Тайны старой мельницы
В Ингушетии фиксируют объекты нематериального этнокультурного достояния
Специалисты Дома народного творчества и культурно-массовых мероприятий Ингушетии продолжают свою исследовательскую деятельность по выявлению, фото- и видеофиксации объектов нематериального этнокультурного достояния ингушского народа. На этот раз внимание пытливых исследователей и ученых привлекла старинная водяная мельница, расположенная в сельском поселении Яндаре Назрановского района.
«По свидетельствам старожилов, эта мельница была возведена Идрисом Падиевым в 1933 году. Мы на месте провели детальный анализ состояния мельницы, изучили её историю и особенности конструкции, сделали фотографии и видеозаписи объекта, чтобы сохранить информацию о нем и о технологии традиционного помола зерна для будущих поколений. Наша работа по выявлению и сохранению объектов нематериального наследия продолжается в ежедневном режиме, и её результаты доступны широкой аудитории через государственную информационную систему», – поделилась с газетой «Сердало» заместитель директора РДНТ Марем Котиева.
Тайны старой мельницы вместе с Марем Котиевой открывала и фиксировала целая команда специалистов, отправившаяся в экспедицию в сельское поселение Яндаре. В эту группу вошли известные в республике исследователи культурно-исторического наследия Ингушетии Ильяс Евлоев и Байали Хайров, а также талантливый видеограф учреждения Ислам Цуров. Немало увлекательных страниц прошлого открыл им Иса Падиев - внук строителя мельницы, которая, несмотря на свой солидный возраст, остается действующей – и в наши дни едут сюда со всей округи люди, чтобы помолоть на муку кукурузу и пшеницу.
Иса Падиев поделился знаниями о прошлом своего рода и истории мельницы, провёл экскурсию по территории мельницы и рассказал о том, как его дед строил это сооружение. Идрис Падиев был одним из лучших мастеров своего дела и его услугами пользовались многие жители Ингушетии.
Сразу после своего возведения мельница стала важным элементом инфраструктуры региона и играла значительную роль в жизни местного населения. Она обеспечивала мукой не только жителей окрестных сел, но и отдаленных населённых пунктов.
Мельница, которую по праву можно считать символом трудолюбия наших предков, продолжала работать даже в сложные времена. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на все трудности, она помогала обеспечивать мукой наших солдат – участников стратегической Малгобекской оборонительной операции. Мельник и его семья делали всё возможное, чтобы поддержать военных и гражданское население. Благодаря их усилиям, мука всегда оставалась качественной и соответствовала всем стандартам.
Между тем, Тамила Хутиева, возглавляющая отдел этнографии Дома народного творчества и культурно-массовых мероприятий, провела обширное исследование, посвящённое выявлению исторического материала, связанного с технологией помола муки из зёрен и круп у ингушей. В процессе исследования ею были изучены данные этнографических экспедиций и археологических раскопок, а также письменные источники, относящиеся к мукомольному промыслу в Ингушетии конца XIX - начала XX веков. Такой целостный подход позволил сформировать комплексный историко-культурный анализ.
В своей работе, обращенной к технологии помола у ингушей, Тамила Хутиева не обошла вниманием бытовавшие у наших далеких предков зернотерки и ручные каменные мельницы (келхьар). На равнинной части из-за отсутствия водных источников наибольшее предпочтение отдавалось как раз ручной мельнице с каменными жерновами. Цена каменного жернова для такой горской ручной мельницы приближалась к стоимости коровы.
Дому народного творчества Ингушетии довелось получить в свое распоряжение фамильную реликвию ингушской семьи Хайровых – ручную мельницу, изготовленную из мягкого известняка. Её владелицей была Хайрова Айшет Эльбердиевна, родившаяся в 1919 году.
На последующем историко-культурном этапе развития ингушской цивилизации была изобретена водяная мельница (хинхьайра). Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки и ингушский фольклор. В одном из сказаний, например, рассказывается о нарте Сеска Солсе и его друге Села Пиръе, сумевшем достать из подземного мира Эл водяную мельницу, о которой люди из солнечного мира не ведали и, естественно, сочли её за чудо.
Из сюжета сказания явствует, что герой был хорошо знаком с устройством этого сооружения. Он лично обустраивает мельницу на воде и обучает людей искусству размалывать на ней зерно, облегчая тем самым их труд.
Исследователь экономики и быта ингушей Н. Ф. Грабовский отмечал обилие мелких водяных мельниц в Горной Ингушетии в XIX веке. Их следы и поныне обнаруживают в горах современные исследователи.
«Сотрудники Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника в ходе археологических экспедиций в горном районе Ингушетии между башенными комплексами Тумги и Наькъисте в лесном массиве среди зарослей обнаружили неучтенную наукой древнюю водяную мельницу с жерновами, – отмечает Тамила Хутиева. – Памятник имеет овальную форму, протяженность западно-восточной стороны 3,2 м, северо-южной стены - 2,4 м, его крыша выложена из крупных плоских камней.
Помимо самого сооружения, были обнаружены два жернова - мельничные каменные круги, один из них сохранившийся в первозданной форме и находится внутри мельницы, а второй - снаружи. Сооружение сохранилось очень хорошо, помимо входного проема на одной из стен имеется продолговатое оконце. Исследователи считают, что оно может быть вентиляционным отверстием. Выложена мельница с применением известкового раствора. Древний памятник находится довольно далеко от населенного пункта, рядом с речкой Кяхк-хи.
В октябре прошлого года на территории башенного комплекса Мяшхи Джейрахского района исследователями Джейрахско-Ассинского музея- заповедника было найдено еще одно ранее неизвестное сооружение.
Выявленный объект располагается южнее архитектурного комплекса на расстоянии 200 метров, вблизи русла реки. Также рядом со строением был найден фрагмент мельничного круга, который в старину предназначался для перемалывания зерна. Эти признаки дают основания предполагать, что находка представляет собой водяную мукомольную мельницу».
В средневековом башенном поселении Фуртоуг в Джейрахском районе Ингушетии, по словам местных жителей, в 100 метрах от Фуртоугского водопада до 2002 года находилась еще одна действующая мельница, которая из-за сильного наводнения летом того же года была смыта ливневыми дождями.
Большую ценность с точки зрения материального культурного наследия ингушского народа представляет собой водяная мельница, построенная в конце XIX столетия в селении Барсуки на левом берегу реки Назранки.
«Эта мельница обслуживала население не только близлежащих населенных пунктов, но и отдаленные районы, включая Серноводск и Закан-Юрт, - говорит Тамила Хутиева. - Она выдавала муку первого и высшего сортов и бесперебойно работала до начала семидесятых годов прошлого столетия.
В 2001 году Постановлением Правительства Ингушетии Барсукинская водяная мельница была отнесена к памятникам истории и культуры республиканского значения и была взята под охрану государства».
По мнению специалистов РДНТ, обилие находок орудий помола различных эпох на территории современной Ингушетии является свидетельством развитого земледелия в прошлом. В этом отношении примечателен орнамент в виде колоса хлебного злака на вотивной тарелке VIII-X вв., найденной на территории нашей республики.