Седая древность в контексте современности
В Доме народного творчества Ингушетии рассказали об особенностях старинной ручной мельницы ингушей
Прикосновение к седой старине, к быту далеких предков вызывает живой интерес у подавляющего большинства людей. И не случайно к этому направлению обращен пытливый взор различных специалистов. Богатое материальное и нематериальное наследие ингушского народа открывает широкий простор для поиска, изучения и увлекательных исследований. Одним из признанных лидеров в этой сфере является Дом народного творчества Ингушетии, усилиями коллектива которого возрождаются древние технологии и ремесла, бытовавшие у ингушей в далеком прошлом.
«Следует отчетливо представлять себе, что богатое культурное наследие ингушского народа свидетельствует о его неисчерпаемом созидательном потенциале и вековой истории, уходящей своими корнями в древность. И потому сегодня очень важно восстанавливать утраченное, воссоздавая этим живую связь времен и преемственность поколений. Продолжая жить в контексте современности, культурное наследие прошлого, материальная и нематериальная культура, оставленная нам в наследство нашими предками, обогащают нас духовно. Они дают нам то осознание самобытности культуры ингушского народа, которое необходимо для более глубокого познания окружающего нас уникального культурного многообразия, созданного другими российскими народами», — отметила в интервью Общенациональной газете «Сердало» Марем Котиева, заслуженный работник культуры республики, исполняющая обязанности директора Республиканского Дома народного творчества им. заслуженной артистки России К. А. Евлоевой.
Недавно Дом народного творчества Ингушетии получил в свое распоряжение интересный предмет старинного ингушского быта — ручную мельницу («келхьар») с каменными жерновами. Эту фамильную реликвию принес методист отдела этнографии РДНТ Байали Хайров.
Мельница, изготовленная из мягкого известняка, принадлежала семье Хайровых. Владелица мельницы Хайрова Айшет Эльбердиевна родилась в 1919 году. Хозяйки не стало девять лет назад, но предмет, которым она пользовалась, сохранился и теперь предстал перед исследователями.
Оказавшись в Доме народного творчества Ингушетии старинная ручная мельница, безусловно, сразу же стала предметом изучения специалистов. Руководитель отдела этнографии РДНТ Тамила Хутиева прежде всего произвела фотовидеофиксацию объекта, а художник-иллюстратор Зина Газдиева сделала его зарисовки. Байали Хайров, в свою очередь, занялся описанием устройства ручной мельницы.
Кстати, у этой ручной мельницы интересная судьба — вместе со своей хозяйкой она пережила трагические годы сталинской депортации ингушского народа. Семья Хайровых, жившая до депортации в Даттыхе, забрала мельницу с собой. Мельница верой и правдой служила Хайровым в далеком краю, а спустя 13 лет тоже вернулась с ними в горы, чтобы снова продолжить свое предназначение.
Жернова ручной мельницы представляют собой круглые и плоские камни с отверстиями посередине. Как описывает Байали Хайров, наши предки изготавливали их из твердых (базальтовых, гранитных) или мягких (известняка) пород камня.
Бегунок или, как еще его называют, — верхняк (по-ингушски — кхеста кхера, маIа кхера) — это верхний подвижной вращающийся жернов. Верхняя часть бегунка зачастую бывает слегка выпуклой. На нижней части бегунка по обе стороны от отверстия сделано углубление ромбовидной формы. Это гнездо для деревянного фиксатора.
Лежняк (нижняк, по-ингушски нана-кхера, хьайра кхера) — нижний неподвижный жернов.
Фиксирующее устройство состоит из деревянной втулки (кружловина — «загал»), плотно всаженной в отверстие нижняка со вбитым в нее железным штырем («чIий»), на который насажен плоский деревянный фиксатор ромбовидной формы, обеспечивающий движение бегунка по кругу. Ручка («колта») изготовлена из дерева.
Для сбора помола (ахьар: жувр, хьоар, Iов (крупа)) использовалась подстилка из домотканого полотна из растительных волокон («гата») или же дубленой кожи («тIорск»).
«На режущей стороне (на моловом поясе) жернова для прохождения зерна высечены несколько ступеней: зерно-проводящая, зерно-разламывающая, зерно-размельчающая и мукомольная, — говорит Байали Хайров. — Для затачивания молового пояса жернова существовали разные приемы.
Один из таких приемов на ингушском языке носит название «оага» («хьайра оагаяр») и представляет собой высеченные зубилом («ост») на жернове радиально расходящиеся от центра линии. Это относится к жерновам из твердых пород камня.
Жернова из рыхлого (мягкого) известняка, в составе которого имеются створки моллюсков, имели способность самозатачиваться по причине того, что мягкая часть камня изнашивается быстрее, в отличие от окаменевших створок.
Между тем, интересна и сама этимология термина «келхьар». Хьайра — производное от хье «молоть, размалывать; мять, разминать». Келхьар — [кара (производное от ка «рука, хватка» + хьайра «мельница»)] ручная мельница».
Бесценными информаторами, чьи свидетельства легли в основу описания ручной мельницы «келхьар», стали наряду с Хайровой Айшет Эльбердиевной (1919-2014 гг.), проживавшей в сельском поселении Нестеровское, бывший заведующий общественной водяной мельницей в Даттыхе, уроженец этого села Балхоев Баадул Албастович (1890-1976 гг.), а также Аушев Муса Эльбердиевич (1928-2019 гг.) из города Сунжа и жительница сельского поселения Даттых Пидиева Рапиат Абукаровна (1951 года рождения).
Теперь этот интересный предмет, которым когда-то пользовались в обиходе ингуши, станет украшением фондов Дома народного творчества Ингушетии.