Красота и изящество, дошедшие через века
В экспозиции Ингушского государственного музея краеведения им. Т. Х. Мальсагова представлены украшения, изготовленные древними ингушскими ювелирами
В Ингушском государственном музее краеведения им. Т. Х. Мальсагова работает экспозиция, которая знакомит посетителей со старинными украшениями ингушских женщин. Уникальная музейная коллекция переносит зрителей в далекое прошлое, соприкоснувшись с которым, никто не останется равнодушным. Мы попросили рассказать об этой интересной коллекции научного сотрудника музея Розу Гойгову.
— История возникновения украшений говорит нам о том, что первоначально украшать себя начали мужчины, а не женщины, — говорит Р. Гойгова. — Именно украшения позволяли отличить царя от охотника, вождя от воина. Очень важно отметить, что украшения (прежде всего женские) на Кавказе выполняли множество функций. Они были не только украшением как таковым, нарядно дополняя костюм. Женские украшения одновременно служили явными символами достатка, а порой и своеобразными оберегами. Тщательно скомпонованный комплекс украшений играл заметную роль практически на всех этапах традиционного свадебного цикла.
Украшения ингушских женщин совершили длительную историческую эволюцию, будучи неотъемлемой частью народного костюма. Их разнообразие впечатляет: серебряные, золотые и медные серьги и височные подвески, золотые, серебряные и медные кольца, бляхи для головных уборов (курхарс), пуговицы-бубенчики, фигурные подвески, бронзовые нашивки, кольца и перстни с глазками из цветного стекла. Из шейных украшений часто встречаются нитки самых разнообразных бус — из стекла, цветной пасты, сердолика и, реже, янтаря.
В XIX — начале XX в. в костюме ингушек сохранялись как нашивные, так и отдельно надеваемые украшения. В известной мере украшением можно считать и мелкие круглые серебряные пуговки, пришивавшиеся на платье. Из нашивных украшений прежде всего следует указать на нагрудные застежки, пришивавшиеся на платье, а позднее на нагрудник. Собственно говоря, в этот период они были лишь имитацией застежек — просто украшением костюма.
Из явно европейских шейных украшений у богатых женщин-ингушек можно было встретить медальоны на цепочке. Роль медальонов играли и дамские часы, которые в то время носили на шее. Крышка часов была обычно орнаментирована.
Женские височные кольца носили наши бабушки в позднем средневековье. Археологи часто находили их в наземных склепах. Существуют височные кольца разного вида — серебряные, бронзовые и биллоновые (из сплава), штампованные или литые. Большинство из них имеют восемь лопастей, реже — семь или шесть. Крепились они к волосам или головному убору, часто к курхарсу. Редко вдевались в мочку уха. Судя по могильному инвентарю, височные кольца были излюбленным украшением ингушек. По сообщению крупного кавказоведа Е. И. Крупнова, они являются наиболее распространенными украшениями во всех районах Ингушетии.
Шейные гривны (это вид украшений в виде металлического обруча или кольца) встречались значительно реже, нежели другие известные украшения. Объясняется это довольно легко — гривны носили богатые и знатные люди, простой люд не мог себе их позволить.
В нашей коллекции представлены также золотые серьги и серебряные кольца аланского периода и серебряные кольца с сердоликом, которые носили жрецы в 17-18 веках. Есть у нас и бронзовый браслет VIII века до н. э. (кобанская культура). Бронзовые браслеты имеют граненую поверхность и завернутые в спираль концы. Сильно выступающие грани (по три на каждом браслете) украшены мелкими косыми нарезами. Их носили молодые и состоятельные женщины по одному на каждой руке. Появились кобанские браслеты сначала в горных районах Центрального Кавказа, а затем стали использоваться по всему Северному Кавказу.
Обращает на себя внимание бронзовая привеска VI века до н. э. кобанской культуры. Она изготовлена в виде фигурки птицы с треугольным хвостом и головой фантастического животного. В центре туловища имеется круглое сквозное отверстие, через которое привеска подвешивалась к одежде. Птицевидные привески имели не только декоративное значение. Они связаны с культом птицы, который был широко распространен у кавказских племен в эпоху поздней бронзы и раннего железа.
Представлены в нашем музее женские украшения из серебра, бронзы, стекловидной пасты, различных камней, относящиеся к разным эпохам. К примеру, бусы из стекловидной пасты VII-IХ вв. н. э., относящиеся к аланскому периоду. Их с почтением и любовью носили наши прабабушки. Браслеты и кольца из черной стекловидной пасты, серебряные женские подвески, браслеты бронзовые, найденные в Эгикале, дошли до нас сквозь время, чтобы предстать перед нами.
Подвески делались из стеклянных и глиняных бус, которые покрывались замысловатыми узорами. Серьги представляли собой серебряную или бронзовую проволоку с незамкнутым верхним кольцом и обвитым вокруг стержнем, на который крепился покрытый зернью полый крупный шарик. Подвески изготавливались из тех же металлов, но при этом поверхность разрисовывалась разнообразным орнаментом от геометрического до растительного. Украшения для рук декорировались зернью, гравировкой, инкрустацией и чернью, а также традиционной резьбой.
Массовость нахождения этих украшений может говорить о том, что на территории древней Ингушетии существовали свои ювелиры.
Хранить наследие прошлого, последовательно и целенаправленно передавать его новым поколениям, воспитывать нравственность, показывать доблесть предков — главное предназначение любого музея. И Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Х. Мальсагова несет эту миссию уже на протяжении многих лет.