судьбы, не теряли человеческого достоинства. Главной их духовной опорой и силой стал ислам, который помог им выстоять в самые трудные времена, сохранить свою самобытность, нравственную чистоту и просто выжить физически.
Однажды к Кунта-Хаджи пришел мюрид с бечевкой и спросил у него: «Почему ты такой бедный, а обладаешь такой силой?» На что устаз ответил: «Потому что ничего чужого ко мне не прикоснулось, даже такая бечевка».
Кунта-Хаджи насаждал мир между людьми, уважительное отношение к окружающим, предостерегал против самоубийственных войн, проявляя неуступчивость в главном. Ему приписывают следующие слова: «Ваше оружие — четки, не ружьё, не кинжал. Против этого оружия бессильны тираны, ибо никто из тиранов не сильнее Всевышнего Творца. Погибать в схватке с врагом намного сильнее себя подобно самоубийству. А самоубийство — самый тяжкий грех из всех земных грехов. Не носите с собой оружия, держитесь подальше от него. Оружие напоминает вам о насилии и уводит в сторону от истинного пути. Сила оружия — ничто, по сравнению с силой души человека, верно идущего по тарикату. Всякое оружие — признак неуверенности в том, что Всевышний Аллах придёт на помощь в нужный час. Кроме того, иблис постоянно вытягивает вашу руку к рукоятке кинжала или ружья. Вы становитесь жертвой иблиса.
Если над вашими женщинами будут совершать насилие, если вас будут заставлять забыть язык, культуру и обычаи, подымайтесь и бейтесь до смерти, до последнего оставшегося!».
Глубоко опечаленный ингушский народ, расставаясь с устазом, обратился к нему: «Ты покидаешь нас. На кого ты оставляешь нас, кто будет нашим наставником?
Устаз спросил: «Кого ваше сердце одобряет, кого вы считаете достойным быть вашим предводителем».
Ближе к устазу стояли богатые и знатные ингуши. Народ начал выкрикивать именитых ингушей.
Устаз, спокойно выслушал всех, сделал паузу, и, указав рукой в глубину толпы на мужчину в потертом, но опрятном тулупчике, скромно стоявшего у изгороди, негромко сказал: «Вот тот человек достоин быть вашим наставником». Это был Тешал Ужахов, сын Экажа, из селения Барсуки (Бурцукх-Юрт).
Пораженные таким выбором устаза, люди замерли. Изумленные ингуши сказали шейху: «Да ведь он человек бедный, неизвестный. Что он может сделать?..». Шейх был непреклонен и молвил: «Знать бы вам, что Тешал — один из лучших среди мусульман на Кавказе. Этому праведному человеку дано свыше указать спасительную дорогу в рай тысячам людей. Я прошу вас во всех жизненных вопросах советоваться с ним. Кто выступает против него, тот выступает против меня. Стыдно и грешно пытаться выделяться от других высокой, дорогой шапкой. Лишняя еда, лишний сон, лишняя одежда, лишние жилища не приближают, а отдаляют нас от Всевышнего Аллаха. Каждый мусульманин красив умеренностью и скромностью, умеренность и скромность — ключи, открывающие калитку к тарикату. Мюриды не из тех, кто ищет для себя рая на земле. Но для мюридов было бы счастьем сделать на земле рай для других. Поэтому мюриды, идущие по тарикату, должны беречь, украшать, лелеять эту землю и всё, что вокруг них. Мюрид должен оставить после себя добрый, яркий след как пример для всех людей. Сгорая любовью ко Всевышнему Аллаху и ко всем людям, он должен показать истинное предназначение человека на земле».
Трижды обращались люди к своему устазу с сомнениями и трижды великий шейх назвал имя Тешала Ужахова. Затем он прочитал дуа (молитву) и только после этого народ принял его предложение. Однако часть ингушей сопровождала Кунта-Хаджи до границы с Чечней, все еще надеясь, что он изменит свое решение.
И позже, как рассказывают почтенные старцы, люди спрашивали своего устаза Кунта-Хаджи: «Почему кому-то ты делаешь хорошее: возвеличиваешь, хвалишь, выделяешь среди нас, а других обходишь этой похвалой и высокой оценкой?»
Устаз отвечал им: «Человек, который собрался молоть зерно, отправляясь на мельницу, внимательно осмотрит мешок. Выдержит ли он груз, есть ли в нем прорехи, насколько он надежен. Так и я, лишь убедившись, что человек, принимающий сокровенные знания, либо власть, не растратит их напрасно, передаю ему их. Если бы это было иначе, то знания или власть были бы доступны всем, а значит, они потеряли бы цену и пользу, которую имеют для нас».
Устаз не ошибся. Велика оказалась роль его избранника в очищении народного сознания от язычества, в укреплении духовной стойкости ингушей, в утверждении ислама, личным примером. Известно, что моральный авторитет Тешала среди населения был столь высок, что без совета с ним ни в одном селе ни одного претендента не назначали на должность туркха, тамады мюридов.
Что же за личность был Тешал Ужахов, ингушский крестьянин, живущий скромным трудом земледельца, ставший духовным наставником народа!? Судя по местным преданиям, его русским аналогом и предшественником мог бы считаться Серафим Саровский, за свою самоотреченность и благочестивость признанный православным святым. Но людская память сохранила еще и безыскусственные рассказы сельских стариков, эти рассказы передавались из уст в уста и дошли до наших дней, представив нам в живых чертах облик этого, несомненно, неординарного, особенного человека, не вполне вписывающегося в реальность своего времени. Говорят, был он среднего роста с благообразным и застенчивым лицом, с черной бородкой. (Его сыновья были похожи на него, особенно Хасан.) С людьми Тешал разговаривал тихо. Боясь смутить собеседника, не заглядывал ему в глаза. Предпочитал пищу из проса, которое сам выращивал.
Однажды на отдаленном поле, принадлежавшем его семье, Тешал увидел какое-то движение и, стараясь разглядеть, что же это такое происходит за рекой, спросил свою жену Жамалт: «Посмотри, вон там, на поле где мы посеяли просо, не отара чья-нибудь забрела?»
«Это работают мюриды, которых привел твой сын Хасан. Они косят там просо, посеянное нами», — ответила, довольная этим обстоятельством его жена Жамалт. Однако Тешал не разделил ее радости ни на секунду и сурово предупредил: «В Судный день обличу воровкой, если ты вкусишь даже ничтожную долю этого проса, собранного чужим трудом».
Мюриды пришли по доброй воле, готовые с радостью помочь, убрать поле человеку, столько сил отдающего чужим заботам, однако и это он считал недопустимым для себя.
Тешал не позволял организовывать белхи (существующий у многих народов обычай сельской взаимопомощи) для строительства себе дома, но всегда старался организовать такую совместную работу для других. В первую очередь — для бедных, вдов и сирот.
Он говорил людям: «Знайте! Только скромный человек, честным трудом добывающий кусок хлеба насущного, заслужит милость Аллаха! Надменные и гордые, черствые сердцем люди обречены испытать гнев Аллаха, и не будут они никогда близки Всевышнему Аллаху». Тешал учил, что никакой авторитет, никакое положение в обществе, даже всенародная любовь не дают смертному право жить чужим трудом. Но остерегал и от зависти. На любое богатство, достаток, любые плоды, добытые трудом рук другого человека, никому нельзя посягать, учил он.
Жил Тешал в саманном доме, покрытом черепицей, из двух комнат и кухни, с деревянными полами. Держал скот, за которым сам ухаживал, огород, который обрабатывали с женой.
Жена его была из рода Гордановых из с. Сагопши, дочь Эстмара, родная сестра легендарного Торко-Хаджи. Жамалт была женщина высокая и крепкая, с благородным, приветливым лицом. Характер имела спокойный, к людям относилась доброжелательно, отличалась щедростью и трудолюбием, умела хорошо готовить, особенно вкусными у нее получались чаьпилгаш. Она сопереживала чужому страданию и помогала бедным людям. Жамалт умела лечить народными средствами. Часто лечила детей.
До самого своего конца Тешал поддерживал в людях дух доброжелательности. Посещая плоскостные и горные аулы, в своих беседах с народом Тешал не уставал напоминать людям три закона, три неизменных правила жизни, которые он получил от своего устаза Кунта-Хаджи, и от которых не отступал никогда.
• Большой или маленький, узнав о смерти любого человека, иди и раздели горе с родными и близкими умершего, поддержи их.
• Если знаешь, что там, где ты живешь, кто-то засыпает голодным, отнеси ему часть своей еды.
• Если между двумя людьми случилась ссора и разлад, делай все, чтобы примирить их, но сделай это без промедления.
Тешал Ужахов был одним из тех поводырей народа, прозревавших его будущее и учивших людей стойкости духа. Им не было разницы стар или млад перед ними, возвышенный кем-то или порицаемый многими обратился к ним — для каждого были открыты их сердца. Они видели человека, как человек видит свое отражение в зеркале. Истина не знала искажения в их устах. А потому их наказ всегда должен присутствовать в размышлении народа до тех пор, пока этот народ существует на земле.