Общенациональная газета
Республики Ингушетия

Башня предков

В 1999 году Чахкиевы восстановили свою родовую башню в горах Ингушетии

05.02.2024 10:51

Порой в жизни человека происходят события, которые заставляют его взглянуть на мир иначе и открывают перед ним новые важные жизненные ориентиры. История жителя Ингушетии Юсупа Чахкиева – яркое тому подтверждение. Однажды он решил обратиться к корням своего рода, задавшись целью восстановить родовую башню в горах, которая была давно разрушена временем. Это решение стало поворотным моментом в жизни Юсупа Саюповича, ведь вновь возвести стены средневековой фамильной башни – это не какой-то амбициозный проект, а возможность вернуть современникам их наследие, созданное далекими предками, сохранить историю своего рода для будущих поколений…

«В тот памятный для меня день я оказался в горах Ингушетии по служебным делам – мне предстояло оценить ущерб, нанесенный местным жителям разыгравшейся накануне стихией. Побывал и в старинном горном селении Гули. Когда выдалось свободное время, попросил показать мне боевую башню Чахкиевых. Увиденное произвело на меня удручающее впечатление – от памятника средневекового каменного зодчества сохранился лишь один остов. Время не пощадило каменного стража истории... Немой укор разрушенной родовой башни отозвался болью в моей душе и с той поры я потерял покой. Нужно было срочно что-то предпринимать, действовать!», – делится сегодня Юсуп Чахкиев.

Мой собеседник стал бить тревогу, рассказывая старейшинам и молодым представителям своей фамилии о том, что пройдет еще совсем немного времени, и от башни Чахкиевых не останется в горах Ингушетии и следа. Большинство из тех, к кому обращался Юсуп Чахкиев, прониклись его болью и тревогой. И вскоре на фамильном сходе было принято решение заняться реставрацией башни, начать её восстановление.

Ответственным за большое общее дело Чахкиевы определили Юсупа. В иной ситуации это могло бы стать проявлением мысли о том, что инициатива всегда наказуема. Но только не в этом случае. Ведь, прежде всего, решение схода основывалось на глубокой уверенности людей в том, что именно Юсуп, благодаря своему неравнодушию, личным качествам, жизненному опыту и способности предпринимать взвешенные и обдуманные шаги, сможет успешно выполнить возложенные на него обязанности. Забегая вперед, можно сказать, что так оно и случилось - Юсуп Саюпович, получив полный карт-бланш и возможность продемонстрировать в деле собственные таланты и умения, сумел сполна проявить организаторские способности.

Был объявлен сбор средств, и хотя для реализации идеи восстановления родовой башни предстояло преодолеть еще множество трудностей и препятствий, начало большому делу было положено.

В любом начинании главное - не отступать от своей цели и искать способы воплотить в жизнь свой замысел. Этой наукой Юсуп Чахкиев овладел еще в юные годы. Он родился 1 ноября 1957 года в Алма-Ате. Приехав на Родину, в 1977 году окончил Назрановский совхоз-техникум и по комсомольской путевке был направлен в совхоз «Экажевский», где его сразу избрали секретарем комсомольской организации. Через какое-то время молодой парень возглавил профсоюз.

В 1983 году, оставив за плечами учебу в Ставропольском сельхозинституте, Юсуп стал в этом же хозяйстве агрономом, а позже хорошо зарекомендовал себя и в должности главного экономиста Назрановского ремонтно-технического предприятия. С 1989 года трудился в страховых организациях региона, в последующем став генеральным директором САО "Росгосстрах - Ингушетия". В 2002 году окончил Северо-Кавказскую академию государственной службы, и успел поработать какое-то время в Правительстве Ингушетии.

Этих коротких строк из биографии Юсупа Саюповича достаточно, чтобы понять его отношение к жизни. Он из тех людей, которые не останавливаются на достигнутом, ставят перед собой новые цели и не привыкли отступать. Не собирался он отступать и на сей раз, призвав своих однофамильцев объединиться для важной миссии.

Его благородное стремление нашло понимание, многие поддержали этот проект, а одним из горячих сторонников идеи восстановления родовой башни стал Юсуп Лабзанович Чахкиев. Ему было уже немногим за семьдесят и жил он в ту пору в Пригородном районе. Обладая прекрасной памятью, этот уважаемый окружающими человек, проживший нелегкую жизнь, рассказывал молодым людям, вдохновленным этой идеей, истории о прошлом, из уст в уста дошедшие до него от далеких предков.

Юсуп Лабзанович вспоминал, как их родовая башня выглядела в годы его юности, показывал границы, в которых она располагалась. Рассказы умудренного жизненным опытом старца были полны деталей и красок, позволяя слушателям ощутить дух времен, пролетевших над каменной твердью горной Ингушетии, и проникнуться уважением к своим предкам, прочно стоявшим на своей родной земле.

Он был глубоко убежден в необходимости восстановления родовой башни, которая являлась символом их рода и связи с землей отцов. Юсуп Лабзанович справедливо считал, что восстановление разрушенной башни будет важным шагом к сохранению истории и культуры ингушского народа, а также создаст еще одно знаковое место, где будущие поколения смогут узнавать о своих корнях, об обычаях и традициях предков.

Молодежь из рода Чахкиевых жадно вслушивалась в слова старейшины. По праву став одним из вдохновителей проекта, он заметно прибавил энтузиазма и его инициатору, всколыхнувшему своей неравнодушностью интерес к культурному наследию и истории рода у многих Чахкиевых. Вторили этому и другие уважаемые люди.

Не так уж много времени заняла подготовка документов для получения разрешения заняться восстановлением памятника истории от Министерства культуры Ингушетии. Но где найти профессиональных каменщиков, которые смогут выполнить столь сложную и ответственную работу? Этот вопрос оставался открытым достаточно долго. Поиски, начатые Юсупом Саюповичем, не приносили никакого результата.

В очередной раз приехав в Гули, где у подножия башни Чахкиевых уже копился необходимый строительный материал, Юсуп зашел к местному жителю-однофамильцу Багаудину. Делясь с хозяином дома возникшей проблемой, он случайно обратил внимание на каменную кладку навеса – чья-то умелая рука возвела это строение из дикого камня. В тот миг лицо Юсупа просветлело – ведь это как раз то, что нужно! Родственник охотно рассказал, что навес ему построили мастера-аварцы из селения Кенхи, лежащего в высокогорье Чеченской Республики. Через пару дней вместе они и отправились туда.

Это был полный опасностей путь – шел 1999 год, и Россия стояла на пороге второй чеченской войны. На территории соседней республики – разгул бандитизма, волны которого перекатывались в близлежащие регионы. На первом же федеральном блок-посту военные с недоумением встретили путешественников – пропадете там и никто вас не найдет. Но «жигуленок» Юсупа все же продолжил свой путь навстречу тревожной неизвестности.

Добравшись, наконец, в Кенхи, Чахкиевы без труда нашли дом нужного им мастера-каменщика. Только поначалу тот категорически отказался ехать в Ингушетию: не те, мол, времена нынче, чтобы покидать стены родного дома. И все же долгие уговоры Юсупа растопили сердце аварца. Он дал согласие и стал собираться в путь, позвав с собой односельчанина, который тоже владел искусством обработки и кладки дикого камня.

«Меня в тот момент посетило сомнение, а вместит ли мой «жигуленок» все инструменты каменщиков-горцев? В моем представлении они у них должны были быть особенными, как те огромные предметы в руках древних строителей с картин современных художников. И когда Хусейн подошел к нашей машине с небольшой сумкой в руках, я спросил, а где же его инструменты? Мастер улыбнулся и, достав из сумки небольшой молоток, тут же продемонстрировал его в деле, склонившись к камню, лежавшему во дворе. «Нужно видеть швы», - просто сказал мастер и почти незаметным движением молотка рассек камень на две части», - рассказывает Юсуп Саюпович.

Вскоре в Гули закипела работа. К аварским каменщикам присоединился еще один их соплеменник, находившийся в это время в Ингушетии, с радостью подсобничали мастерам молодые чахкиевские парни, приезжавшие в горы из плоскостной Ингушетии. Объединился весь род – кто-то договаривался о рубке леса, другой заправлял машины, отправляющиеся в горы или предоставлял свой КАМАЗ для доставки грузов на стройплощадку. Кому-то было поручено закупать на всех продукты или привозить дрова для костра. Маленьких и больших дел и забот хватило на каждого.

Юсуп Саюпович называл мне имена тех, кто в той или иной мере был задействован в этой знаковой стройке. Привести все эти имена здесь нет никакой возможности. Они записаны в уже пожелтевшем от времени «гроссбухе», где Юсуп скрупулезно отмечал и то, на что ушла каждая копейка из собранной и доверенной ему однофамильцами суммы денег.

Башня Чахкиевых день за днем все выше поднималась в небо. Работа спорилась быстро. Всё было организовано так, чтобы мастерам-каменщикам было комфортно, и это, конечно, отражалось на результате. Однако на завершающем этапе строительство было прервано трагическими событиями, развернувшимися в Дагестане. 7 августа 1999 года отряды боевиков вторглись в приграничные с Чечней районы республики, и встревоженные этим мастера из Кенхи спешно засобирались в путь. Чахкиевы заплатили им за уже сделанную работу и проводили их домой.

«Башня к тому моменту была уже практически восстановлена, оставалось возвести еще всего лишь 90 сантиметров и уложить крышу. Остро встал вопрос, кто же это сделает? И тогда наш однофамилец Магомед-Башир Туганович, пожилой уже человек, долгие годы проработавший в строительных организациях города Грозного, вызвался попробовать. С помощью подручных ему это удалось, и вскоре мы все собрались на большой фамильный праздник у подножия нашей восстановленной боевой башни», - рассказывает Юсуп Саюпович Чахкиев.

Перебирая фотографии той поры, запечатлевшие различные этапы возведения родовой башни, он вглядывается в лица счастливых людей и рассказывает о каждом из них. Кого-то из тех, чьи образы хранят фотоснимки, уже нет с нами, другие за минувшие годы превратились из юношей, восторженно глядящих на мир, в солидных и основательных мужчин, с чьим словом сегодня считаются окружающие. Время не стоит на месте, стремительно убегая вперед.

У каждой эпохи свой знак и своя отметина. Но во все времена в сердце каждого ингуша живет тепло очага далеких предков, надежно укрытого за стенами родовой башни. Свет огня, зажженного в этом очаге в незапамятные времена, ведет по жизни поколение за поколением. Он высвечивает мужество горцев и честь горянок, доносит легенды прошлого, показывая нашим современникам примеры подлинного человеческого благородства, высокой нравственности и искренней любви к Отечеству.

По весне Чахкиевы вновь соберутся у своей башни, чтобы привести её в порядок, навести чистоту на прилегающей территории, поговорить об общих заботах и вспомнить о минувших временах. Молодежь будет увлеченно слушать рассказы старших, которые снова напомнят подрастающему поколению о том, как важно человеку знать о своих корнях и народной истории, чтить обычаи и традиции предков, уважать культуру своего народа.

Подпишитесь на электронную газету

(PDF) версия еженедельной общенациональной газеты «Сердало» и получайте свежие номера не выходя из дома!

Подписаться