Общенациональная газета
Республики Ингушетия

Регистрация смерти

Узнайте, как получить свидетельство о смерти в вашем регионе

11.08.2021 15:48

Смерть всегда приходит внезапно и приносит с собой не только горе, но и необходимость решать множество разных вопросов и оформлять множество документов. Фактически родственникам некогда горевать, ведь кроме организации похорон в первые же дни после смерти нужно посетить множество разных инстанций, чтобы уладить последние дела покойного. Это неприятные, но необходимые обязанности, ведь если все не решить, проблемы будут у оставшихся в живых.

В каких случаях можно зарегистрировать смерть человека?

Зарегистрировать смерть и получить свидетельство о смерти можно только в том случае, если факт смерти человека подтвержден документально. Такими документами могут быть:

• медицинское свидетельство о смерти;

• решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу;

• документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий.

Кто и когда должен заявить о смерти?

Заявить о смерти устно или в письменной форме обязаны:

• супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным способом информированное о наступлении смерти;

• медицинская организация или организация социального обслуживания в случае, если смерть наступила в период пребывания лица в данных организациях;

• учреждение, исполняющее наказание, в случае, если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в местах лишения свободы;

• орган внутренних дел в случае, если смерть осужденного наступила вследствие приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни);

• орган дознания или следствия в случае, если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти, когда личность умершего не установлена;

• командир воинской части в случае, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы.

Заявление о смерти должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего.

Какие документы потребуются, чтобы получить свидетельство о смерти?

Для регистрации смерти вам понадобятся:

• заявление;

• документ, подтверждающий смерть: медицинское свидетельство о смерти, решение суда обустановлении факта смерти или признании человека умершим, документ, подтверждающий смерть реабилитированного человека;

• документ, удостоверяющий личность заявителя;

• документ, удостоверяющий личность умершего (при наличии).

Если заявитель или умерший — иностранный гражданин или лицо без гражданства, потребуется нотариально заверенный перевод на русский язык документа, удостоверяющего личность

При обращении с заявлением о смерти паспорт умершего сдается в орган записи актов гражданского состояния.

Куда необходимо обратиться для государственной регистрации смерти?

Государственная регистрация смерти производится органом записи актов гражданского состояния по

• последнему месту жительства умершего;

• месту наступления смерти;

• месту обнаружения тела;

• месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти;

• месту жительства родителей (одного из родителей), детей, пережившего супруга.

• месту нахождения суда, вынесшего решение об установлении факта смерти или объявлении лица умершим.

Государственная регистрация смерти производится в день обращения:

• составляется запись акта о смерти;

• выдается свидетельство о смерти;

• выдается справка о смерти.

Где производится государственная регистрация смерти, если смерть наступила в транспорте (поезде, самолете, судне и т.д.)?

В случае если смерть наступила на судне, в поезде, в самолете или в другом транспортном средстве во время его следования, государственная регистрация смерти может быть произведена органом записи актов гражданского состояния, расположенным на территории, в пределах которой умерший был снят с транспортного средства.

Что делать, если гражданин Российской Федерации умер за границей?

Если гражданин Российской Федерации умер за границей, свидетельство о смерти нужно получать в консульском отделе посольства Российской Федерации на территории того государства, в котором наступила смерть, или в компетентном органе этого государства. Затем документ нужно легализовать в том государстве, в котором выдано свидетельство о смерти.

Какие инстанции нужно посетить после получения свидетельства о смерти и справки о смерти?

• Пенсионный фонд

Если умерший был пенсионером, то в Пенсионный фонд нужно сообщить о его смерти, чтобы прекратили начисление пенсии. Кроме того, наследники имеют право получить пенсию за последний месяц жизни, если покойный ее не получил и получить пособие на погребение, положенное каждому человеку, вне зависимости от возраста.

• Управляющая организация и другие коммунальные службы

Уже после похорон, но в течение первого месяца после смерти необходимо известить о смерти родственника управляющую организацию или ТСЖ, а также остальных поставщиков коммунальных услуг. Это необходимо для:

• снятия его с регистрации по месту жительства (займется паспортист из УО или ТСЖ);

• прекращения начисления коммунальных платежей, которые зависят от количества зарегистрированных в квартире людей;

• прекращения действия льгот, если они были у покойного.

• Банк, в котором у покойного был счет или кредит

Кредитные организации, в которых у умершего человека были счета, банковские карточки и кредиты нужно известить о наступлении смерти как можно быстрее. Во-первых, это позволит защитить деньги на счетах от различных возможных мошеннических действий, во-вторых банк остановит начисление процентов по кредиту со дня смерти заемщика.

• Нотариальная контора

Нотариус должен открыть наследное дело после смерти. Это происходит по заявлению наследников, вне зависимости от того, было у умершего составлено завещание или нет. Это может быть любой нотариус в городе или муниципальном округе, где проживал умерший.

Вступление в наследство происходит через 6 месяцев, но начать процедуру нужно как можно раньше. Ведь нотариус должен определить объем наследной массы, то есть выявить все имущество, которым владел умерший и определить круг его наследников. Кроме того, именно он уполномочен выдать бумагу для банка, по которой можно получить деньги со счета еще до вступления в наследство. Особенно это актуально тем, у кого внезапно умер единственный кормилец, на счетах которого были аккумулированы все средства.

По всем этим вопросам вы можете получить консультацию у сотрудников органов ЗАГС, у сотрудников органов социальной защиты населения, а также у сотрудников пенсионного фонда.

И.о. начальника отдела ГС ЗАГС Ингушетии г. Магас Р.А. Картоева

Подпишитесь на электронную газету

(PDF) версия еженедельной общенациональной газеты «Сердало» и получайте свежие номера не выходя из дома!

Подписаться